Участники конкурса входят в класс и рассаживаются по командам за столы.
Вступительное слово учителя.Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей класса
Тема заседания семейного клуба «Папа, мама, я – читающая семья».
Ребята, когда вы еще были маленькими и не умели сами читать, родители читали вам вслух сказки, стихи, потешки. Они первыми познакомили вас с волшебным миром книг.
В этом году вы заканчиваете третий класс. Каждый из вас научился хорошо читать, самостоятельно прочитал много интересных книг, у вас появились любимые герои книг, на которых вы хотели бы быть похожими, любимые писатели.
1.Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия.
2.В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Учитель:Русская народная пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем людей.
Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво, бережно.
3.Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
4.Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить,
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
5.Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить!
6.Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
БиблиотекарьНе только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того именно семья является колыбелью величайших чувств – любви, взаимопонимания и ответственности. В России традиции семейного чтения имеют очень глубокие корни. В каждой стране свои национальные традиции человеческих взаимоотношений. У нас же всегда собирались вокруг самовара, пол абажуром и непременно с книгой. Сегодня, когда экономические трудности коснулись каждой семьи, хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно
отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
Учитель:Сегодня мы проводим конкурс между семейными командами. Мы узнаем, насколько хорошо вы знаете произведения, кто из вас самый внимательный и кто у нас в классе является самым лучшим читателем.
Давайте познакомимся с нашими семьями-участницами.
В игре принимают участие:
Конкурс будет оценивать компетентное жюри в составе:Оценка конкурса - 5 баллов.
Ведущий 2. Итак, первый конкурс"Визитная карточка семьи".
Каждая семья расскажет о себе и попробует доказать, что она самая читающая.
(Семьи рассказывают о своих любимых книгах, авторах, темах чтения. Показывают презентации.)
Семьи выходят с книгами
Итак,наши участники рассказали нам о своих любимых книгах, о любимых писателях. А мы продолжаем. Внимание на доску. Тут представлены портреты известных писателей.
Конкурс называется «Узнай писателя – сказочника»(команды пишут на листах), портреты – на доске.
А.С.Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, К.И.Чуковский, С. Михалков., Алексей Толстой, П.П. Бажов, Шарль Перро, П.П.Ершов
Молодцы! Справились с этим заданием. С произведениями этих писателей мы еще сегодня встретимся.
. Когда вы еще не умели читать, ваши родители, бабушки, дедушки читали вам сказки. Наверно, сказки были первыми книгами, которые вы прочли самостоятельно. Следующий конкурс покажет, как хорошо вы знаете сказки.
3 Конкурс .Литературная викторина для детей и родителей
Вопросы для детей(родители помогают):
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (хвостом)
Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
Вопросы для родителей:
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
В чем была сила Черномора? (В бороде)
Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)
На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
Сколько щелчков проиграл поп в сказке А.С. Пушкина? (Три)3 мин
Пока жюри подсчитывает результаты литературной викторины, мы продолжаем.
Следующий конкурс проводит Семенко Оксана Владимировна.
Негде, в тридевятом царстве,В тридесятом государстве,Жил-был славный царь Дадон.Смолоду был грозен онИ соседям то и делоНаносил обиды смело,Но под старость захотелОтдохнуть от ратных делИ покой себе устроить;
-Из какой книги эти слова? ( А.С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»
Следующий конкурс посвящен сказкам А. Пушкина. Ведь сказки Пушкина – первые сказки, которые читают вам папы, мамы, бабушки, дедушки.
4 конкурс. "Почти буриме". Я называю окончание стихотворных строк, написанных поэтом, а ваша задача в течение 1 минуты вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты, назвать фамилии авторов. Например, "года, семнадцать, тогда, заниматься". Ответ: У меня растут года, Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Задания написаны на листочках. Команды берут один.
1 команда.Бродит, сидит, дорожках ,зверей
Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей; (поэма «Руслан и Людмила)
2 команда.
Могуч, туч, море, на просторе
«Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе (Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
3 команда
Поп, лоб, по базару, товару
Жил-был поп,Толоконный лоб.Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару. (СКАзка о попе и работнике его Балде»4 командаЦарица, девица, мир, пир«Кабы я была царица, —Говорит одна девица, —То на весь крещеный мирПриготовила б я пир». (Сказка о царе Салтане»)Пока команды готовятся, узнаем, кто из зрителей больше читал сказок. Задание: назвать героя и сказку.Загадки для зрителей.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?
(Красная шапочка)
Носик – круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленьким крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их, и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(3 медведя)
Сейчас потолкуем о книжке другой –
Тут синее море,
Тут берег крутой…
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит?
(Золотая рыбка)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку, знает девочку- малышку?
(Дюймовочка)
Скорей бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворе не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки обрывая?
Как называется сказка такая?
(Цветик - семицветик)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы поведем...
В нем богатая хозяйка
Припеваюче жила,
Но беда пришла нежданно –
Этот дом сгорел дотла.
(Кошкин дом)
Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(Царевна Лягушка)
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.
