"Если проза в любви неизбежна, так возьмем и с нее долю счастья"
Submitted by Ольга Михайловна Богомолова on Tue, 19/10/2010 - 23:30
Если проза в любви неизбежна, так возьмем и с нее долю счастья…
Kсередине 40-х годов XIX века Н.А. Некрасов стремительно входит в круг молодых и талантливых петербургских писателей
С конца 1845 года Некрасов стал часто бывать у Панаевых. Авдотья Яковлевна Панаева, жена Ивана Ивановича Панаева, привлекла внимание поэта уже в день их знакомства. Двадцатишестилетняя Авдотья Яковлевна, изящная, черноволосая, гладко причесанная, с румянцем на смуглом лице, она была одной из первых красавиц в Петербурге. Современники говорили о ней так: "Красавица, каких не очень много..." Многие из бывавших в доме Панаевых литераторов были очарованы радушной хозяйкой. Достоевский влюбился в нее сразу и очень серьезно. И нет ничего удивительного, что то же самое произошло с Некрасовым.
Авдотья Яковлевна родилась в Петербурге 31 июня 1820 г. С самого раннего детства и до последних дней судьба обращалась с ней жестоко. Детские годы ее прошли в тяжелой атмосфере семейного деспотизма, мелких преследований. Много страдала от необузданного характера отца и особенно матери.
Ее родители были актерами императорской сцены: отец - Я.Г. Брянский - выступал в трагических ролях, мать исполняла разные роли в драмах, комедиях и оперетте. "В доме была невыносимая обстановка: картежница, деспотка, самодурка мать и заядлый игрок на бильярде, жестокий, взбалмошный отец"
Жизнь в родительском доме была мукой для Авдотьи Яковлевны. Она воспользовалась первым же случаем, чтобы вырваться на свободу. И. И. Панаев, блестящий молодой помещик и столичный литератор, сделал ей предложение.
Но и семейная жизнь у Авдотьи Яковлевны не сложилась, хотя сначала все было хорошо. Скоро Панаев вернулся к своим прежним холостяцким привычкам. Всегда модно одетый, тщательно причесанный, похожий на парижанина, он был своим человеком на маскарадах, в модных гостиных, любил возить приятелей к петербургским "камелиям" и дамам полусвета, кутил и пил с гусарами. С годами семья все больше отступала на второй план. И Панаева вскоре начала чувствовать себя одинокой. Легкомысленное поведение мужа отражалось и на материальном положении семьи. Авдотья Яковлевна относилась ко всему терпимо, надеясь, что муж изменит свой образ жизни. Но этого не произошло.
Все это время Некрасова не покидала надежда, что Панаева ответит на его любовь. Панаева могла оценить его чувство и подталкиваемая обстоятельствами неудачной семейной жизни в 1847 году ответила на любовь Некрасова. Поэт стал все чаще и чаще бывать в доме Панаевых, а через год поселился на квартире в одном доме с ними.
Отношения Некрасова и Панаевой не были узаконены церковным браком, так как в то время получить разрешение на развод было практически невозможно. Панаева стала гражданской женой Некрасова. Их союз, длившийся около 16 лет, в его лучшие годы был проникнут любовью, дружбой, взаимопониманием. При общении друг с другом они убеждались, что в их судьбе много сходного, начиная с самого детства. Важную роль в развитии их отношений сыграла близость в понимании смысла литературы.
И все же их общий жизненный путь не назовешь гладким. Они испытали горечь тяжелых размолвок, противоречий, расставаний, очень мучительных для обоих. С годами эта мучительность возрастала. Одна из причин этого - толки и сплетни вокруг "незаконного" брака, которые не прекращались очень долго. Но Панаева умно и мужественно преодолевала неловкость этой ситуации, пренебрегая предрассудками и мнением общества.
Вторая причина - это трудный характер Некрасова. На него иногда нападала хандра, тоска, злоба, жажда одиночества. Часто это вызывалось ревностью, но еще чаще - его болезненным состоянием. Он был замкнут, старался не показывать, как ему тяжело.
В марте 1863 года умер И.И. Панаев. Казалось бы, теперь настало время узаконить свои отношения, но было уже поздно. В июне 1863 года между ними произошла самая серьезная ссора из всех, что были ранее, а в 1865 году Некрасов и Панаева расстались окончательно.
После смерти Панаева Некрасов назначил Авдотье Яковлевне небольшую пенсию и выплатил долю ее мужа в "Современнике". Вскоре Панаева вышла замуж за литератора, секретаря редакции "Современник" А.Ф. Головачева. В этом браке исполнилась ее самая заветная мечта - Панаева родила дочь и вся отдалась ее воспитанию.
