Submitted by Ирина Вячеславовна Афанасьева on Fri, 29/10/2010 - 12:27
Детство у детей с различными нарушениями – своё, особенное. У многих из них слабо развиты эмоции, речь, координация, моторика. В нашем детском саду вот уже несколько лет существуют группы для аутентичных детей, дошкольников с задержкой психического развития, невротическими расстройствами. С одной стороны мы должны знакомить ребят с окружающим миром, с другой – развивать, оздоравливать.
Для комплексного решения всех этих задач мы разработали циклы занятий, включающие пластические этюды, игры, театрализованные представления. Все эти виды деятельности детей направлены на коррекцию и профилактику эмоциональных расстройств. В то же время дети знакомятся с разнообразным миром растений, у них формируется чувство бережного отношения, любви к природе.
В работе нам очень помогают родители, которые придумывают разнообразные костюмы. Мы обратили внимание на то, что для детей с нарушениями различные театральные атрибуты особенно важны: они привлекательны, помогают войти в образ. На одном из занятий дети превращаются в цветы, которые под музыку раскрываются с первыми лучами солнца. Как правило, педагог рассказывает какую-нибудь историю, а дошкольники иллюстрируют её движениями и мимикой (эмоции). Активно мы используем и игры-загадки: предлагаем ребятам по описанию отгадать, о каком растении идёт речь, например: «Все знакомы с нами: яркие, как пламя, мы однофамильцы с мелкими «гвоздями». Полюбуйтесь дикими, алыми… (гвоздиками)». Загадки и ответы могут быть показаны и виде жестов. Из «волшебного сундучка» мы достаём матерчатые (кожаные) части фигурок разных животных (медведя, крокодила, слона), которые скрепляются между собой при помощи пуговиц, шнуровки. Дети стараются правильно подобрать и скрепить между собой фрагменты изображений, чтобы получился зверёк. Дефектолог следит за движениями пальцев детей, при необходимости помогает.
После ответов на вопросы педагога дошкольники надевают маски и сами превращаются в зверят, танцуют. Фигурки из ткани используются и для работы над звукопроизношением, например, для правильного произношения звуков «Ш», «Р», «Л», «С», нахождения их в словах. Для развития воображения мы регулярно проводим игры «Угадай животное». Ребёнку предлагается изобразить повадки, поведение, характерные движения того или иного животного, его нрав. Очень любят дети разыгрывать при помощи жестов и мимики этюды «Лиса прислушивается, «Медведь наелся малины», «Волк голодный», «Зайчик испугался» и другие.
На: Звери из волшебной шкатулки
Ирина Вячеславовна, желаю успехов в Вашей работе, такой нужной и сложной! С уважением =