Ребята, мы продолжаем знакомиться с музыкой разных народов мира. Скажите, с музыкой каких народов мы уже познакомились? (украинского, беларусского, народов Закавказья и Прибалтики, с музыкой польского народа).
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с музыкой итальянского народа. Италия – это европейская страна, и первое произведение, которое я хочу послушать вместе с вами, называется «Санта Лючия». Это итальянская народная песня. Прослушав музыку, определите ее характер, настроение.
Слушание.
- «Санта Лючия», итал.н.п.
Ответы детей (пользуясь словарем музыкальных эмоций).
Вопросы учителя: «Что мы можем сказать об исполнителе? Под аккомпанемент какого инструмента звучит музыка? Охарактеризуйте музыку, опираясь на средства музыкальной выразительности».
Чтобы представить эту страну вам было проще, на сегодняшний урок я принесла репродукции некоторых портретов, которые принадлежат кисти великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. На этих портретах изображены итальянцы, современники Рафаэля. Напомню, что этот живописец жил на рубеже 15-16 веков.
Просмотр репродукций портретов.
Но на уроках музыки во 2-м полугодии мы постоянно говорим о том, что для музыки нет преград и расстояний, что понять музыку любого народа, будь то музыка русского или какого-либо другого народа может любой человек, будь то испанец, итальянец и т.д. Почему? (потому что музыка говорит не на языке слов, а на языке звуков, а язык звуков понятен всем без исключения. Чтобы понять, например, итальянца, нам нужно выучить итальянский язык или обратиться за помощью к переводчику, а чтобы понять итальянскую музыку, либо музыку какого-либо другого народа, нам нужно всего лишь ее внимательно прослушать).
Также мы говорили с вами и о том, что часто русский композитор обращается к музыке других народов мира и пишет музыку о других странах и это у него прекрасно получается ( вспомним оперу Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»). Вот и на сегодняшнем уроке мы прослушаем такую же музыку. Однажды М.И.Глинка, наш русский композитор, побывал в Италии и эта страна произвела на него огромное впечатление. Вернувшись, он написал прекрасный романс на стихи И.Козлова, который назвал «Венецианская ночь». Венеция – это город в Италии, который стоит на воде. Послушайте это произведение. Какие средства музыкальной выразительности использует Глинка, чтобы передать красоту венецианской ночи?
Ответы детей (определить настроение музыки, аккомпанирующий инструмент, голос исполнителя).
На свете очень много стран и народов, у каждого из них своя культура, в чем-то похожая, а в чем-то отличная от нашей, русской, культуры, но мы должны относиться дружелюбно к любому человеку, не взирая на то, к какому народу он принадлежит. И отчасти как раз об этом написана песня А.Спадавеккиа на стихи Е.Шварца «Добрый жук». Послушайте ее, я думаю, что многим из вас она окажется знакомой.
Пение.
- знакомство с песней (слушание в исполнении учителя);
- разучивание. Работа над:
а) чистотой интонирования;
б) дикцией;
в) ритмом;
г) выразительностью исполнения;
-исполнение.
Итог урока.
Что нового на сегодняшнем уроке вы узнали? С какими новыми произведениями познакомились ? Может ли слушатель понять музыку разных народов мира? Почему?