Submitted by Ольга Михайловна Кужилина on чт, 28/10/2010 - 18:11
Тема урока. Реки. Части реки. Речная система.
Цели урока: - сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины;
- научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки 1, 2,… порядка.
Средства обучения: географические карты полушарий и России, демонстрационные таблицы «Речная долина», «Речная система». Слайдовая презентация к уроку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Уточнение представлений учащихся о реке.
* Определение темы урока.
- Ребята, сейчас закройте глаза и представьте себе то, о чем вам подскажет мелодия и стихотворение, которое я вам прочитаю.
(играет мелодия «Шум реки» на фоне которой слышен шум течения реки, учитель читает стихотворение о реке)
Плывет лебедушкой, как песня плавная
Спокойной птицею ее волна.
Всегда игристая, река-красавица,
Как в поле ветер, здесь, она вольна.
Березы русские вокруг красуются,
Поля широкие и даль ясна
И наш красивый край не налюбуется
Тобой, красавица – моя, река.
- Откройте глаза и расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали музыку. (выслушивание учащихся)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о реке)
( Приложение 2, Слайд 1. «Реки. Части реки. Речная система»)
- Запишите тему урока «Реки. Части реки. Речная система».
3. Изучение нового материала.
*Рассказ учителя о реках
- Реки покрывают земной шар, словно паутина. Они играют в жизни человека огромную роль. По ним еще в Древности селились племена, возникали села и города. Реки – это главный путь сообщения между людьми. Реки кормили и поили людей, были естественной преградой от врагов. Вся жизнь человека связана с реками. Издавна реку любили поэты и художники и воспевали ее красоту в своих творениях. Оказывается, что у каждой реки есть свой характер. Давайте посмотрим!
(Приложение 2, Фотографии рек. Слайды 2 - 5)
- Какой же характер у рек на слайдах 1 и 2? (рассуждения учащихся)
- Похожи ли реки на 3 и 4 слайдах на предыдущие 2? Почему?
*Уточнение представлений о реке и ее частях.
- А что же такое река?
(Приложение 2,Слайд 6. «Определении реки»)
- Каждый предмет состоит из нескольких частей. Например ручка. Из каких частей она состоит?
- Как, по вашему мнению, у реки есть части? Какие? (рассуждения учащихся)
- А давайте проверим!
(Приложение 2, Слайд 7. «Части реки»)
- Посмотрите, оказывается у реки очень много частей. Прочитайте их названия. (один читает вслух)
- Попробуем дать по схеме определения этим частям и конечно проверим правильно ли вы мыслите.
1. Исток
2. Устье.
3. Русло.
4. Приток.
(Проверка правильности ответов идет по слайдовой презентации.
Приложение 2, Слайд8. Ученик говорит свое определение, на экране высвечивается истинное.)
- А знаете ли вы, что устье бывает двух видов? По-моему нет.
(Приложение 2, Слайд 9. «Устье»)
Устье
Дельта
Эстуарий
Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Чаще всего имеет треугольную и веерообразную форму. Образуется на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое количество наносов.
Эстуарий – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносят приливно - отливые течения, а прилегающая часть моря достаточно глубока.
·Задание: - откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельта и эстуарий.
Запишите в тетрадь.
* Формирование понятия «Речная система»
- Вернемся к рисунку «Части реки». Нам следует его дорисовать.
- Где берет свое начало река? (в озере)
- Где берет начало приток? (в горах)
- Где еще могут брать начало притоки? (в болоте, в роднике)
- Дорисуем схему. Сколько всего притоков получилось? (три)
- Как мы их будем различать?
Вывод:нужно встать по направлению к течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева – то левый.
- А если левых притоков два, то как их будем различать? (тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает вторым – второго.)
- Вот этот рисунок и есть РЕЧНАЯ СИСТЕМА. Сделайте подзаголовок рисунка «Речная система».
- Мы с вами уже умеем определять длину расстояний между населенными пунктами по карте. А как же определить длину реки? И какие сложности могут возникнуть? (реки извилистые)
- И что же нам поможет? (нитка и линейка)
- Правильно, накладываем нитку на изгибы реки, затем совмещаем с линейкой, получившееся расстояние умножаем на именованный масштаб.
* Задание: 1 вариант измеряет длину реки Оби, 2 вариант – Енисея.
4. Закрепление полученных знаний.
· Работа в атласах.
- Откройте карту РФ, найдите реку Обь. Опишите речную систему по плану.
1. Главная река.
2. Исток главной реки, устье главной реки.
3. Левые и правые притоки.
4. Притоки 1, 2, 3… порядка.
Ответ:
1. Обь.
2. г. Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье – Карское море.
3. Левый приток – Иртыш.
4. Приток 1 порядка – Иртыш, 2 порядка – Ишим.
5. Итог урока: - Какие вопросы возникли у вас в ходе урока?