методическая разработка по программе "Все цвета, кроме черного"
Submitted by Людмила Ивановна Мин on Fri, 22/10/2010 - 04:31
Муниципальное образовательное учреждение
«Паратунская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
комплексных занятий
для учащихся 2 класса
по программе
«Все цвета, кроме черного»
Методическую разработку составила:
педагог-организатор 1 категории
МОУ «Паратунская СОШ» Мин Л.И.,
.
с. Паратунка, Елизовский район.
Камчатский край
2010 год.
Содержание
1.Введение (пояснительная записка).
2.План проведения занятий по курсу «Все цвета, кроме черного».
3.Материально-техническое обеспечение.
4.Перечень методов, название педагогической технологии.
5.Ход мероприятия.
6.Описание способов анализа.
7. Список использованной литературы.
8. Приложения.
Введение
(пояснительная записка)
Несмотря на усилия взрослых (медиков, юристов, педагогов, родителей) число детей и подростков, использующих одурманивающие вещества, продолжает расти. Снижается возраст первой пробы наркотиков или токсикоманических веществ. Среди тех, кто имеет опыт употребления наркотиков, все больше оказывается девочек. Если раньше считалось, что риск приобщения к наркотизации реален лишь для так называемых трудных подростков, то сегодня проблема приобретает другой характер – наркотики распространяются и в группах подростков, не доставляющих хлопот учителям и родителям, воспитывающихся во вполне благополучных семьях.
Трудно найти человека, который бы не знал, что наркотики опасны. Но эти знания не всегда предостерегают людей от необдуманного шага. Все наркогенные вещества (алкоголь, никотин, наркотические, токсикоманические вещества), несмотря на разнообразие, кажущиеся различия, обладают биохимическим сходством, а именно: способности воздействовать на определенные зоны головного мозга, ответственные за возникновение у человека приятных ощущений. Состояние эйфории имеет для организма большое значение. Ощущение приятного служит показателем того, что с помощью определенного фактора внешнего мира можно реализовать ту или иную потребность. Изначально это служит своеобразным подкреплением. Типичное заблуждение. С ним не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о подростках. Поэтому школа и семья должны помочь детям и молодым людям различить за розовой дымкой эйфорических ощущений черный призрак болезни.
Как это сделать, если в силу занятости взрослых, дети предоставлены сами себе, лишены родительского внимания и заботы. Часто чувствуют себя непонятыми, отверженными. Подростки, живущие в ситуации затяжных конфликтов, вынуждены самостоятельно решать проблему социальной адаптации. Ищут ответы на волнующие их вопросы, поддержку и понимание на улице. Возникшие комплексы уничтожают с помощью психоактивных веществ, высказывая желания «стать своим в компании», «выглядеть взрослыми», «испытать новые ощущения», «расслабиться». Результаты опросов показывают, что современные школьники хорошо осведомлены, что «пить, курить – здоровью вредить». Однако это не только не пугает их, но и, наоборот, подстегивает любопытство, толкает их на опасные эксперименты с одурманивающими веществами.
Известный польский психотерапевт Марек Котаньский утверждал, что «наркотики не имеют силы над счастливым человеком, любящим и любимым, умеющим ставить перед собой цели и достигать намеченного, интересным окружающим и интересующимся окружающими». В этом утверждении и состоит актуальность темы педагогической и семейной профилактики наркотизма в школе.
Цель ее: вытеснить за счет средств воспитания и обучения из сферы интересов детей и подростков форм активности, связанных с употреблением наркогенных веществ, сформировать у детей навыки эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки.
Для более успешного достижения цели профилактики употребления психоактивных веществ, я ознакомилась с программой А.Г.Макеевой «Все цвета, кроме черного». Суть ее не в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ. Важно развить у учащихся представление о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, учащиеся, как младшего возраста, так и подросткового, могут проявить свои творческие, организационные способности.
