Ход занятия
1. Организационный момент (создание психологической комфортности на занятии).
Воспитатель: Добрый день, ребята. Я очень рада видеть вас и наших гостей. Давайте вспомним правила работы в группах.(Внимательно слушай товарища; говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение рубят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь.)
Воспитатель: Как вы думаете, от кого зависит успех нашего занятия. (Успех нашего занятия зависит от работы каждого из нас.) Возьмитесь за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом любви, радости и успеха. Какое у вас настроение? (Хорошее.) Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца нашего занятия. Присаживайтесь на свои места
2. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Ребята, тему занятия вы узнаете , отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки.
Кто расставил на бегу
Крестики и точки. (Птицы)
Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Как называют таких птиц?
Дети: Зимующие птицы. (На доске название темы занятия.)
3. Работа по теме занятия.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны птицы?
Дети: Они создают красоту природы, Являются санитарами леса. Способствуют размножению растений.
Воспитатель: Сейчас мы посетим птичью столовую. Кто же прилетел к кормушке.
Звучит аудио запись голосов птиц.
Воспитатель: Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.
Дети: Воробей.
Воробей: Я - воробей-птичка маленькая, подвижная. У меня короткие сильные лапки, клюв тонкий, твёрдый. В холодную пору мы сидим прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Живём мы стайками.
Воспитатель: Трещала с самого утра пора-пора. А что пора?
Такая с ней морока, когда трещит…
Дети: Сорока.
Сорока: Я птица говорунья, самая болтливая. Я - белобока, потому что по бокам пёрышки у меня белые. Голова и крылья – чёрные Хвост тоже чёрный, но с очень красивым зеленоватым оттенком, длинный и прямой, как стрела.
Воспитатель: Кто это так бойко перескакивает с одного сучка рябины на другой. Кто это выводит протяжно и звонко свою песенку: «Синь-синь-синь». Прислушайтесь.
Синица: Скинь кафтан, скинь кафтан.
Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда.
Воспитатель: Ребята, вы узнали эту птицу?
Дети: Это синица.
Синица: У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный хвост. Летом я живу в лесу, питаюсь насекомыми. Зимой холодно и голодно, я перебираюсь ближе к жилью людей, где больше корма. Я люблю несолёное сало, семена подсолнечника. Воробей, сорока, пустите меня на кормушку.
Воробей и сорока: Пожалуйста, вместе с нами жить веселей.
Звучит запись голоса птиц.
Синица: Ребята, а как зовут эту птицу?
Зимой на ветке яблоки, скорей собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…
Дети: Снегири.
Снегирь: Я - снегирь. Я уверен вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Моё имя связано с первым снегом. У меня толстый, короткий чёрный клюв. Я люблю расклёвывать ягоды рябины, калины, зёрнышки, охотно поедаю семена клёна и липы. Я люблю нырять в снег и купаться в нём.
Синица: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Не забывайте о нас, ребята, зимой.
Снегирь: Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой.
Воспитатель: Спасибо вам, птички. Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. А сейчас физкультминутка с речевой разминкой.
Концертмейстер: Ребята, не забудьте при выполнении физкультминутки, о том, что мы должны следить за силой нашего голоса. Посмотрите внимательно на таблицу. Начинаем мы физкультминутку с самого громкого звучания, затем сила звучания голоса изменяется?
Дети: Да, голоса становится немного потише.
Концертмейстер: А когда «мы садимся» на рябинку как звучит наш голос?
Дети: Голос звучит ещё тише.
Концертмейстер: Когда мы звонко начинаем петь песенку, голос становится, каким?
Дети: Голос становится звонким, ярким.
Концертмейстер: И потом мы поём свою звонкую песенку, начиная громко, и постепенно звук становится каким?
Дети: Звук становится всё тише и тише.
Музыкальная физкультминутка «Длиннохвостые сороки»
Длиннохвостые сороки,
Желтогрудые синицы
На рябину дружно сели,
Звонко песенку запели
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?
Дети…
Воспитатель: Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В суровую зиму из десяти синичек выживает одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Показ презентации «Зимующие птицы».
Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоят готовые кормушки. Они изготовлены из коробки от сока. Рассмотрите её внимательно.
Воспитатель вывешивает на доске планирование этапов работы.
Планирование этапов работы.
а) Возьмите шаблоны:
б) Разметьте по шаблону по обе стороны коробки;
в) Аккуратно вырежьте сначала с одной, а далее с другой стороны;
г) Проволоку пропускаем через оба отверстия и два конца проволки соединяем, закручиваем.
Концертмейстер: Ребята, возьмите в руки шарики и представьте, что это яичка, которое дала нам какая птичка?
Дети: Нам дала его синичка.
Концертмейстер: Музыка у нас будет нежная, ласковая, протяжная, чтобы мы с вами могли катать «яичко» как?
Дети: Мы должны катать его очень осторожно.
Концертмейстер: «Яичко» у нас очень хрупкое. Вот и постарайтесь передать характер музыки своими движениями.
Пальчиковая музыкальная игра «Мен дала синичка»
Мне дала синичка хрупкое яичко.
Ты яичко покатай, но из рук не выпускай.
Воспитатель: Нам предстоит работать с ножницами. Давайте вспомним правила работы с ними.
Учащиеся зачитывают правила по пунктам.
Воспитатель: Ваша задача, работая в паре превратить коробку в кормушку для птиц. Договоритесь, кто какую работу будет выполнять. Один из вас делает разметки, другой вырезает. Смастерить кормушку вы должны до конца занятия. После окончания работы покажите условленным сигналом, что ваша кормушка готова.
Звучит спокойная музыка.
Во время практической работы воспитатель оказывает помощь детям.
Воспитатель: А теперь ребята, повернитесь к гостям покажите свои работы, свои столовые для птиц. А где надо развешивать кормушки для птиц?
Дети: Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц, доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм. Кормушку хорошо устанавливать на балконе квартиры. Через стекло очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
Игра «Покормите птиц»
( Дети должны определить корм, вспомнить, кто им питается, и поставить корм на изготовленную кормушку.)
Воспитатель: Много мы с вами узнали о зимующих птицах, об их внешнем виде, повадках. А как и чем мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкормить.
Покормите птиц!