3. Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом.
Усатый мужчина отвёл Гека на место.
(Дети сдают листочки учителю на проверку)
Кому было трудно выполнять задания? Сегодня вы узнаете о помощнике, который облегчит вашу работу по теме «Словообразование»
4. Целеполагание
Сегодня на уроке мы работаем со словообразовательным словарём. Что нам нужно узнать?
(Познакомиться со словообразовательным словарём, узнать назначение словообразовательного словаря, в чём он может помочь, какую дать информацию)
5.Введение нового материала.
Задание:
Образуйте как можно больше слов от слова
СНЕГ
снежный снежинка снеговой подснежник заснежить
снеговик заснеженный
Какой способ словообразования использовали? (суффиксальный, приставочно-суффиксальный)
А можно образовать новые слова от слов из второй строчки? (снеговик, заснеженный)
Мы с вами составили словарную статью словообразовательного словаря.
Все родственные слова, объединённые словом СНЕГ, образуют словообразовательное гнездо.
6. Работа со статьями словообразовательного словаря.
Барабанбарабанный
барабанчик
барабанщик
барабанитьзабарабанить
отбарабанить
пробарабанить
Белый беленький
белёсыйбелесоватый белесоватость
беловатый
беловойбеловик
белизна
белитьбелила
отбелитьотбеливать отбеливатель
перебелить перебеливать
подбелитьподбеливать подбеливание
Воля волюшка
волевой
вольный вольно
вольность
вольница
вволю вволюшку
безвольный безволье
невольный невольно
неволя неволюшка
невольник
неволить приневолить
привольный привольно
волеизъявление
самовольный самовольно
- Рассмотрите статьи словообразовательного словарика. Похожи ли они на ту, которую составили мы?
- Сколько словообразовательных гнёзд перед вами? Какую информацию можно получить, работая со словарём?
(От какого слова образовано данное, при помощи какой словообразовательной морфемы?
Какое слово является исходным?)
Устно: скажите, какие слова из первой статьи образованы суффиксальным способом?
(барабанный, барабанчик, барабанщик, барабанить)
Скажите, какие слова из первой статьи образованы приставочным способом?
(забарабанить, отбарабанить, пробарабанить)
Можно целиком восстановить, как образовалось слово ОТБАРАБАНИТЬ.
(отбарабанить барабанить барабан)
Этот ряд однородных слов называется словообразовательной цепочкой. Благодаря словообразовательной цепочке очень легко можно выделить все морфемы в словах.
6. Закрепление изученного материала.
Задания: 1. Из второй статьи выпишите слова, образованные приставочным способом.
(отбелить, перебелить, подбелить) - проверить
2. Из третьей статьи выпишите слова, образованные сложением.
(волеизъявление, самовольный) - проверить
3. Как образовано слово ПРИНЕВОЛИТЬ? Попробуйте восстановить всю цепочку от исходного слова ВОЛЯ.
воля неволя неволить приневолить
7. Самостоятельная работа.
Упржнение 715 (запишите однокоренные слова в последовательности, которая отражает процесс их образования)
8. Итог урока:1. Что нового вы узнали о словообразовательном словаре?
2. Какую работу со словарём будет выполнять ______?
9. Домашняя работа.
Теория с. 66-67(словообразовательное гнездо, словообразовательный ряд)