Формирование информационной компетенции учителями естественно-гуманитарного цикла (из опыта работы учителей биологии, русского языка и литературы МОУ СОШ №57).
Бавыкина О. Н., Зыкова Е. А.. Рухлина Е. В., Таптунова Е. В.
МОУ СОШ №57 городского округа город Воронеж
Oschool57@mail.ru
….происходит эволюция универсальной
информационной сети,
способной связать воедино всех людей.
Речь идет о наступлении нового века.
Технология предлагает нам намного более значительные
информационные и коммуникационные ресурсы.
Эти ресурсы столь велики, что очевидно:
мы вступаем в новую эру – информационный век
У. Дайзард
Тишина… Пустые школьные коридоры. В школе №57 идут уроки. Всем знакома эта картина. Но сегодня в школе необычный день. День интегрированных уроков в рамках недели информационных технологий.
В актовом зале – совместная конференция секций «Экосфера» и «Любители русской словесности» научного общества учащихся «ОКНО» для учащихся 11-х классов «Философия науки и философия жизни в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды». Конференция начинается со вступительного слова учителей биологии Бавыкиной О. Н., русского языка и литературы Рухлиной Е. В., в котором они сообщают о целях и задачах мероприятия.
Цели: образовательные: познакомиться с романом В. Дудинцева «Белые одежды», с деятельностью генетиков советского времени, рассмотреть процесс деления клетки – митоз, осмыслить основные проблемы произведения. Развивающие: совершенствование методов работы с историческими, литературными, биологическими, информационными источниками, развитие умений учащихся выделять главное, обобщать полученные результаты, учить анализировать и делать выводы, представлять результаты работы, используя цифровые образовательные ресурсы. Воспитательные: воспитание чувства патриотизма к своей Родине, научного мировоззрения, информационной культуры.
Затем выступления учащихся, зрелые, глубокие, интересные. Человек и наука – одна из самых болезненных проблем во все времена. И сейчас она тоже актуальна. На примере героев романа В. Дудинцева «Белые одежды» учащиеся рассматривают, как проблемы генетики отражаются в литературе. В ходе конференции обращается внимание на анализ процессов деления клетки, строение хромосом. Ребята пытаются осмыслить основные проблемы произведения, учатся анализировать и делать выводы, а также работать с различными источниками информации. Свои выступления ребята сопровождают мультимедийными презентациями, видеороликами, демонстрация процесса митоза происходит с помощью интерактивной схемы программы «КМ-школа». В результате учащиеся приобрели навыки в подборе материала, его анализе. И самое главное приобрели навыки публичного выступления.
После окончания урока-конференции - анализ мероприятия. Все присутствующие отмечают целесообразность проведения таких интегрированных уроков, так как они способствуют увеличению познавательной активности, реализуют творческий потенциал учащихся, повышают мотивацию к изучению школьных предметов. Все были едины в своем мнении, что использование информационных технологий помогает добиваться высоких результатов успеваемости, повышает мотивацию к изучению предметов и позволяет оптимизировать учебный процесс.
Действительно, в наше время изменилось все: люди, техника, время, дети. Дети стали более свободными, раскованными, имеют доступ к разным источникам информации. Для них нет кумиров, они критически относятся ко всему миру. Добавьте еще и неблагополучную обстановку в большинстве современных семей. Изменился и учитель, его методы преподавания.
Проекты государственных образовательных стандартов предъявляют высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника – вот современные условия образовательного процесса. Такие высокие запросы удовлетворить, основываясь на традиционных методиках, становится все труднее и труднее. Если раньше приоритетной целью образования являлось усвоение суммы знаний, которые выработало человечество, то в новых условиях на первый план выходит задача научить детей самостоятельно добывать знания, т. е. формирование ключевых компетентностей. В результате человек-выпускник должен быть успешным, компетентным, профессионально мобильным, умеющим учиться на протяжении всей жизни. Это и есть основная задача российского образования. Следовательно, мы учителя должны научить детей учиться. Снова встает вопрос: «Как это сделать?». Скорее всего, применяя новые педагогические технологии, в том числе информационные.
Для себя мы решили, что необходимо показать ребятам, что знания, полученные на одном уроке, пригодятся и на другом. Необходимо интегрировать уроки. Может быть, понятие интеграции не такое новое, но оно, как нельзя, кстати, оказалось актуальным в настоящий момент. Именно стремление к интеграции в области образования, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство.
На заседаниях школьных методических объединений учителей биологии и филологии бело принято решение о совместной деятельности. Работа закипела, и результаты не заставили себя долго ждать.
Интересной представляется нам разработка интегрированного урока по литературе и биологии для учащихся среднего звена «Великое дело – верить. И любить» по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Учителя биологии (Бавыкина О. Н.) и литературы (Зыкова Е. А., Таптунова Е. В.) ставили перед собой следующие цели: познакомить учащихся с произведением, совершенствовать приёмы анализа литературного и биологического текста, обобщить знания учащихся по теме «Значение млекопитающих в жизни человека», развивать творческое воображение; рассмотреть с биологических понятий как происходит взаимопонимание человека и животных, способствовать воспитанию нравственных качеств: доброты, совести, долга, ответственности за себя и своих близких, судьбу планеты.
В ходе подготовки данного урока учащиеся седьмых классов выполнили кропотливую краеведческую работу по сбору материалов о жизни и творчестве известного писателя и публициста Г. Троепольского, нашего земляка, особое внимание обратили на поведенческие особенности животных (собак). Результаты были представлены в виде компьютерной презентации. Фотогалерея со снимками собак различных пород, а также фрагменты из кинофильма «Белый Бим Чёрное ухо» помогли ученикам глубже вникнуть в проблему отношения человека к животным. Этот урок необычен тем, что позволил с нескольких сторон, по-новому осветить тему «Млекопитающие» при изучении зоологии в 7 классе.
Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины для изучения другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. В игровой форме мы отправляемся в сказочное «Путешествие имени существительного по лесу» (интегрированный урок русского языка природоведения в 4 классе, проводимый учителями биологии Бавыкиной О. Н. и начальных классов Душкиной В. П.). Ребята изучают лес как природное сообщество и повторяют все об имени существительном на примере биологических понятий лесного сообщества. Скучные схемы, таблицы оживают на экране монитора, что позволяет ученикам самостоятельно найти решение различных заданий.
В итоге мы заметили следующие изменения: наши ученики перестали просто выполнять предписанные действия за оценку, они начали критически оценивать ситуацию, самостоятельно планировать собственные действия и осознавать ответственность за результат своего труда.
И в заключение хочется отметить, что цифровые образовательные ресурсы в настоящий момент составляют основу образовательной системы России и мира. Поэтому необходимо формировать информационную компетентность учащихся именно сейчас, чтобы в будущем мы получили успешного человека. Ведь, по словам У. Дайзарда «.. мы вступаем в новую эру – информационный век».
|