Пробудить у детей интерес к народному творчеству – русским сказкам, к их положительным героям, показать борьбу добра и зла.
Развивать творческое отношение к рисованию.
Познакомить с произведениями изобразительного искусства, расширить представления о роли художника в оформлении книги.
Развивать графические умения для изображения главного в композиции, для передачи настроения и своего отношения к героям сказки.
Оборудование
Для учителя: методические таблицы, репродукции работ русских художников к сказкам.
Для уч-ся: альбом, простой карандаш, акварельные краски, кисти.
Зрительный ряд
В. Васнецов «Алёнушка», Три царевны подземного царства», «Три богатыря» и т.д.
И. Билибин – иллюстрации к русским сказкам,
М.Врубель «Царевна – лебедь» и др.
Литературный ряд
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Стихотворение « У лукоморья дуб зеленый….»
Ход урока
1 занятие
Организационный
момент
Ученики, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок!
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока
Ребята, помогите мне разгадать кроссворд:
Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей (лиса)
Путешествовала вместе с утками.(лягушка)
Герой сказки, на которого было совершено четыре покушения и только одно оказалось удачным. (колобок)
Маленькая девочка, которая могла уместиться в ореховой скорлупе.(Дюймовочка)
Она и премудрая, и прекрасная, и на все руки мастерица (Василиса)
Сказочное общежитие. (теремок)
Она всегда готова спасти своего хозяина от голода. (самобранка)
Злая бабушка.(Яга)
Ямка в земле, наполненная такой водой, которая превращает братцев в домашних животных. (копытце)
Самое распостраненное мужское имя в сказках. (Иванушка)
Уплетая калачи, едет парень на печи. Едет прямо во дворец….Кто же этот молодец? (Емеля)
Л
КО
Д
ВА
САМОБ
ЯГ
КОПЫТ
ЕМЕЛ
И
Л
Л
Ю
С
Т
Р
А
Ц
И
Я
СА
ЯГУШКА
ОБОК
ЙМОВОЧКА
ИЛИСА
ЕРЕМОК
АНКА
Е
ВАНУШКА
Рисунки в книгах называются иллюстрациями. Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы; в них он изображает место действия сказки, её героев и предметы, которые могут их окружать. Так же делаются наброски- быстрые, кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу.
Объяснение нового материала
Сказка- это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаенные чувства, мечты и чаянья. Героическое прошлое народа, его древняя славная история, его мечты о светлом будущем отражены в образах русского фольклора, в былинах и сказках. Многие замечательные живописцы обращались к животворному источнику народной поэзии- среди них: В.Васнецов, М.Врубель, Н,Рерих, И.Билибин. Их привлекала вечная юность древних поэтических сказаний, обогащенных мудростью народа, расцвеченных яркими красками щедрой фантазии.
Иван Билибин родился 4 (16) августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военного врача. Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 учился в мастерской художника А. Ашбе в Мюнхене, затем несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской Марии Тенишевой. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. После образования художественного объединения «Мир искусства» становится активным его членом.
В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии. Здесь, он впервые создает иллюстрации, в ставшем впоследствии, «билибинским», стиле, к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
В 1902, 1903 и 1904 Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III деревянной архитектуры.
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о Царе Салтане» (1907) и «Сказка о Золотом Петушке» (1910). В 1905 издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 в театре Зимина в Москве.
Работы И.Билибина
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 году в русском, но население большую часть занимают марийцы селе Лопьял — деревня в "низине" в переводе с марийского) Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
Работы В.Васнецова
Рисование иллюстрации к сказке начинается с выбора сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Все построение ведется тонкими, еле заметными линиями с расчетом на последующее завершение рисунка в цвете.
.
Итоги урока
В конце урока в целом оцениваем работы, рисунки выставляем у доски. Учащиеся рассматривают их, анализируют.
Ход урока
2 занятие
Организация класса
Проверка подготовленности к уроку.
Вводная беседа
Сказку, друг мой, дорисуй...
За три моря не стоит ходить,
Тридевятое царство выискивать.
Я сегодня, мой друг, так и быть,
Утолю твою детскую искренность.
На балконе в ближайшем углу
В куче хлама цветастой, объёмистой,
Я альбом неприметный таю,
Тот, что книжек иных многотомистей.
Ни беда, что он худ и потёрт,
И листочков всего лишь десяточек,
Только в нём чудный мир распростёрт
И диковинок там предостаточно.
Прихвативши с собой карандаш,
За страницей страницу пролистывай.
И волшебный твори вернисаж
Искромётно, с азартом, неистово.
Всё, что раньше сумел подсмотреть,
Что случайно когда-то подслушивал,
И фантазий своих круговерть
На бумагу альбома обрушивай.
Уходя в чудный мир налегке,
Окунись целиком в приключения.
Ну, а я пожелаю тебе
Озарения и вдохновения.
Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.