Применив «Все цвета, кроме черного» на практике, мне стало ясно, что работа системная и строится по принципу спирали: каждое следующее занятие углубляло, расширяло и дополняло те знания и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии. Важно было привить ребенку навыки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Каждая ситуация была «проиграна» с одноклассниками. Предлагались различные задания на закрепление формул общения в новых для ребенка ситуациях. Коллективная работа в классе предполагает широкое использование вариантов игр: ролевая, сюжетно-ролевая, образно-ролевая, тренинговые игры. Использованы также дискуссионные формы и метод проектной деятельности. Эти занятия можно применить, как классные часы в разделе «Мы – за здоровый образ жизни!».
Таким образом, школьник является не просто слушателем, воспринимающим готовую информацию, он активно участвует в обсуждении, анализе, оценке представленных норм, поведенческих схем, формирует свое собственное отношение к этим проблемам. Учитывая возрастные особенности учащихся, занятия можно разделить на несколько этапов: младший возраст (2 – 4 классы); младший подростковый возраст (5 – 6 классы); подростковый возраст (7-9 классы); и юношеский возраст (10 – 11 классы).
Так, занятия по курсу «Учусь понимать себя»(2-ой класс) помогли детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научились рассказывать о себе другим. Дети почувствовали, что ненужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими.
Занятия в третьем классе проходили по курсу «Учусь понимать других». Они были направлены на развитие у ребенка интереса к тому, что думают и чувствуют другие люди, как они выражают свои чувства, а также умения адекватно оценивать поступки других людей.
На формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки были направлены задания в четвертом классе. «Учусь общаться» - так назван курс, который является логическим продолжением предыдущих курсов. В четвертом классе было сделано обобщение знания, освоенные на предыдущих этапах обучения, на новом уровне рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.
В пятом-шестом классах реализуются воспитательные и образовательные задачи, заявленные в первой части программы, предназначенной для младших школьников: расширение знаний о правилах здорового образа жизни, формирование самооценки, развитие коммуникативных навыков. Тетради «Познаю свои способности» (5-ый класс) и «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» (6-ой класс) построены по модульному принципу – относительная законченность и самостоятельность. При работе с подростками 7-8, 9-ых, 10-11 классов используется проектная деятельность: исследовательские, информационно-просветительские, творческие, практико-ориентированные. Она обеспечивает наиболее высокий уровень самостоятельности – они выступают в роли разработчиков и исполнителей. Реализация включает в себя несколько этапов: совместное решение о проведении работы, коллективное планирование, подготовку, реализацию проекта, его анализ, обсуждение. Несмотря на то, что игру принято рассматривать как ведущую форму деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте, она продолжает сохранять свое значение и на последующих возрастных этапах. При работе с учащимися 7-9, а также 10-11 классов игра проявляет себя как форма реализации мотивации достижения и самоопределения. Занятия направлены на стимулирование творческой активности, желание рассуждать и обсуждать различные аспекты проблемы,формируя собственные взгляды и позицию, освоение полезных навыков. Темы блокнотов «Помогая другим, помогаю себе» (7-8классы); «Разумный выбор, правильное решение» (9-ый класс) связаны с проблемами подростковоговозраста, носящими универсальный характер. Модули блокнота «Находим ответы на трудные вопросы» (10-11 классы) ориентированы на профилактические аспекты, рассматриваются вопросы формирования у юношей и девушек умений и навыков, имеющих общее значение для их социальной адаптации.
Для успешного достижения цели, были поставлены задачи:
- создание у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- формирование познавательных интересов представления о том, как можно сделать свою жизнь увлекательной и интересной, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, не прибегая к ПАВ;
- получение новых знаний, укрепление веры ребенка в свои силы, возможности, его способность преодолеть возникающие трудности;
- формирование способностей эффективно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- развитие личностных ресурсов детей и подростков за счет расширения кругозора, сферы актуальных интересов и способностей, повышающих их устойчивость к наркогенному соблазну.
