Психолого-педагогическое сопровождение "Совета отцов "в работе с учащимися «группы риска».
Размещено: Елена Владимировна Залуцкая - вт, 26/10/2010 - 15:48
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе, как “связь с родителями”, “работа с родителями”, из ценностно-нейтральной формулировки “семья и школа”.
Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями.
Целью взаимодействия психолога с родителями является психолого-педагогическое сопровождение семей, создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Цель представлена в более конкретных задачах:
- согласование действий родителей и психолога по адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей-школьников;
- сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у детей;
- совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства, профессиональных интересов;
- выявление одаренности и развитие способностей ребенка;
- совместное предупреждение асоциального поведения детей и подростков.
И именно последней задаче и посвящено мое сегодняшнее выступление. Т.Л.Сидоренко уже рассказала вам о том, как в нашей школе ведется работа с семьей, а так же и о нашем совместном проекте-Совете отцов, состоящем из авторитетных родителей, с помощью которых мы и хотим решить одну из главных задач взаимодействия школы и семьи - совестное предупреждение асоциального или девиантного поведения детей и подростков.
Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Совет отцов реализуют работу в различных направлениях и одно из этих направлений -это работа с учащимися «группы риска» девиантного поведения, привлечение их к совместной работе. Не секрет, что это не всегда легко сделать, ведь к «проблемный», «трудным» детям нужен особый подход, чтобы не оттолкнуть, а понять, принять, помочь.
А как сами «трудные» подростки относятся к своим проблемам?
· «Важней всего для меня- чувствовать, что меня любят и ценят, независимо от того, насколько глупо и нелепо я выгляжу. Мне нужен тот, кто верит в меня, потому, что я сам часто бываю в себе неуверен. Если честно, я иногда стыжусь себя. Я чувствую, что я недостаточно сильный, яркий, красивый, обаятельный по сравнению с теми, кто меня окружает»
· «Мне нужен тот, кто мог бы спокойно, без всякой критики выслушать меня и помочь мне разобраться в самом себе. Когда я терплю неудачу, теряю друга или проигрываю в игре, то мне кажется, что переворачивается весь мир. Мне нужны любящие руки, которые бы успокоили меня. Мне нужно место, где я мог бы поплакать и где бы никто надо мной не смеялся. Но с другой стороны, мне нужен человек, который всегда будет рядом. Мне также нужен тот, кто громко скажет «Остановись!»
· «Кроме того, мне нужно, чтобы ты, мама и папа, были искренними со мной во всем, что касается вас и меня. Только тогда я смогу доверять вам. Я хочу, чтобы вы знали, что Я люблю вас. И, пожалуйста, не обижайтесь, когда мне нравятся другие. Они не уведут меня от вас. Пожалуйста, любите меня всегда»
Родители доверяют нам самое дорогое — своих детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать.
Давайте вместе проанализируем, с кем же в течение дня общаются наши дети. Кто, так или иначе, оказывает воздействие на ребенка. И сейчас я хочу вам предложить небольшую ролевую игру:
Посмотрите, всех людей, можно условно разделить на 3 группы: дом ( семья), школа, и улица ( друзья).”Это три социальных института, где растет, развивается и воспитывается ребенок.
Мы хотим предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждого социального института в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы “Родители”, “Школа”, “Улица”. Предлагается присоединиться по одному участнику из приглашенных гостей.
Перед вами на столах лежат 20 листочков с перечисленными возможностями, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на ребенка. В течение 5 минут вы должны, посовещавшись, отобрать не менее 5 возможностей, которые оказывают положительное влияние не ребенка, и не менее 3 возможностей, которые на ваш взгляд, оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка. На выбранных вами листочках сбоку, пожалуйста, поставьте, + или – ( положительное или отрицательное влияние ). Если вы посчитаете нужным добавить какие-либо возможности, у вас на столах есть пустые листочки и маркеры, которыми вы можете дописать предлагаемые вами возможности. (Включается музыка).
Пожалуйста, подойдите по одному представителю от каждого социального института к доске и возьмите с собой те возможности, которые, на ваш взгляд, оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Прикрепите, пожалуйста, к доске выбранные вами возможности, под тем социальным институтом, к которому вы относитесь в вашей группе. А теперь, пожалуйста, вернитесь, к столу и возьмите, те возможности, которые на ваш взгляд, оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка. Листочки прикрепляются.
