ОБУЧЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИМ ЗАДАЧАМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Самая актуальная проблема в сегодняшнем обществе - вырастить поколение инициативных, творчески развитых людей, которые необходимы в современном мире.
Эту задачу, возможно, решить через усиление развивающих возможностей начального курса математики. Возникает необходимость отбора содержания, ориентированного на творческое развитие учащихся: задания, которые требовали бы от детей проведения самостоятельных наблюдений, сравнения, описания явлений, то есть развития умения логически мыслить.
Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью, и для них решение логической задачи - это поиск тайны. Поэтому включение в уроки математики задач на смекалку, головоломок, арифметических ребусов поможет учителю в решении главного требования к работе с детьми - максимальной активизации мыслительной деятельности.
Введение от случая к случаю отдельных заданий нестандартного характера не позволяет решить поставленную проблему, поэтому практическую организацию решения логических задач лучше всего строить на основе последовательного усложнения материала и связи предыдущих знаний с последующими. Подбор учителем таких заданий должен строиться с учетом развитости одного из типов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактного, а так же разной гибкости и скорости мыслительных процессов у детей. В результате введения разноуровневых заданий, каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему по сильную ступеньку. Пусть не все логические задания, предложенные учителем на уроке, будут выполнены каждым учеником, но ведь дети мыслили, говорили, искали нужные пути решения, и у них появился интерес к подобной работе. То, что не удалось сделать сегодня, будет обязательно выполнено в следующий раз, потому что каждое предыдущее занятие является стартовой площадкой для следующего.
Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Для формирования типов мышления учителю необходимо подвести детей к осознанию способов выполнения, какого - либо задания, так как в любой логической задаче внимание детей направлено на конечную цель, меньше - на способы ее выполнения. Это объясняется, с одной стороны, возрастными особенностями психики детей, с другой - несформированностью учебной деятельности. Поэтому задачей учителя становится обучение основным логическим приемам, с помощью которых решается большинство логических задач: анализу, комбинированию, абстрагированию.
Способность анализировать проявляется в возможности выделять в предметах различные особенности. Для развития у детей этих качеств интеллекта, можно использовать задания-схемы: «поиск недостающей в ряду фигуры», «группировка» и т.д.
|