Для эффективности решения поставленных задач использовалась поддержка родителей. Перед началом работы они были ознакомлены с содержанием программы «Все цвета, кроме черного». Им были разъяснены цели и задачи занятий: нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться и к собственному здоровью. Ведь самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка – воспитание личным примером. Родители помогали детям работать в рабочих тетрадях дома, что повлияло на просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
План проведения занятий
«Все цвета, кроме черного»
Презентация занятий по курсу «Все цвета, кроме черного».
Тематический план занятий для учащихся 2-го класса.
l Технические средства:компьютер, проектор для демонстрации презентации курса «Все цвета, кроме черного».
l Художественное или графическое оформление:рабочие тетради для учащихся 2 класса.
l Музыкальное оформление:музыкальный центр, аудиозаписи с песнями, используемые на занятиях.
Перечень методов, название педагогической технологии
В методической разработке использованы лекции, самостоятельные работы. Практические работы, проектная деятельность, тренинги, тестирование, коллективно-творческие дела (КТД), деловые игры, релаксация.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ
2 класс
«Учусь понимать себя»
Дата,кол.часов
Название темы
Содержание деятельности
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
0.45 мин.
Задание 1.Твои новые друзья.
Задание2.Как ты растешь.
Задание 3.Что ты знаешь о себе.
Задание 4.Твое настроение.
Задание5.Как ты познаешь мир.
Задание 6.Твои чувства.
Задание 7.Как исправить настроение.
Задание 8.Твои поступки.
Задание 9.Твои привычки.
Цель:познакомить учащихся с содержанием игероями курса. Задачи:формирование умения анализировать свой режим дня, его соответствие требованиям и нормам здорового образа жизни; представление, что неправильно организованный режим дня может стать причиной школьных трудностей; оказание помощисамостоятельно определять и формулировать трудности, возникающие в школе и дома при выполнении домашних заданий.
Цель:дать детям представление о значениинормальных условий жизни для роста и развития, их физическом развитии. Задачи:формирование представления о необходимости особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста; рассказать детям о различных изменениях, которые происходят в их организме: познакомить с приемами определения функционального состояния организма; показать зависимость физического состояния человека с егоповедением.
Цель:дать детям представление об их физическом развитии.Задачи:обучение ребят навыкам оценки своего физического состояния; развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние; формирование представления о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности.
Цель:дать представление о том, что такое настроение и от чего оно зависит.Задачи:развитие у учащихся навыков оценки своегонастроения; научить понимать причины плохого и хорошего настроения; показать учащимся элементарные приемы, помогающие снятьнапряжение, регулировать настроение.
Цель:сформировать представление об основныхорганах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об особенностях познания окружающего мира с ихпомощью.Задачи:оказание помощи детям осознать необходимость осторожного обращения с неизвестнымивеществами.
Цель:дать представление о чувствах человека. Задачи: развитие умения анализировать чувства других людей или литературных героев; научить детей анализировать свои чувства.
Цель:дать представление о способах изменения настроения. Задачи: развитие познавательного интереса к своему здоровью; привить навыки регуляции своего эмоционального состояния.
Цель:научить учащихся оценивать свои поступки. Задачи: формирование понятия о хороших и плохих поступках; развитие умения прогнозировать последствия поступков.
Цель:Сформировать представление о привычках, ихзначение в жизни человека. Задачи:развитие умения выработать полезные привычки; выработать умение проявлять силу воли и твердость.
Занятия программы «Учусь понимать себя» помогут детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, научиться рассказывать о себе другим. Дети должны почувствовать, что ненужно стесняться своих чувств, но необходимо уметь управлять ими.
Занятие 1. Твои новые друзья.
Цель:познакомить учащихся с содержанием и героями курса.
Задачи:
- объяснение детям, что они могут самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- формирование умений анализировать свой режим дня, его соответствие требованиям и нормам здорового образа жизни;
- помочь осознать, что неправильно организованный режим дня может стать причиной школьных трудностей.
Представляя курс, необходимо объяснить детям его цели – они научатся определять свое настроение, свои чувства, справляться с плохим настроением; узнают о том, как можно сделать свою жизнь насыщенной и интересной.