А теперь я обращаюсь ко всем присутствующим- мы видим, что + влияние могут оказывать на формирование личности ребенка как школа, так и семья, так и улица. Давайте с вами сейчас отберем те одинаковые положительные возможности, которые встречаются нам во всех трех социальных институтах и прикрепим их к доске. Теперь то же самое сделаем с возможностями, оказывающими отрицательное влияние.
Из нашего упражнения мы видим, что в каждом из этих трех социальных институтов ребенок может приобрести как положительный, так и отрицательный опыт.
От чего же зависит, какой опыт получит человек в одной и той же ситуации?
Чтобы найти ответ на этот вопрос я предлагаю вам принять участие в следующем упражнении.
(расставляются стулья и убираются столики)
В этом упражнении принимают участие все присутствующие, но со мной, непосредственно, будут работать 5 человек (приглашаются 3 представителя Совета отцов и 2 представителя от гостей). Я повторяю, в этом упражнении участниками являются все присутствующие.Главное условие-оно должно проходить в полной тишине, никто из вас не должен издавать ни звука. 5 Участникам завязываются глаза и они разводятся по разным сторонам зала. Сейчас задача участников с завязанными глазами- вернуться назад и построиться по росту. Проверить готовность. Снимаем повязки и остаемся на своих местах. Возьмите, пожалуйста, стулья, сядьте на свои места, где вы только что стояли и мы обсудим, что же у нас получилось.
Я прошу каждого из участников рассказать о том, что он почувствовал, когда получил задание и как действовал во время его выполнения. Благодарю каждого.
А теперь я обращаюсь к остальным участникам, что хочет рассказать о своих чувствах, переживаниях во время выполнения этого упражнения. Участники говорят о том, что их хотелось помочь. А почему вы не сделали это?
Давайте обсудим, что же мы увидели, какие ответы получили на свои вопросы?
Психологи считают, что в любой нестандартной, незнакомой ситуации человек ведет себе, используя одну из 4 стратегий поведения:
1.Лидер по действию
2.Лидер по результату
3.Стратегия поведения «Найди меня»
4.Стратегия поведения «Ловушка»
Эти стратегии поведения изначально закладываются в семье и обусловлены личностными особенностями человека. Но как они могут проявляться, говоря о детях?
1.Лидер по действию- активный, инициативный ребенок и часто для него не важно + или – будет результат
2.Лидер по результату – это ребенок у которого хорошо сформирован внутренний план действий и часто как ребенок, так и взрослый данной модели поведения может отследить причинно-следственные связи и знает, что за тем или иным поступком последует результат.
3.Стратегия поведения «Найди меня»-это дети, не приученные критично мыслить, безусловно подчиняются влиянию взрослых и не способны самостоятельно принимать решения, что касается любой области: выбор друзей, образования, семейные отношения в будущем.
4.Стратегия поведения «Ловушка»- это самонадеянные, не умеющие критично мыслить И если это сильная натура, они говорят « Я считаю, что так правильно и все подстраивайтесь под меня»
5.Если же это слабая натура, то эти дети, как правило, часто оказываются под чужим влиянием, часто негативным, оказываются в нелепых ситуациях.
В проведенном нами упражнении мы увидели следующие модели поведения-……….
Возвращаясь к теме работы с подростками хочется подвести небольшой итог:
Именно в подростковом возрасте дети пробуют те или иные модели поведения в различных ситуациях
Но одна из них остается ведущей и на, взрослым, очень важно на доступных примерах, может быть проведя с ними это упражнение, показать, что в ребенке есть сильного, а что слабого, что поможет им быть успешными в жизни, а что будут мешать.
Но самое главное в работе с детьми любить всяких, любить разных. (звучит тихая музыка)
Сказка. «Фиолетовый котенок»
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
—Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.
—Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый, — каркала ворона.
—Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь!
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
Луна была большая, белая, яркая.
— Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
— А как бывает еще? —удивлялся котенок.
— У меня есть брат, — сказала. Луна, —
он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
— Он похож на тебя7 Конечно, хочу.
— Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
— Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. —А я знаю твою сестру Луну!
— Передай ей привет, — сказал Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
— Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Ну и что?
Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка. А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.
Заканчивается выступление презентацией.
Семья
Положительное
Отрицательное
любовь
уважение
принятие друг друга
поддержка
личный пример
здоровый образ жизни
занятия спортом вместе с ребенком
расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т.д.)
развитие ситуации успеха ( похвала, поддержка)
индивидуальный подход к ребёнку
добрые отношения в семье
главное: любить ребёнка только за то, что он Ваш ребёнок