Программа спортивно-оздоровительного воспитания для учащихся 1-4 классов "Ловкие, быстрые, смелые"
Submitted by Ирина Викторовна Зиновьева on Wed, 13/10/2010 - 17:08
ПРОГРАММА
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
«ЛОВКИЕ, БЫСТРЫЕ, СМЕЛЫЕ»
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Спортивно-оздоровительная программа «Ловкие, быстрые, смелые» направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при умственных нагрузках учащихся школы. Содержание программного материала состоит из блоков: учебная деятельность, т.е. уроки физической культуры, массовые спортивные мероприятия, подвижные игры, подвижные физкультминутки, пальчиковые игры (1 класс).
Цель программы спортивно-оздоровительного воспитания
Формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи программы:
1.Знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью.
2.Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
3.Формировать у учащихся отношение к здоровью как бесценному дару природы.
4.Создавать возможность учащимися демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.
5.Способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиемспорта.
Основные принципы программы:
1.Сознательности и активности.
2.Наглядности.
3.Доступности и индивидуализации.
4.Динамичности.
Ожидаемые результаты:самореализация в спорте посредством участия в конкурсах, смотрах, викторинах, соревнованиях школьного и районного значения, должна появиться потребность в здоровом образе жизни.
1 блок – спортивно-оздоровительная деятельность на уроках физической культуры.
Он включает в себя урочные формы физической подготовки учащихся.
Содержание программы
Главной формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на их физическое, эмоциональное развитие.
Уроки физической культуры состоят, как правило, из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Начало урока используется для создания у учащихся бодрого настроения, желания заниматься физкультурой и для подготовки детей к выполнению сложных физических упражнений в основной части занятия. Поэтому в начале урока преобладают общеразвивающие упражнения, ходьба с дополнительными движениями, пробежки и т. д. В основную часть включаются виды физических упражнений, предусмотренные программой соответствующего класса. Упражнения, а также разнообразные игры, входящие в урок, приводят учащихся в возбужденное состояние. Снять это возбуждение и подготовить учащихся к следующим урокам — задача третьей, заключительной части урока. На этом этапе урока используются ходьба, построения, разнообразные дыхательные упражнения. Урок закапчивается общим построением, подведением итогов.
В процессе урока физической культуры решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в развитии умений и навыков применять эти упражнения в жизни.
Воспитательные задачи урока состоят в воспитании у школьников внимания, дисциплинированности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей.
Важная воспитательная задача урока физкультуры — привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой.
Решению оздоровительных задач способствуют правильное проведение урока и выполнение санитарно-гигиенических норм. Уже с I класса учитель знакомит учащихся с требованиями к поведению и внешнему виду на уроках физкультуры и стремится последовательно превращать их в навыки и привычки поведения. Этим обеспечивается воспитание школьников в духе сознательной дисциплины, организованности, подтянутости.
Очень полезно постепенно вводить в уроки элементарные сведения об организме человека, о его развитии в процессе занятий физической культурой. По мере накопления таких сведений можно поручать ребятам подобрать самостоятельно упражнения для укрепления той или иной группы мышц.
Уроки физкультуры в начальных классах отличаются большим разнообразием упражнений и игр. 2 блок - массовые спортивные мероприятия.
Предполагает обязательное участие школьников с 1 по 4 классы в школьных спортивных соревнованиях, туристических слетах, спортивных праздниках, Днях здоровья и т.д., а так же участие в школьных и районных соревнованиях. Цель этих мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, активному отдыху, формирование компетентности спортивно-оздоровительной деятельности, приобретение опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями, пропаганда здорового образа жизни.
3 блок - подвижные игры
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется и это требует от учащихся значительного умственного и нервно- психического напряжения. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от гиподинамии. Данный блок включает следующий банк игр:
- игры, ориентированные на оптимизацию двигательного режима младших школьников;
- игры малой подвижности;
- игры средней подвижности;
- игры большой подвижности;
- народные игры;
4 блок – физкультурная минутка
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений и и упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физкультурные минутки необходимы, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфообращение застойных участков в организме ребёнка, снять напряжение. Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывая возрастные особенности каждого года жизни.
5 блок – «Пальчиковые игры» (1-2 класс)
«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей. Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.- это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они важны для развития творческих способностей у детей.
Содержание программы
Утренняя зарядка.Перед началом учебного дня в классах проводить утреннюю зарядку для повышения жизненного тонуса, хорошего настроения и позитивного отношения к учебному дню.
Дни здоровья.
Включают в себя массовые дни по оздоровлению учащихся и педагогов школы.
Осень – Туристический слет. Это прохождение полосы препятствия, с элементами туризма.
Зима – Лыжные эстафеты, с элементами традиционных зимних забав и игр.
Весна – «Мама, папа и я – спортивная семья». Спортивные эстафеты, с участием детей и их родителей.
Лето –Турслёт
Подвижные игры.
Проводятся на улице( 3-й ч), во время прогулки в ГПД, в спортивном зале во время проведения «Весёлых стартов» и т.д.
Внутришкольные соревнования.
По видам физических упражнений, включенных в комплексную программу физического воспитания (в классах, параллелях.): пионерболу, эстафеты, футболу, подвижным играм.
Участие в школьных и районныхсоревнованиях, спортивных эстафетах, лыжных соревнованиях и т.д.
.
1 год обучения – 1 ч. в неделю, всего 32 часа.
№ блока
Название игрового упражнения
Место (время)
проведения
Кол.ч.