Знакомя ребят с рабочей тетрадью, необходимо подчеркнуть, что задания в ней отличаются от обычных, учебных. За их выполнение не будут ставиться оценки, и каждый может высказать свое мнение.
Важно объяснить ребятам название комплекта «Все цвета, кроме черного»: жизнь интересна, многолика, красочна, но неумение общаться с людьми, дурные привычки омрачают ее и вредят здоровью. От каждого из нас зависит, какой будет наша жизнь, в какие цвета мы ее раскрасим.
Представляя героев программы, педагогу нужно обратить внимание учащихся на то, что Аня и Дима – их ровесники, а значит, их чувства, поступки, события, происходящие с ними, будут им понятны.
Следует условиться с детьми о том, что зеленым цветом они будут отмечать то, что приносит пользу, то, что нравиться. Зеленый цвет будет символом здоровья, хороших привычек. Красный или желтый – цветом тревоги, оранжевый – цветом хорошего настроения, серый цвет – неприятностей, опасности, черный цвет будет обозначать все плохое, наносящее вред здоровью.
Показать «Сказку о потерянном времени». Главный герой – Петя Зубков - и двое его одноклассников не умели ценить время. Много сил пришлось им приложить, чтобы вернуть потерянное время. Они спаслись, но каждый должен помнить, что человек, который понапрасну тратит время, сам не замечает, как стареет.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Познакомить детей с Талисманом (на первом занятии учитель выбирает и представляет детям Талисман группы, который будет сопровождать их в течение всего курса). Его передают ребята из рук в руки, приветствуя участников занятий (это может быть «Здравствуй, друг, как ты тут?», «Это я, это я…» и т.д.). Руководитель принимает участие вместе со всеми. Приветствие с Талисманом лучше проводить, сидя или стоя в общем кругу. Создать атмосферу.
2. Энергизатор: Игра «Наша планета».
3. Выбрать правила на все последующие уроки. Написать на формате альбомного листа А3:
- Уметь слушать и слышать.
- Улыбнись.
- Правило поднятой руки.
- Взаимопомощь.
- Держи все, что узнал об одноклассниках на занятиях при себе.
- Приходи вовремя.
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Что значит «Правильно и неправильно организовать свой день?» Даются общие ответы на вопрос: «На что вы тратите свое время?». Выбирают положительные и отрицательные.
5. Мини-лекция.
«Что такое режим дня».
У каждого человека есть время, когда он ест, спит, ходит в школу или на работу, гуляет, смотрит телевизор. Что-то он делает с охотой, что-то нет. Но многие стараются делать все вовремя. Вы в этом году учитесь во вторую смену. Легко? Многие из вас спят до обеда, а потом идут в школу. Кто-то даже не успевает пообедать. Хорошо это? Не очень. Утром многие ребята не завтракают. К чему это приводит? Сначала утомляемости, затем падает интерес к учебе и, наконец – приведет к болезни желудка. Чтобы у ребят активно проходил день, надо соблюдать режим дня: все делать вовремя – вставать в восемь утра, завтракать, идти в школу, обедать, отдыхать, делать уроки, ложиться спать. Трудно? Сначала да. Но если выработать привычку, делать это очень легко, а главное – это принесет пользу вашему организму, легко будет в жизни.
6. Работа в тетрадях.
Тетрадь №2: Занятие 1, Задания 1, 2.
7. Энергизатор:«Прогулка».
8. Заключение.
Садимся в кружок и обсуждаем, что нового узнали на уроке. Что такое режим дня для чего он нужен? С кем познакомились? (Аня и Дима).
Цель:дать детям представление о значении нормальных условий жизни для роста и развития, об их физическом развитии.
Задачи:-рассказ детям о различных изменениях, которые происходят в их организме: познакомить с приемами определения функционального состояния организма; сформировать представления о необходимости особенно бережного отношения к собственному здоровью в период роста; показать зависимость физического состояния человека о его поведения.
- обучение ребят навыкам оценки своего физического состояния; развивать представления о влиянии режима дня на физическое состояние; сформировать представление о зависимости здоровья, самочувствия. успешной деятельности.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. Проговорить, как чувствуют себя ребята в начале дня и в конце. Создать атмосферу.
