Submitted by Татьяна Юрьевна Авдеева on Wed, 20/10/2010 - 20:58
Тема урока: «Правовые аспекты работы с информацией».
Тип урока: обобщающий урок.
Вид: урок-семинар.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: урок, завершающий тему «Алгоритмизация и программирование»
Цели урока:
Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которой строиться современная научная картина мира;
формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
осветить основные аспекты работы с информацией, ввести понятие информационной культуры, авторского права на программный продукт, уголовного наказания за создание вредоносных программ.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, правовое воспитание учащихся, воспитание информационной культуры.
Учебная – изучить основные правовые аспекты работы с информацией.
Развивающая – развитие чувства ответственности за свои поступки.
Познавательная – расширение правового кругозора.
План урока:
1.Вводное слово учителя.
2.Постановка задачи семинара.
3.Жеребьевка команд (определяется порядок выступления команд).
4.Выступление с сообщением учащихся 1-й группы.
рецензия на их выступление учащимися 2-й группы;
учащиеся 3-й группы дают рецензию рецензии.
5.Выступление с сообщением учащихся 2-й группы.
ü рецензия на их выступление учащимися 3-й группы;
ü учащиеся 1-й группы дают рецензию рецензии.
6. Выступление с сообщением учащихся 3-й группы.
ü рецензия на их выступление учащимися 1-й группы;
ü учащиеся 2-й группы дают рецензию рецензии.
7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выводы.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Для проведения семинара я выбрала групповую форму организации самостоятельной работы учащихся: учащиеся разбиваются на группы, в каждой из которых выделяется консультант-менеджер, выполняющий функцию координатора работы, производимой всеми учащимися. Каждая группа получает задание, консультант-менеджер разбивает его на задачи для каждого участника группы. Это может быть задания, как по подготовке выступления, так и по сбору наглядного материала и т. д. Работая над заданием, ученики читают материалы учебника, подбирают дополнительную литературу, используют данные периодической печати, обращаются к нужным сайтам в Интернете. Этот прием способствует активности учащихся и объективной оценки их выступлений, воспитывает культуру общения, ответственности за порученное дело.
Эффективность групповой работы во многом зависит от степени подготовленности учащихся в группе, поэтому важно правильно сформировать их. Провести подробный инструктаж, давать дополнительные консультации группам и отдельным учащимся. Количественный состав группы 5-6 человек.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
На семинаре после сообщения одной из группы, другая дает ему рецензию, а остальные оценивают и сообщение и рецензию. Затем группы меняются ролями. В итоге каждая группа выступит с оценкой работы другой группы и прокомментирует рецензию остальных. Такой прием «рецензия на рецензию» способствует повышению активности в ходе проведения семинара и объективности в оценки их выступлений.
Учащимся предлагается следующий план рецензии:
1. Соблюдение регламента выступления.
2. Соответствие содержания выступления теме.
3. Логика построения выступления.
4. Использование наглядных материалов, культура речи.
5. Эмоциональность.
При рецензировании рецензии учащие высказывают согласие или несогласие с данной рецензией и оценивают ее по пятибалльной шкале.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ
1. Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев баз данных.
2. Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.
3. Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернет. Электронный «спам» и «хакерство».
ХОД УРОКА
1. Вводное слово учителя.
2. Постановка задачи семинара.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-семинар по теме: «Правовые аспекты работы с информацией». Термин «компьютерное право» возник в промышленно развитых странах в середине нашего столетия в связи с широким использование средств вычислительной техники и других, связанных с ними технических средств, в различных сферах общественной деятельности и частной жизни и формированием отношений, возникающих в процессе производства и применения новых информационных технологий.
Соответствующее законодательство довольно быстро развивается, стараясь учитывать развитие компьютерной техники и телекоммуникаций. Но большая часть людей, работающих с информацией, не знает ни своих прав, ни своих обязанностей. И в результате часто нарушает закон, что естественно, наказуемо. Компьютерные программы, базы данных, компьютерные сети – это чья-то собственность, и пользоваться ею нужно только официально, с разрешением авторов или владельцев. Как нужно вести себя при проведении Интернет-конференций, при пользовании электронной почтой? Какое наказание может понести автор программы – вируса? И если мы знаем, хотя бы в общих чертах, уголовное право, то «компьютерное право» известно не так широко.
Наша задача сегодня – постараться стереть пробелы в нашем правовом воспитании. Удачи вам!
3. Жеребьевка команд. При проведении жеребьевки команда определяет свой номер.
4.Выступление с сообщением учащихся первой группы. Тема выступления: «Ответственность за несанкционированный доступ к информации, за создание и распространение вредоносных компьютерных программ.
ü рецензия на их выступление учащимися 2-й группы;
ü учащиеся 3-й группы дают рецензию рецензии.
5.Выступление с сообщением учащихся второй группы. Тема выступления: «Правовые и этические нормы поведения при работе в Интернет. Электронный «спам» и «хакерство».
ü рецензия на их выступление учащимися 3-й группы;
ü учащиеся 1-й группы дают рецензию рецензии.
6.Выступление с сообщением учащихся третьей группы. Тема выступления: «Формирование законодательства России в области компьютерного права. Авторское право и защита прав авторов компьютерных программ и владельцев баз данных».
ü рецензия на их выступление учащимися 1-й группы;
ü учащиеся 2-й группы дают рецензию рецензии.
7.Заключительное слово учителя. Подведение итогов, Выводы.
Учитель: Сегодня на уроке информатики мы успешно провели семинар, который наверняка был всем нам полезен и интересен. Все группы очень хорошо подготовились, для иллюстрации выступлений использовались плакаты, дополнительная литература, интересную информацию участники семинара нашли в Интернете. Особенно полно освещен вопрос о производстве и распространении компьютерных вирусов, о наказании за это деяние, с примерами и иллюстрациями из периодических изданий. Все выступления заслужили высокой оценки, хотя с некоторыми рецензиями я не совсем согласна. Молодцы!
В качестве домашнего задания я попрошу участников обобщить представленный материал и сделать письменные выводы.