У Панаевой это был второй ребенок. Первый, сын, умер, когда ему было всего лишь полтора месяца. Этот ребенок считался сыном Панаева, но его настоящим отцом был Н.А. Некрасов.
И снова счастье отвернулось от Панаевой. Семейное благополучие продолжалось не так долго: муж вскоре умер, а она осталась с дочерью.
Авдотья Яковлевна Панаева умерла 30 марта 1893 года на 73-м году жизни, в бедности. Ее могила находится на Волковском кладбище в Петербурге.
Если стихотворения Н.А. Некрасова, посвященные Авдотье Яковлевне Панаевой, рассматривать в совокупности, то они образуютобразуют, как бы целую поэму, в которой нашли свое отражение различные моменты в тех длительных, подчас надрывающее мучительных отношениях, которые связали героя с его избранницей. Были, конечно, письма, но они не сохранились. "Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь...", - восклицает Некрасов в стихотворении "Письма" (1855), когда узнает, что Панаева в порыве отчаяния из-за ссоры с ним уничтожила их переписку.
Ранние стихотворения, посвященные Панаевой пополнены пылкими
Мотивы такого рода характерны для "панаевского" цикла, хотя в нем есть и светлые страницы, согретые большим и добрым чувством. А слова-эпитеты "мятежный", "ревнивый", "тревожный" встречаются в них слишком часто:
Если мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг...
«Если мучимый страстью мятежной...», 1847
или:
Да, наша жизнь текла мятежно Полна тревог, полна утрат...
«Да, наша жизнь текла мятежно...», 1850
«Из всего разнообразия возможных и обычных для реального течения отношений между любящими перепитийперепитой в "панаевском" цикле внимание фокусируется на одном событии, которое заявлено уже в начальном стихотворении "Если, мучимый страстью мятежной..."
"Если, мучимый страстью мятежной..." - эта реплика от "третьего" лица, стремящегося примирить влюбленных, указывает на главный предмет лирического осмысления всего цикла - на противостояние между героями. Эта самая характерная черта их взаимоотношений.
Стихотворение "Если, мучимый страстью мятежной..." - ключ ко всему циклу. Оно вводит главную тему цикла - тему дисгармонии, конфликтности в отношениях между любящими и сразу обозначает новый нетрадиционный предмет лирического познания - явления, протекающие в повседневности, незаконченные и незавершенные конфликтные отношения.
Указанное стихотворение представляет возможных действующих лиц: автора, героя и героиню. Автор присутствует только в двух стихотворениях - "Если, мучимый страстью мятежной..." (1847) и "Тяжелый крест достался ей на долю..." (1856), выступает созерцателем со стороны, позиция которого фактически сливается с позицией героя. Первая и шестая (заключительная) строфы продолжают ожидание развертывания психологического состояния героя.
"2-я и 3-я строфы допускают возможность появления в стихотворении сцены, в виде прямой цитаты, вводящей в поэтический текст некую внетекстовую реальность, а значит, и с внутренне диалогизированной (присутствие в реплике другой точки зрения) речевой организацией"
Структурно-стилевое изображение характеризуется ясностью синтаксиса, прямым называнием понятий, взятых вне всякого образного истолкования, в самом своем значении ("отвечай негодующим взором", "...постыдный порыв подозренья // Без того ему много принес // Полных муки тревог сожаленья...") и активным употреблением традиционной поэтической лексики, которая и составляет лексическую основу всего цикла. Так, романтические формулы включаются в общую стихию разговорности и входят во внутренний диалог, воспринимающийся как естественный, сохраняющий живые интонации разговорной речи.
«Получат в дальнейшем развитие и некоторые способы перекодировки и актуализации поэтизмов. Первый: смысловая конкретизация поэтизма, прямая прикрепленность его к единичной, индивидуальной ситуации.
Второй: уплотнение романтического фразеологизма" Например, в стихотворении "Если, мучимый страстью мятежной..." типичный романтический фразеологизм "страсть мятежная" уплотняется словом "мучимый", которое усиливает в нем элемент психологической характеристики, оживляет его и заставляет воспринимать его компоненты в их реальном лексическом значении.
Именно с помощью активного использования традиционной поэтической лексики, за которой стоит определенная, устойчивая система ценностей, задается и тема "панаевского" цикла, и исходные характеристики героев. Но при этом общность средств выражения не означает их тождественности. Так, "мучимый страстью мятежной", "ревнивый", "безумный любящий друг" - предельное уплотнение поэтизма.