2. Вспомнить правила на уроках.
3. Энергизатор: Игра «Здравствуй друг!».
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Что помогает, и что мешает расти организму?». Выбирают правильные моменты.
5. Мини-лекция.
«Работа организма».
В здоровом теле – здоровый дух. Эта пословица известна практически всем. Если ты хочешь быть здоровым, то должен всегда следить за своим телом. Кожа загрязняется, поэтому тебе надо ежедневно мыться и менять одежду. Для большинства людей полезны различные физические упражнения. Спортивные состязания и игры укрепляют наши мускулы и придают нам бодрость.
Чтобы сохранять чистоту, необходимо менять одежду, когда она загрязняется, и надевать чистую. Мыло и вода помогают от микробов. после мытья волосы становятся чистыми и блестящими. Очищая нос, мы избавляемся от бактерий.
Какой бы вид спорта мы ни выбрали, необходимо следовать правилам и быть внимательным. Если мы играем в команде, то должны думать о других, чтобы все игроки получили удовольствие.
здоровье человека во многом зависит от его поведения (в качестве иллюстрации используется пример с курением одного из героев). Вывод: курение опасно для любого человека, но для детей и подростков особенно, потому что их организм еще не сформирован и оно может плохо отразиться на его развитии.
Если ребенок не соблюдает режим дня, это тоже плохо отражается на его здоровье: не выспался – сонливый, не позавтракал – вялый, мало занимается спортом – не активен, болезненный.
7. Энергизатор.«Поход».
6. Работа в тетрадях.
Занятие 2, Задания 1, 2, 3.
8. Заключение.
Садимся в кружок и обсуждаем, что нового узнали на уроке. Что такое режим дня для чего он нужен. С кем познакомились (Аня и Дима).
Цель:дать детям представление об их физическом развитии.
Задачи:обучение ребят навыкам оценки своего физического состояния;
- развитие представления о влиянии режима дня на физическое состояние;
- формирование представления о зависимости здоровья, самочувствия и успешной деятельности..
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. «Снежный ком». Создать атмосферу.
2. Вспомнить правила на уроках.
3. Энергизатор: Игра «Приветствие на острове «Чунга-Чанга».
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Как можно узнать, что ты вырос?». Выбирают правильные моменты: с помощью измерения роста. Веса, измерения частоты пульса и дыхания в покое и после нагрузки.
5. Мини-лекция.
«Изменения организма».
Ребята, вы, наверное, заметили, что, став старше, вы изменились не только внутренне (больше знаете, лучше пишите, читаете и т.д.), но и внешне. Вы стали выше, крепче. Как же развивается человек? Что нужно знать и делать, чтобы быть здоровым?
Сейчас вы очень быстро растете, поэтому ваш организм нуждается в особой заботе. Изменяется не только длина тела и вес, но и внутренние органы. Вы можете узнать, как работает сердце, изменяется рост, масса тела. Причем, показатели у каждого из вас будут разными, так как темпы развития организма индивидуальны. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» показателей. АП вот изменения частоты пульса и дыхания до и после нагрузки могут свидетельствовать о здоровом или нездоровом образе жизни. Чем больше нагрузка, тем чаще пульс и дыхание. Сейчас мы с вами заполним таблицу в рабочей тетради и сравним результаты.
6. Работа в тетрадях.
Занятие 3, Задания 1,2.
7. Энергизатор.«Поход».
8. Заключение.
Садимся в кружок и обсуждаем, что нового узнали на уроке. Как важно соблюдать режим дня и заниматься спортом. Сделать вывод.
Встреча с талисманом. Проговорить какого цвета у ребят настроение. Создать атмосферу.
2. Вспомнить правила на уроках.
3. Энергизатор: Игра «Мое настроение».
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какое бывает настроение?». Выбирают положительные моменты.
5. Мини-лекция.
«Особенности настроения».