2 блок – массовые спортивные мероприятия8
2 блок
Осенний кросс
стадион(сентябрь)
2 блок
Весёлые старты 1- 2 кл,
стадион ( осень)
2 блок
Лыжная эстафета 1- 2 кл.
Лыжная трасса
( зима)
2 блок
Катание с горки
(Зима)
2 блок
Зимние весёлые старты 1 – 2 кл.
(Зима)
2 блок
«Мама, папа и я – спортивная семья»
(весна)
2 блок
Туристический поход
(май)
3 блок – подвижные игры 15
3 блок
Игры, ориентированные на оптимизацию двигательного режима младших школьников
комплекс 1:
«На параде», «Подсвечник»,»Маятник» и т.д.
3 блок
Игры малой подвижности: «Схвати», «Верёвочка», «Настроение», «Камешки, «Конспираторы» и т.д.
3 блок
Игры средней подвижности: «Не ошибись», «Запрещенный цвет», «Дотронься до…», «Сторож», «Называя дни недели» и тд.
3блок
Игры большой подвижности: «вызов номеров», «Снежные круги», «Западня», «Лохматый пёс», и т.д..
4 блок – физкультурная минутка 5
4 блок
Физкультминутки – игры
4 блок
Общеразвивающие физкультминутки
4 блок
Тематические физкультминутки
5 блок – «Пальчиковые игры» 4
5 блок
Пальчиковая гимнастика
2 год обучения – 1 ч. в неделю, всего 34 часа.
№ блока
Название игрового упражнения
Место (время)
проведения
Кол.ч.
2 блок – массовые спортивные мероприятия 8
2 блок
Осенний кросс
стадион(сентябрь)
2 блок
Весёлые старты 1- 2 кл,
стадион ( осень)
2 блок
Лыжная эстафета 1- 2 кл.
Лыжная трасса
( зима)
2 блок
Катание с горки
(Зима)
2 блок
Зимние весёлые старты 1 – 2 кл.
(Зима)
2 блок
«Мама, папа и я – спортивная семья»
(весна)
2 блок
Туристический поход
(май)
3 блок – подвижные игры16
3 блок
Игры, ориентированные на оптимизацию двигательного режима младших школьников
комплекс 2:
«Паровоз», «Штангист», «Дровосек» и т.д.
3 блок
Игры малой подвижности: «Бедный котенок», «Цапля», «Ладошки», «Пять имен», «Чувство ритма» и т.д.
3 блок
Игры средней подвижности: «Ключи», «Аисты», «Поймай мяч» и т.д.
3блок
Игры большой подвижности: «Круговая лапта», «Змейка», «Двенадцать палочек» и т.д..
4 блок – физкультурная минутка6
4 блок
Физкультминутки – игры
4 блок
Общеразвивающие физкультминутки
4 блок
Тематические физкультминутки
5 блок – «Пальчиковые игры» 4
5 блок
Пальчиковая гимнастика
3 год обучения – 1 ч. в неделю, всего 34 часа.
№ блока
Название игрового упражнения
Место (время)
проведения
Кол.ч.
2 блок – массовые спортивные мероприятия 8
2 блок
Осенний кросс
стадион(сентябрь)
2 блок
Весёлые старты 3- 4 кл,
стадион ( осень)
2 блок
Лыжная эстафета 3- 4 кл.
Лыжная трасса
( зима)
2 блок
Катание с горки
(Зима)
2 блок
Зимние весёлые старты 3 – 4 кл.
(Зима)
2 блок
«Мама, папа и я – спортивная семья»
(весна)
2 блок
Туристический поход
(май)
3 блок – подвижные игры 20
3 блок
Игры, ориентированные на оптимизацию двигательного режима младших школьников
комплекс 3:
«Мы большие», «Хлопушки», «Цапля ходит по болоту», «Лыжник» и т.д.
3 блок
Игры малой подвижности: «Нос – ухо - нос», «Узнай, кто затейник», «Чувство ритма» и т.д.
3 блок
Игры средней подвижности: «Канатоходец», «Красный свет – зеленый свет», «Не давай мяч водящему» и тд.
3блок
Игры большой подвижности: «Зеркало», «Нептун и рыбки», «Вороны и воробьи», и т.д..
4 блок – физкультурная минутка 6
4 блок
Физкультминутки – игры
4 блок
Общеразвивающие физкультминутки
4 блок
Тематические физкультминутки
4 год обучения – 1 ч. в неделю, всего 34 часа.
№ блока
Название игрового упражнения
Место (время)
проведения
Кол.ч.
2 блок – массовые спортивные мероприятия 8
2 блок
Осенний кросс
стадион(сентябрь)
2 блок
Весёлые старты 3- 4 кл,
стадион ( осень)
2 блок
Лыжная эстафета 3- 4 кл.
Лыжная трасса
( зима)
2 блок
Катание с горки
(Зима)
2 блок
Зимние весёлые старты 3 – 4 кл.
(Зима)
2 блок
«Мама, папа и я – спортивная семья»
(весна)
2 блок
Туристический поход
(май)
3 блок – подвижные игры 20
3 блок
Игры, ориентированные на оптимизацию двигательного режима младших школьников
комплекс 4:
«Лошадка», «Силачи», «Пружинка», «Насос» и т.д.
3 блок
Игры малой подвижности: «Ногой по мячу», «Ладошки», «Камешки» и т.д.
3 блок
Игры средней подвижности «Называя дни недели», «Ветер и флюгеры», «Не пропусти мячу» и тд.
3блок
Игры большой подвижности: «Вороны и воробьи», « Два Мороза», «Пирамиды», и т.д..