«То, что прежде было дифференцировано, употреблялось в раздельном виде, у Некрасова воплотилось в одной обобщающей формуле, которая указывает на искренность и подлинность любви-страсти героя, иррациональной по своей природе и не подвластной в своем эмоциональном течении разуму. При этом Некрасов, используя традиционные поэтизмы для обозначения некой реальности отношений между героями, не подвергает какому-либо сомнению разработанную в предшествующей любовной лирики систему ценностей, которую данные поэтизмы выражают"
В заданности героя "панаевского" цикла не наблюдается противоречий с предшествующей поэтической традицией и ее ценностями. Такое противоречие проявилось в заданности образа героини, в расположенности понятий "кроткая и нежная" и "злое чувство", "гнев правдивый". Эти "кротость" и "нежность" были для некрасовского героя наиболее значимыми и желанными тем, что порождает в душе, словами Лермонтова, "отрадное мечтанье", и тем, чего он так и не получил от "скупой на ласки", с "насмешливым умом героини, нашедшей себе прочную опору в "ненависти гордой".
«Некрасов обращается и к разработанным поэтическим жанрам. В этом отношении "Так это шутка? Милая моя..." (1850) соотносимо с посланием, стихотворным письмом. "Тяжелый крест достался ей на долю..." - гениальный русский романс. Использование романсной тематической конструкции наблюдается в "Мы с тобой бестолковые люди..." (1851), романсный напев дан в стихотворении "Ты всегда хороша несравненно..." (1847) на промежуточных стадиях развития лирического сюжета "панаевского" цикла ("Давно, отвергнутый тобою..." (1855), "Я посетил твое кладбище..." (1849), так и в его финале, "где осуществляется итоговая, окончательная концептуальная и тематическая его переакцентовка ("Три элегии" (1875), обобщающая функция отводится традиционному жанру элегии»
В "панаевском" цикле с самого начала заявлена новая система ценностей, сложившаяся за текстом. В основе этой системы лежит идея свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня "свободно... решала выбор свой // И не как раб упал" он "на колени". "Злое чувство", "гнев правдивый" в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.
"Ты всегда хороша несравненно..." (1847) - единственное оптимистическое стихотворение цикла, в котором предметом "насмешливого ума" героини являются только внешние объекты (враги героя), а одно из стихотворений прямо начинается словами "Я не люблю иронии твоей". В стихотворении "Мы с тобой бестолковые люди...", которое может восприниматься сокращенным вариантом стихотворения "Если, мучимый страстью мятежной...", та же тема "гнева правдивого" претерпевает смену интонаций. «А на элегической основе, с резким, по сравнению с "Если, мучимый..." сокращением (уменьшением) императивности, усиленным обращением "друг мой" явно смягчается, превращаясь из безапелляционного призыва в дружеский совет. Здесь же наблюдается и смена мотивации "гнева правдивого", тоже замененного стихом "Говори же, когда ты сердита..."» Если же в начальном стихотворении "гнев правдивый" имеет самоценность и внимание акцентируется на полноте его выражения, то во втором стихотворении "сердиться открыто" в соотнесенности со строкой "Легче мир - и скорее наскучит" он явно снижается, смягчается, а возможно, и обытовляется.
Тема любви-ненависти возникает в стихотворении "Зачем насмешливо ревнуешь..." (1851), где снижение «вплоть до самопародирования этого мотива осуществляется иными способами, в частности посредством привлечения широкого поэтического контекста. В этом стихотворении герой снова защищает заявленную ранее систему ценностей со всем рвением ее приверженца, стремительно, вдохновенно. Но именно здесь и происходит ее некое саморазоблачение»
Стихотворение имеет диалогическую структуру и предстает как слово в защиту героини, обвиненной в том, что она свой "горький смех" и "презренья страшное искусство" "купила" "ценою чувства // Ценой душевной теплоты..." Для опровержения такого мнения в конце стихотворения вводится крупный план изображения, символический образ "Музы юности" героя, которая по его собственному утверждению, героине "родная с колыбели":
Слезой увлажнены ланиты,
Глаза поникнуты к земле,
И свежим тернием увитый
Венец страданья на челе...
Этот зримый облик "Музы юности", отождествляемый героем с героиней, не единственный в цикле. Образ такого же плана, но наполненный совершенно противоположным содержанием, дается и в стихотворении "Поражена потерей невозвратной..." (1847), где он тоже относится к героине, которая в минуту горя могла бы, но не взывает "к свету":
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза -
–
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.
