Урок чтения в 4-м классе по теме "Народные загадки и приметы о зиме"
Волкова Елизавета Александровна, учитель начальных классов
Цели: уточнить и расширить представления учащихся о признаках зимы; познакомить с народными приметами и загадками о зиме; способствовать активизации когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления); активизировать словарь; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:учебник “Чтение”, картина с изображением зимы; карточки с индивидуальными заданиями; предметные картинки, музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
Ход урока
Организационный момент.
Упражнение в установлении логических связей.
– Подбери правильное описание месяца:
Декабрь –
вьюги, метели;
день становится длиннее, ночь короче;
бывает оттепель;
резкое понижение температуры;
образование снежного покрова
дни короче;
Январь –
длинные ночи;
резкое понижение температуры;
образование снежного покрова.
вся природа спит под снегом;
Февраль –
стойкие морозы;
снегопад, сугробы, заносы;
школьные каникулы.
– Посмотрите на картину, послушайте музыкальную запись о зиме. Какой вам представляется зима под эту музыку?
Составление творческого рассказа “Зима”.
Работа по индивидуальным карточкам.
Подчеркните только те слова, которые мы используем, говоря о зиме.
Определение темы урока. Создание мотивационного настроения к изучению темы.
Объяснительная беседа.
– Сегодня мы продолжим разговор о зиме. Но тема нашего урока “Народные приметы и загадки о зиме”. А кто знает, что такое загадка?
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса.
На доске: Загадка не отгадывается сама,
надо попробовать силу ума.
– Вы, конечно, догадались ребята, что загадки у нас будут о зиме. На разгадывание вам даётся одна минута.
Ученикам раздаются карточки с загадками. Они читают их и называют отгадку, указывая признаки, которые помогли им узнать предмет. Последняя загадка прочитывается учителем.
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины. (Зима)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лёд)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
знать ничего не хочу. (Метель)
Белая морковка
Зимой растёт. (Сосулька)
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег)
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поёт да свищет. (Ветер)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (Снег)
Тройка – птица пролетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокура, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зима)
У каждого народа есть свои приметы: яркие – неяркие, звонкие – тихие. Их давным–давно подмечали люди простые, сметливые: те, кто землю пахал, на охоту ходил, грибы – ягоды собирал. Короче, народ, живший в добром здравии с природой – матушкой. Люди русские умные, наблюдательные, сообразительные. Всё примечают, делают выводы.
Приметы – отличительные свойства, признаки, по которым можно узнать кого-либо, что-либо.
Чтение примет по учебнику стр. 113.
Чтение примет с доски,объяснение их смысла.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Столб от солнца на закате – к морозу.
Кошка стену дерёт – к непогоде, клубком лежит – на мороз.
Зима снежная – лето дождливое.
После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет денёк.
Январь – макушка зимы.
Зима без снега – лето без хлеба.
Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод не ищи.
Перед сильным морозом вокруг луны два тусклых красноватых круга.
Птица хохлится к непогоде.
В феврале два друга – мороз да вьюга.
Февраль зиму ломает, воду подпускает, три часа прибавляет.
Итог урока.
– Кто запомнил, что такое загадка?
– Кто составляет загадки?
– Какие приметы вы запомнили? Откуда берутся приметы?