Чтобы понимать и верно оценивать свое состояние, научиться владеть собой, ребенок должен знать не только свои физические возможности, но и особенности настроения – причины его изменения, влияние на него тех или иных событий. Чтобы ребенок научился различать свое настроение и анализировать причины, которые вызывают смену настроения, необходимо обратить внимание на внешние признаки, по которым можно определить настроение, - выражение лица, голос, походку.
6. Работа в тетрадях.
Занятие 4, Задания 1, 2, 3.
Закрепить эти навыки поможет анализ настроения литературных героев (Маугли, Герды и т.д.). Читая отрывки из сказки Ш.Перро «Золушка» (задание 4), учащиеся могут проследить, как меняется настроение главной героини в зависимости от происходящих событий.
7. Энергизатор.
Игра «Послушай меня».Возьми мягкую плюшевую игрушку, и рассказать ей про свое плохое настроение. Начать так: «Я расскажу тебе, почему у меня плохое настроение…»
8. Заключение.
Садимся в кружок и обсуждаем, что нового узнали на уроке. От чего зависит настроение. Каким оно бывает? Настроение героев Ани и Димы.
Результаты заполнения детьми таблицы настроения – важный материал, который позволит учителю и родителям лучше понять состояние ребенка, определить его возможные проблемы и их причины. Следует обратить внимание на то, как меняется настроение в течение дня: утром, днем и вечером – и попытаться выяснить причины. Важно, чтобы дети заполняли таблицу не только в будние, но и в выходные дни. Особое внимание нужно уделить детям, у которых в течение дня очень часто меняется настроение, и детям, у которых преобладает плохое настроение. Это свидетельствует о неустойчивости их психоэмоционального состояния. Возможно, внешне эти дети не отличаются от других, но преподаватель должен быть внимателен – им требуется помощь.
Занятие 5.Как ты познаешь мир.
Цель:сформировать представление об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), об особенностях познания окружающего мира с их помощью.
Задачи:помочь детям осознать необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. Проговорить, что чувствуют ребята в данный момент. Создать атмосферу.
2. Вспомнить правила на уроках.
3. Энергизатор: Игра «Совместный рисунок» - Дети садятся по парам, берут одной рукой карандаш или ручку и рисуют совместный рисунок. После работы, каждая пара показывает, что у них получилось. Обсудить, легко ли было работать в паре каждому. Почему?
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какие органы чувств вы знаете?». Для чего нужен каждый орган: зрение, слух, обоняние, осязание.
5. Мини-лекция.
«Органы чувств».
Чувства – это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас. Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир.
Зрение– это один из органов чувств. Благодаря нашим глазам мы видим. В наши глаза попадает свет. Сведения об этом поступают в мозг, который сообщает нам, что мы видим.
Обоняние.Мы дышим носом и ощущаем запахи. Запахи проносятся я в воздухе. Когда мы вдыхаем носом воздух, мы чувствуем их. Запахи невидимы, но сведения о них поступают в мозг, который сообщает нам, что мы обоняем. Запахи исходят от различных окружающих нас вещей. Одни запахи приятны, другие – нет. Наше чувство обоняния помогает также нашему чувству вкуса.
Чувство вкуса.Мы различаем вкусы с помощью языка. Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Внутри них находятся нервы, которые посылают сведения о вкусе мозгу и он сообщает нам, что мы едим. Существует четыре основных вида вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка и рта. Язык также различает горячее, холодное и боль.
Слух.Мы все время слышим различные звуки. Он сообщают нам об окружающем нас мире. Звуки – это вибрации в воздухе. Мы их не видим, но можем слышать благодаря своим ушам.
Осязание.Когда мы прикасаемся к вещам, мы ощущаем их. Мы чувствуем жару, боль, мягкое, твердое и острое. Нервные окончания, расположенные прямо под поверхностью кожи, помогают почувствовать вещи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего мы осязаем подушечками наших пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний.
6. Работа в тетрадях.
Поделить класс на творческие группы: «весна, зима, лето, осень». Самый высокий – докладчик. Кудрявый – лаборант (готовит материал, раздает, собирает). Хронометрист – следит за временем. Оформитель – записывает результаты.