(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
Давайте проверим, что получилось у наших участников.Мы вспомнили произведения великого А.Пушкина.У каждого из вас дома есть книги. Человек не может жить не развиваясь, не узнавая каждый день что-нибудь новое. И все это он получает из книг. Как скучен мир без них.Посмотрите у нас стоит пустая выставка. Давайте поставим на нее книги Пушкина.А сейчас поинтересуемся, какие книги любят читать ваши папы и мамы.( вопрос родителям)- Что вы сейчас предпочитаете читать? Какие жанры вы любите.Когда они были маленькими им тоже читали сказки, а сейчас многие из них увлекаются фантастическими и приключенческими произведениями. Сейчас мы проверим хорошо ли они знают такие произведения.
5 Конкурс (для родителей).» Герой- невидимка.»(слайды с картинками из этих книг и сам
Этот конкурс проведет Беднова Ольга Николаевна.
(Каждой команде по очереди зачитывается характеристика и описание поступков действующего лица книги; через 3 секунды вы должны назвать его имя, произведение, в котором он действует, и автора книги.)
1)«Это хороший тульский мастеровой, простодушный и даровитый, наивный, но с русской лукавинкой. Он совершил диво - дивное, усовершенствовал диковинку заморскую – подковал стальную аглицкую блоху. Ему в чужих землях райскую жизнь сулили, а он все же стремился на свою бедную родину, хотя там его ничего хорошего не ожидало»
Автор книги говорил: «Там, где стоит имя этого героя, надо читать – «русский народ».
О т в е т: Левша. Н.Лесков. «Левша»
2)«Странное плавающее существо: получеловек – полулягушка, с серебристой чешуей, огромными выпученными глазами и лягушачьими лапами. Но когда это существо снимало очки и перчатки, то выяснялось, что в неведомом волшебном облике скрывался юноша 20 лет. Однако в своем получеловечьем виде этот юноша так пугал ловцов жемчуга побережья Аргентины, что получил от них фантастическое прозвище».
О т в е т: Ихтиандр – Морской Дьявол. А.Беляев. «Человек – амфибия».
3)«Молодой человек 18 лет от роду, из обедневшей дворянской семьи, прекрасно владеющий приемами одного из самых распространенных в семнадцатом веке видов спорта, вступил в спор с верховным представителем церковной власти и выиграл его. Нашего гасконского дворянина отличает особое рыцарское, галантное отношение к дамам, он не лишен юмора, остроумия, сообразительности».
О т в е т: Д. Артаньян. А.Дюма. «Три мушкетера».
4)«Подруга мальчика, в детстве попавшего в волчью стаю и воспитанного там. Она была «… вся сплошь черная как чернила, но с отметинами, видными на свету, точно легкий узор на муаре. Никто в джунглях не захотел бы встать ей поперек дороги, ибо она была хитра, как шакал, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашна, как раненый слон. Зато голос у неё сладок, как дикий мед, а шкура мягче пуха…».
О т в е т: Багира. Р.Киплинг. «Маугли».
Показ книг. 4мин
- Давайте и эти книги поставим .
-Может быть уже кто-нибудь читал эти книги? Встреча с ними еще у вас впереди.
6 Стук в дверь. Почтальон Печкин.
- Узнали меня. Из какой я книжки? (Э. Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»)
У нас на почте недавно открылось бюро находок. Мы здесь храним вещи, оставленные посетителями. Я решил навести порядок и отдать вещи их владельцам. Да совсем запутался. Может быть вы мне поможете?
Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Спасибо. Молодцы. Пока жюри подводит итоги Слово предоставляется библиотекарю Я рада, что вы любите читать книги…. Посмотрите как много книг появилось на нашей выставке. Одни вы уже прочитали, встреча с другими только предстоит. Я хочу тоже порекомендовать вам прочитать книги….(рассказ о новых книгах)Относиться к книгам нужно бережно. А не так как один из героев басни Ильиной «Две книжки»
Подведение итогов. Награждения
. Учитель:Уважаемые родители и дети. Закончился наш конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день наших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг.
Ну вот, друзья!
Пора прощанья так быстро подошла!
Мы говорим всем – до свидания!
До новых встреч!
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались,
С хорошим настроением,
Чтобы вы не расставались!
В работе много творческих побед, В семейной жизни мира и покоя.
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.,
Пусть эти памятки помогут вам в этом путешествии.
Резерв. Пословицы
Конкурс.«Соберите пословицы»
Необходимо собрать пословицы, которые записаны на полосках бумаги и разрезаны на 2 части (3 минуты).
Кто много читает, тот много в жизни знает.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Книга – твой друг, без нее, как без рук.
У хорошей книги долгая жизнь, у плохой короткая.
В доме ни одной книжки – плохие у хозяина делишки.
Одна книга тысячи людей учит.
Книжные странички похожи на реснички – глаза открывают.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Пока семьи работают, мы с вами почитаем "Сказочные объявления" и отгадаем их адресатов.
1 Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку... (А.С. Пушкин. "О рыбаке и рыбке")
2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес... (А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")
3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес... ("Сказка о попе и о работнике его Балде")
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес... ("Сказка о золотом петушке")
5. Торговая фирма "Буян" предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы... ("Сказка о царе Салтане...")