А этот образ, в свою очередь, соотносим с другими стихотворениями цикла, характеризующими героиню: с "Если, мучимый страстью мятежной...", в котором призыв автора к героине "позабыть ненавистное слово", не будить упреком мучительных угрызений в герое означает, что в "закадровой" реальности она совершает совершенно противоположные поступки; со стихотворениями "Тяжелый год - сломил меня недуг..." (1855) (3-й и 4-й стихи), "Горящие письма" (1877) (1-я и 2-я строфы), где выражен мотив "поколебленной веры" в "благородное" сердце героини, по-своему воплотившийся также и в стихотворениях
Все это дает основание утверждать, что нарисованный в стихотворении "Зачем насмешливо ревнуешь..." для отождествления с героиней образ "Музы юности" героя выявляет некий самообман, который отражает природу его сознания. Вот почему реальный облик героини "панаевского" цикла оказался недоступен изображающему сознанию автора-героя и так и остался для него загадочным и непознанным. Вот почему героя постоянно преследует чувство неуверенности в героине:
А ты?.. Ты так же ли печали предана?..
(Да, наша жизнь текла мятежно...")
Она молчит, свои ломая руки...
И что сказать могла б ему она?..
"Тяжелый крест достался ей на долю... ",1856
Вот почему героиня "панаевского" цикла так и не получила своего
голоса.
"Правда, постоянный активный интерес героя к недоступному ему внутреннему состоянию героини можно воспринимать и как элемент сенти-менталистскойсентименталистской концепции счастья и любви, которая покоится на идее добровольно принимаемой несвободы"
В наполненном бурным и горьким чувством стихотворении "Тяжелый крест достался ей на долю..." отразился сложный конфликт, обостренный болезнью поэта, уже потерявшего надежду на выздоровление:
Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю -
Н- Не проклинай! Близка моя могила:
Поправлю все, все смертью искуплю!..
Он сам в этом стихотворении, видимо, повторяя ее слова, именует
себя "палачом" и "тюремщиком" ("Тюремщиком больного не зови"). Тема
"близкой могилы", неизбежной смерти характерна для многих стихов этого
времени. Мысль о смерти, переплетенная с мыслью о разрыве с любимой
женщиной, столь часто варьируется в его стихах, что не остается сомнений:
вопрос о расставании в это время казался им решенным:
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом прости,
Но даже плакать нету силы...
«Тюремщиком больного не зови», 1858
Скорбь о невозвратимой утрате, жалобы на непонимание и черствость, попытки отклонить ее "жестокие, неправые" упреки, и тут же восхищение ее красотой ("Стоишь ты предо мной // Прекрасным призраком с безумными глазами!", "Как статуя прекрасна и бледна...") - столь противоречивые чувства слились в его стихах в страстный монолог, песнь любви, ревности и ожесточения. Мрачный итог этим переживаниям подведен в стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг...», которое начинается строфой:
Тяжелый год - сломил меня недуг,
Беда застигла, счастье изменило,
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила...
А заканчивается стихотворение так:
... Постой! Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, я не губитель твой!..
"Младые годы", проведенные "без счастья и свободы", - это сказано
в самой общей форме и вне контекста лирики Некрасова допускает весьма
разнообразную дорисовку. Здесь социальное начало входит в изображение
самых интимных отношений. Любовь берется не в одних своих поэтических,
возвышенно-прекрасных проявлениях, не в отвлечении от враждебной ей
"прозы". Любовь предстает перед нами в сложном переплетении прекрасного
и прозаического, возвышенного и житейски-обыденного:
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья.
"Мы с тобой бестолковые люди", 1851
Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, ссоры:
В героине стихотворения "Тяжелый год - сломил меня недуг..." мы видим вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность, неумение управлять своим настроением и поведением:
Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые...
Измученная несвободой, безрадостной юностью, жизненными невзгодами, ударами судьбы, она раздражается вспышками гнева и негодования: поток несправедливых обвинений обрушивается на близкого человека -т- тоже больного, исстрадавшегося, тоскующего по участию и ласке.
Иной женский характер рисует стихотворение "Тяжелый крест достался ей на долю...". Стойкая и жизнерадостная, сильная и неунывающая. В тяжелые минуты она шутит и смеется, невзгоды не могут убить ее веселости, лишения не заставят замкнуться в себе, от горя она не окаменеет. Героиня его, любящая, самоотверженная, старается не выдать горе ("Страдай, молчи, притворствуй и не плачь").
В каждом из этих стихотворений запечатлен момент из жизни героини, характер которой по-разному обнаруживается в различных обстоятельствах.
Любовь Авдотьи Яковлевны Панаевой составила самые светлые страницы в жизни Н.А. Некрасова.