Занятие 5, Задания 1, 3, 4.
Важно обратить внимание детей на необходимость соблюдения осторожности при обращении с незнакомыми веществами, недопустимость проб любых незнакомых веществ и лекарственных препаратов. Объяснить детям, что лекарства назначает врач и принимать их можно только под контролем родителей. Ни в коем случае нельзя пить лекарства самостоятельно, без разрешения взрослых.
Почитать отрывок из сказки В.Гауфа «Маленький Мук»:
Маленький Мук так устал, что почти сразу же заснул. Спал он очень долго и, когда проснулся, почувствовал, что голоден. Над его головой, на деревьях висели винные ягоды – спелые, мясистые, сочные. Маленький Мук взобрался на дерево, сорвал несколько ягод и с удовольствием съел их. Потом ему захотелось пить. Он подошел к пруду, наклонился и весь похолодел. Из воды на него смотрела огромная голова с ослиными ушами и длинным-предлинным носом».
Собираемся в кружок, обсуждаем, что узнали на уроке. Можно предложить детям обсудить смысл пословиц об осторожности, неосторожном поведении, любопытстве и любознательности, задать вопрос, чем отличается любопытство от любознательности: «У любопытного весь лоб в синяках». «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». «Любознательному весь мир открывается». «Не спросясь броду, не суйся в воду».
-формирование у детей навыков анализировать свои чувства;
- развитие умения анализировать чувства других людей или литературных героев.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. Проговорить, с каким настроением пришли в школу. Создать атмосферу.
2. Вспомнить правила на уроках.
3. Энергизатор: Игра «Пианино» - Кладутся руки на колени соседу. По очереди поднимаются руки с колен. Важно: не перепутать очередность рук.
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какие чувства испытывает человек?». Выбрать положительные.
5. Мини-лекция.
«Твои чувства».
Занятие открывается диалогом героев, в котором они обсуждают, что такое чувства и почему в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные чувства.
Дети должны понять, что они не должны стыдиться своих чувств, важно научиться контролировать их и сдерживаться, когда это необходимо.
Чувства – переживание человеком своего отношения к тому, что он познает и делает. Важно понимать разницу между чувствами и ощущениями. Ощущения отражают свойства вещей и явлений, которые существуют независимо от человека, а чувства отражают отношение человека к этим вещам и явлениям. В жизни любого человека бывают ситуации, когда он испытывает положительные и отрицательные чувства (радость-печаль) и т.п. Чувства в значительной степени влияют на самочувствие и здоровье. Неприятные чувства, особенно если они продолжительны, способны ухудшить здоровье, поэтому обязательно нужно учиться регулировать свое эмоциональное состояние. Нельзя идти на поводу у чувств, особенно отрицательных.
6. Работа в тетрадях.
Занятие 6, Задания 1, 3.
7. Энергизатор. «Если весело живется, делай так…»
8. Заключение.
Собираемся в кружок, обсуждаем, что узнали на уроке.
9. Энергизатор.
Упражнение «Сочный арбуз»: сесть на стул. Представить себе, что у тебя в руках кусок красного, спелого арбуза. Ты откусываешь сочную сладкую мякоть, которая тает у тебя во рту.
Цель:дать представление о способах изменения настроения.
Задачи:
- привитие навыков регуляции своего эмоционального состояния;
- развитие познавательного интереса к своему здоровью.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. Проговорить какого цвета у ребят настроение. Создать атмосферу.
2. Вспомнить правила на уроках.
3. Энергизатор: Игра «Здравствуй друг.
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какого цвета бывает настроение?». Выбирают теплые тона.
5. Мини-лекция.
«Как улучшить настроение».
Каждый ребенок должен понять, что может сделать свою жизнь интересной, благодаря различным увлечениям. Для этого нужно выбрать дело по душе. Человек, жизнь которого наполнена интересными делами, легче справляется с неприятными переживаниями и событиями.
