Данные об авторе
Автор(ы):
Набиуллина Д.С.
Место работы, должность:
ДМШ 10, преподаватель теоретических дисциплин
Регион:
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
дополнительное образование детей
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
1. закрепление теоретических знаний; 2. развитие тембрового слуха, чувства ритма.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
11
Используемые учебники и учебные пособия:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 Барабошкина Сольфеджио для 1 класса
Используемая методическая литература:
Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа»
Используемое оборудование:
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} Музыкальные инструменты, игровые карточки с изображением музыкальных инструментов, ширма
Краткое описание:
Данный урок по предмету теоретического цикла «Основы музыкально-творческого обучения» разработан составителем модифицированной программы по этому предмету для обучающихся по специальности хор в ДМШ. На уроке комбинируются различные виды музыкальной деятельности, таким образом, формируется творческая игровая атмосфера занятий, а это залог интереса к музыкальному искусству. Урок, как и вся программа, направлен на освоение детьми основ музыкальной грамоты, на адекватное понимание музыки, на развитие музыкального вкуса и тембрового слуха.
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Цель:
1. закрепление теоретических знаний;
2. развитие тембрового слуха, чувства ритма.
Задачи:
образовательная
- закрепление знаний о сильной доле, такте и его размере.
развивающая
- развитие умения определять звучание знакомых музыкальных инструментов в музыкальных произведениях в игровой форме
воспитательная
- развитие творческой активности
Методы:
Словесный (рассказ, беседа, опрос), практический (нотная запись, музицирование), игровой.
Оборудование:
Музыкальные инструменты, игровые карточки с изображением музыкальных инструментов, ширма.
Ход урока.
1. Повторение: Сильная доля, такт
Учитель: Сегодня мы с вами повторим тему прошлого урока.
Кто ответит, как называется ударение в мелодии?
Ученики: Акцент, сильная доля.
Учитель: Что образует мелодия от одного акцента до другого?
Ученики: Она образует такт.
Учитель: Тактовая черта ставится перед сильной долей или после нее?
Ученики: Тактовая черта ставиться перед сильной долей.
2. Новая тема: Размер такта
Учитель: Если у нас в такте одна доля сильная, значит другая будет?
Ученики: Слабой.
Учитель: Но количество слабых долей бывает различным. Потому у такта есть свой размер.
Если чередуются две доли (сильная - слабая), то это двух дольный размер. 2/4
Если три (одна сильная две слабые) – трехдольный 3/4, четыре (сильная, слабая, не очень сильная, слабая) – четырехдольный 4/4.
Размер такта записывается цифрами при ключе в начале музыкальной пьесы.
Верхняя цифра - показывает количество долей каждом такте.
Нижняя цифра – показывает длительность каждой доли (как будем считать)
Например размер 2/4 значит что в каждом такте 2 доли, 1 доля длится четверть.
Учитель дает задание у доски – расставить тактовые черточки в музыкальном примере.
(при ключе указан размер, дан ритмический рисунок, но отсутствуют тактовые черты)
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
а теперь попробуйте наоборот определить размер музыкального примера.
(черточки в примере расставлены, но при ключе не указан размер).
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
3. Игра музыкальное лото - музыкально-дидактическая игра помогает развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять в них звучание хорошо знакомых музыкальных инструментов.
Игровой материал . Игровые карточки, на которых изображены музыкальные инструменты и музыкальные инструменты.
Ход игры . Игра проводится по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на четыре-шесть квадратов, изображены различные инструменты.(фортепиано, скрипка, различные шумовые - бубен, треугольники и т.п. - то что имеется в наличии в школе и знакомом ученикам)
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 Такие карты раздаются каждому ученику.
Затем выдаются маленькие карточки с такими же изображениями инструментов.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Ведущий проигрывает известную мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим стоит небольшая ширма). Ученики определив, какой инструмент звучит, закрывают маленькими карточками квадрат с изображением звучащего инструмента на большой карточке. Роль ведущего может исполнять ученик.
В конце игры учитель проходит по рядам и просматривает результаты.
4. Домашнее задание .
Реши ритмический кроссворд. Используя длительности нот, заполни клетки квадрата так, чтобы в каждом ряду по горизонтали и вертикали получить в сумме три четверти.
Простучи ритм каждого ряда.