Развитие пространственного мышления и образного воображения. Закрепление навыков анализа конструктивных особенностей строения формы предметов и изображения их на плоскости. Изучение простейших основ линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции и использование их на практике.Дальнейшее развитие навыков рисования с натуры. Формирование у учащихся эстетического восприятия окружающей действительности и развития художественного вкуса.
Оборудование урока
а) Для учителя: три натурные постановки, наглядные пособия в виде таблиц и рисун-ков показывающих последовательность построения изображения, работы учащихся для демонстрации, компьютер, доска, мел.
б) для учащихся: альбом формата А-4, карандаши марки- ТМ и М, ластик.
Оформление классной доски
С правой стороны-таблицы методической последовательности работы над рисунком с левой, в верхней части примеры композиционного размещения изображения на листе бумаги и работы учащихся; нижняя часть этой половины доски остается чистой, чтобы иметь возможность по ходу изложения учебного материала сделать необходимые графические пояснения, показываю на компьютере поэтапное построение предметов.
План урока
1. Организационная часть – 2 мин.
2. Сообщение новых знаний – 10-12 мин.
3. Практическая работа учащихся – 27-30 мин.
4. Сообщение задания на дом – 3-5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности учеников к уроку ( наличие художественных материалов и принадлежностей ).
2.Устная проверка усвоения материала прошлого урока
Ребята, на этом уроке мы продолжим изучение большой темы “Светотень”. На предыдущих уроках мы рисовали различные геометрическиетела такие как: шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед и занимались построеним точного рисунка этих предметов, а за тем его штриховкой, т.е. тональной проработкой.
На этом уроке мы продолжим изучение этой темы, но уже будем рисовать с натурыболее сложную фигуру – декоративную вазу.
Но сначала нам вместе нужно повторить основные моменты и понятия, которые вы усвоили на прошедших уроках.
Во- первых, рисунок куба,шара и множества других геометрических тел мы начинали с вами с ...? ( Здесь учащиеся отвечают. В затруднительных ситуациях помогаю наводящими вопросами ). Правильно, рисунки этих предметов мы начинаем с его компоновки на листе бумаги. Сначала мы рисуем плоскость, на которой стоит та или иная фигура, а потом в общих чертах скомпонуем сами фигуры на листе бумаги. При этом следим, чтобы будущий предмет располагался на листе бумаги равномерно, чтоб не был слишком большим или слишком маленьким. Обращаем внимание на то, чтобы он не « уходил» влево или вправо к краям листа.
Ребята, расскажите о следующем этапе работы.
- Проводим осевые линии: вертикальную, горизонтальную и за тем диагональные. На этих линиях отмечаем равные отрезки и прорисовываем предмет. После дальнейшего точного построения и уточнения конструкции предмета, мы намечаем на нем границы. Границы света,тени, рефлекса, падающей тени, складок, если они есть. Вот только после всего этого мы приступаем к штриховке, т. е. тональной проработке рисунка – использованию светотени.
- А что нам дает использование светотени в рисовании?
- Светотень позволяет передавать объем изображенных предметов на плоскости листа.
-А какие основные понятия светотени вы знаете ?
- Свет – это освещенное место на предмете.
-Тень - затемненное место предмета, куда не попадает свет.
-Блик – самое яркое пятно на предмете. Это отражение источника света ( солнца или искусственного освещения ).
-Рефлекс – это отраженный свет от близлежащих предметов.
- Падающая тень – тень от самого предмета.
3.Изложение учебного материала
- Ребята, прежде всего обратите внимание на характер и особенности конструктивного строения формы вазы и на значение слова «амфора»: амфора – это сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, широко распространенный в античном мире и в Киевской РусиX – XII вв.
- Опишите строение вазы.
-Форма нашей вазы заключает в себе ряд простейших форм, которые конструктивно связаны между собой.
-Какую форму напоминает горлышко вазы?
-Определите форму основного объема вазы. Не похож ли он на яйцо?
-Из каких простейших форм состоит ножка вазы?(на компьютере показываю различные формы вазы.)
Методическая последовательность работы над рисунком по таблицам.
Работа потаблице№1
- Как правильно разместить, скомпоновать рисунок и как начинать построение? Положить лист бумаги по вертикали или по горизонтали? Почему надо положить его по вертикали, а не по горизонтали?
Работа потаблице№2 (Объяснение учителя)
На таблице намечены общий характер формы и основные пропорции, отношение высоты к ширине. Чтобы изображение вазы не получилось кривое, пользуемся вспомогательными линиями. Сначала проводится осевая вертикальная линия, которая помогает правильно изобразить правую и левую стороны вазы. ( Напомнить, что такое осевая линия в рисунке и как пользоваться ею при построении изображения. )
Чтобы горлышко и ножка вазы правильно располагались по вертикали, необходимо провести еще две вспомогательные прямые линии – от горлышка вазы вниз к ножке. Затем намечаем конструктивную основу формы вазы и проверяем правильность построения изображения. Надо определить, где проходит линия горизонта, и уточнить перспективное изображение горизонтальных плоскостей. Плоскость донышка у ножки вазы будет более округлая, чем у основания тулова, а окружность у основания горлышка вазы будет видна как прямая линия.
Начало построения изображения надо вести, легко касаясь карандашом бумаги. Все вспомогательные линии в дальнейшем должны быть стерты.
Когда рисунок вазы будет построен, надо наметить границы светотени и проложить легкой штриховкой тень на вазе и за ней.
Вся эта работа, ребята, рассчитана на 2 урока, поэтому спешить закончить рисунок не надо. Ваша задача на сегодняшнем уроке сделать правильное и верное построение вазы. На следующем уроке мы приступим уже к светотени.
Прежде чем приступить к работе, пожалуйста, все дружно встаньте, и мы проведем с вами физкультминутку.
4. Физкультминутка ( звучит музыка)
В течение 1 – 2 минут небольшие физические упражнения вместе с детьми.
5. Самостоятельная работа учащихся Учащиеся приступают к работе.
Пока учащиеся рисуют, надо обойти класс и сделать необходимые замечания по отдельным работам. Если будут типичные ошибки у большинства учеников, надо прервать урок и сделать дополнительные пояснения. Заострить внимание на правилах построения окружности в перспективе, пояснить рисунком
6.Подведение итогов
Ребята, чем мы с вами занимались на уроке?
-Сегодня мы рисовали с натуры вазу.
Научились строить на листе конструкцию вазы.
- Повторили основные понятия светотени.
Выставление оценок за работу на уроке.
Выбираем работы, объясняю учащимся, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков. Свои пояснения проиллюстрирую рисунком на классной доске.
7. Завершение урока и задание на дом
В конце урока сообщаю учащимся, что эту работу мы продолжим на следующем уроке. Чтобы им было легче справиться с заданием, предлагаю дома выполнить тональный рисунок предмета домашнего обихода, аналогичного по форме (фарфоровый чайник, ваза для цветов, яйцо, мячик для пингпонга). Давая задание на дом, показываю на классной доске, как надо вести работу, напоминаю какими средствами тона выявлять объем формы.