Предложить детям создать «Ярмарку интересных дел». Каждый ребенок расскажет о своем увлечении. Записать на Ярмарку и с каждым годом пополнять ее появившимися увлечениями.
- формирование понятия о хороших и плохих поступках;
- развитие умений прогнозировать последствия поступков.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. По кругу назвать свои имена + прилагательное, характеризующее ребенка. Прилагательное должно начинаться на первую букву имени ребенка. Создать атмосферу.
2.Повторить правила.
3. Энергизатор: Игра «Наша хрупкая планета».
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какие поступки совершают ребята?». Выбирают хорошие и плохие.
5. Мини-лекция.
Начать со стихотворения Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо?». Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя, как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, к группе или обществу, к природе в целом. Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим. В пословице говорится: «Посеешь поступок - пожнешь привычку». (Желательно обсудить поступки литературных героев. К примеру, Валентина Осеева «Синие листья» или «Волшебное слово»).
6. Работа в тетрадях.
Игра «Воздушные шары». Нарисовать воздушные шары. Все поступки записывают в один шар, затем раскрашивают цветными фломастерами или карандашами: Зеленым – хорошие, красным - плохие.
Рабочая тетрадь: Занятие 8, задания 1, 2.
7. Энергизатор.
Ребята делятся на две команды: «Помидоры-Огурцы». Когда звучит музыка, все игроки перемешиваются и встают в один большой паровозик. Когда музыка прекращает звучать, участники должны быстро вернуться на исходные позиции и, взявшись за руки, дружно прокричать название своей команды. Команда, которая справится быстрее с заданием – побеждает.
8. Заключение.
Садимся в кружок и обсуждаем, что нового узнали на уроке. Как важно в жизни совершать хорошие поступки. Как избавиться от плохих и приобрести хорошие.
9. Энергизатор.Приветствие на острове «Чунга-чанга».
10. Домашнее задание:Поиграть с родителями в настольную игру «Твой день» (Занятие 10 в рабочей тетради).
Занятие 9. Твои привычки.
Цель:сформировать представление о привычках, их значение в жизни человека.
Задача:
- развитие умения выработать полезные привычки;
- выработка умения проявлять силу воли и твердость.
Дизайн урока.
1. Приветствие.
Встреча с талисманом. Передавая его, узнать, что хорошего произошло за день. Создать атмосферу.
2.Повторить правила.
3. Энергизатор:
4. Мозговой штурм.
Дать детям высказаться в безопасной форме. Свобода дискуссии. Даются общие ответы на вопрос: «Какие привычки вы знаете?». Выбирают хорошие и плохие.
5. Мини-лекция.
Объяснить, что для того, чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной привычки еще сложнее, это требует от человека проявления твердости и силы воли. Хуже всего то, что вредные привычки одного человека (например, курение) наносит вред здоровью не только ему самому, но и окружающим его людям. В пословице говорится: «Посеешь привычку, пожнешь характер».
6. Работа в тетрадях.
Игра «Воздушные шары». Все привычки и поступки записывают в один шар, затем раскрашивают цветными фломастерами или карандашами: Зеленым – хорошие, красным - плохие.
Рабочая тетрадь: Занятие 9, задания 2,3.
7. Энергизатор.
Ребята делятся на две команды: «Слоны-Тигры». Когда звучит музыка, все игроки перемешиваются и встают в один большой паровозик. Когда музыка прекращает звучать, участники должны быстро вернуться на исходные позиции и, взявшись за руки, дружно прокричать название своей команды. Команда, которая справится быстрее с заданием – побеждает.
8. Заключение.
Садимся в кружок и обсуждаем, что нового узнали на уроке. Что такое привычки, какие они. Как избавиться от плохих и приобрести хорошие.
9. Энергизатор.Игра «Принцесса, дракон и рыцарь».
Домашнее задание: Нарисовать свои разноцветные шары, написать на них те хорошие привычки, которые уже у них есть, и, когда появится новая хорошая привычка, дописать ее. Таким образом, наглядно иллюстрируется мысль о том, что чем больше у человека полезных привычек, тем интереснее, разнообразнее его жизнь.