Внимательно посмотрите на слова, на их морфемный состав.
Как появилось слово "оценка"? От какого слова образовано?
3. Целеполагание
Тема нашего сегодняшнего урока "Словообразование".
Какова цель? (Дети самостоятельно ставят цель)
Узнать, что такое словообразование, как, какими способами образуются слова в русском языке. Научиться определять способы словообразования.
4. Введение нового материала.
Сначала давайте попробуем определить, что такое словообразование?
(Дети дают определение по образцу: словообразование - это 1) раздел науки о языке, который изучает способы образования новых слов; 2) способ пополнения словарного состава языка)
А теперь поговорим о способах словообразования:
оценка от оценить при помощи суффикса -к-, способ словообразования суффиксальный
ценный от ценапри помощи суффикса -н-, способ словообразования суффиксальный
ценитьот ценапри помощи суффикса -и-, способ словообразования суффиксальный
бесценный от ценный при помощи приставки -бес, способ словообразования приставочный
Только одно слово не поддаётся словообразовательному анализу, какое? (Цена) Это слово является исходным, от него были образованы однокоренные слова.
А теперь давайте запишем, как мы определяем способ словообразования:
1. Записать слово.
2. Подобрать исходное для данного слова.
3. Выделить общую часть у заданного и исходного слова.
4. Выделить словообразовательную морфему, при помощи которой образовано данное слово.
5. Назвать способ словообразования.
С какими способами словообразования мы познакомились? (Приставочный и суффиксальный)
5. Работа с учебником: В.В. Бабайцева "Русский язык. Теория" п. 47, с. 64-65
Прочитайте, все ли способы словообразования мы назвали?
После чтения: рассказ о приставочно-суффиксальном способе словообразования, о сложении
6. Закрепление полученных знаний
Узнали мы с вами о способах словообразования?
Теперь будем учиться определять способ образования слов. Что нам поможет в этом? (Порядок действий)
Упр. 706 с. 225
Работа у доски и в тетради: 1. Записываю слово ПРИСТАВИТЬ.
2. Это слово образовано от слова СТАВИТЬ.
3. Общая часть СТАВИТЬ.
4. Слово образовалось при помощи приставки -ПРИ.
5. Способ словообразования приставочный
(Комментарий обязателен)
Писатель (писать) - суффиксальный, сталевар (сталь варить) - сложение при помощи соединительной гласной Е, ракетчик (ракета) - суффиксальный, стенгазета (стенная газета) - сложение части слова с целым, подрасти (расти) - приставочный.
Кто выполнил безошибочно? Кто допустил ошибки? Почему? На каком этапе?
8. Итог урока: какова была цель нашего урока?
Что такое словообразование?
Какие способы словообразования мы знаем?
Как определяем способ словообразования?
8. Домашнее задание: упр. 705 (проиллюстрировать своими примерами способы словообразования (по 2 слова)),
714 (определить, от каких слов образованы данные слова, записать их парами, направляя стрелку от исходного слова, обозначить словообразовательную морфему); теория п. 74