Ход урока.
1.Мотивационный этап.
Ребята. Представьте, что вы попали в магазин на распродажу, и сделав любую покупку , бесплатно можете получить в подарок либо рулетку, либо мерный стакан, либо термометр, либо секундомер. Что вы выберете?
Поднимите руку те, кто выбрал рулетку (мерный стакан, термометр, секундомер).Объясните свой выбор.
Единомышленников прошу создать группу. Формируются группы: Линейка, Мензурка, Термометр, Секундомер. (Группа состоит из 5+/-2человека)
При выполнении практических работ по физике мы часто будем пользоваться линейкой, мензуркой, термометром, секундомером.
- Как одним словом, назвать эти физические тела?
- Измерительные приборы.
Сегодня мы научимся пользоваться этими приборами.
2.Деятельностный этап. Задание: Выполните любое измерение, используя прибор, который имеет группа.
Ø Фронтальная работа. Заполним таблицу на доске:
Измерительные приборы
|
Что измеряется?
Физическая величина
|
Эталон для сравнения
Единица измерения
(общепринятая)
|
Что характеризует физ.величина
|
Линейка
|
длина
|
м
|
протяженность
|
Мензурка
|
объем
|
мл,см3 ,м3
|
вместимость
|
Термометр
|
температура
|
градус, Кельвин
|
степень нагретости
|
Секундомер
|
время
|
с
|
длительность процесса
|
Заполнение таблицы обсуждается.
1.Что такое физ.величина?
o Характеристика тела, которую можно выразить количественно, производя измерения или вычисления.
2. Что значит измерить?
o Сравнить с эталоном, принятым за единицу. (Об эталоне люди договариваются)
3.Что характеризуют физ. величины, приведенные в таблице?
o Протяженность, вместимость, степень нагретости, длительность процесса
Ø Самостоятельная работа по группам.
Проверим, как мы умеем измерять.
Задание1.По рисунку 1(4) , стр.5,определите: высоту конуса, длину ножниц, диаметр шара. Время для выполнения задания 1-2 минуты.
Проверка. Представитель от группы называет измеренные величины. Все сигнализируют карточками (красная – согласен, синяя – нет).
Задание2.По рисунку 2(4) , стр.6,определите объем воды в каждой мензурке.
Проверка. Представитель от группы называет измеренные величины. Все сигнализируют карточками (красная – согласен, синяя – нет).
Задание3.По рисунку 3(4) , стр.6,определите: температуру, которую показывает каждый термометр . Время для выполнения задания 2-3 минуты. Проверка. Представитель от группы называет измеренные величины. Все сигнализируют карточками (красная – согласен, синяя – нет).
Рефлексия.
1.Какие трудности испытали? При использовании, какого прибора?
- Мензурки, термометра. При определении объема, температуры, если жидкости располагаются ниже или выше цифр, отмеченных на шкале.
2.Самые догадливые объясняют, как они справились с этими трудностями.
Работа с тетрадями.
Запишем тему урока «В мире физических величин».
Отметим в тетрадях как определить цену деления, т. е. выясним какое число «вмещается» между самыми близкими штрихами на приборе.
Цена деления – численное значение измеряемой величины, соответствующе одному (самому маленькому) делению шкалы.
Алгоритм определения цены деления:
1. Найти два ближайших деления, возле которых стоят числа.
2. Из большего числа вычесть меньшее.
3. Разделить на число штрихов, расположенных между ними.
Практическая работа 1.Определить объем колбы, пузырька с помощью мензурки.
Обсуждаем, в каких единицах, если возникли вопросы.(Результаты записываем на доске в таблице)
Тела
|
Объем (см3)
|
колба
|
|
пузырек
|
|
Такой метод измерения называется прямым, так как величина-объем- измеряется непосредственно прибором.
Практическая работа 2. Определите диаметр дробинки с помощью линейки.
Предложите способ. Сообщение способа учителем, если нет идей.
Записи фиксируются на доске. Записи ведут представители групп.
|
1 группа
|
2 группа
|
3 группа
|
4 группа
|
Среднее значение
|
Длина цепочки(см)
|
|
|
|
|
|
Число дробинок
|
|
|
|
|
|
Диаметр одной
|
|
|
|
|
|
Этот метод называется метод рядов и относится к косвенным методам измерений, так как диаметр измеряется не непосредственно, а с помощью дополнительных вычислений.
3. Этап рефлексии.
В группах выясняется, кто чему научился. Выставляется самооценка на поля тетради возле записанной темы урока.
Капитан группы на доске на шкале успеха группы фиксирует точкой
уровень успешности группы в целом за весь урок.
(Шкала успеха – отрезок длиной в5см.)
Сравнивается результаты визуально без комментариев.
4. Этап задания на дом §4,5. Дифференцированные задания: 1.Поготовить по три вопроса для соседа по парте в форме викторины «Что? Где? Когда?» по §4,5, или составить простейший кроссворд на 5-6 слов по теме «Ученые физики», или разгадать кроссворд или ответить на вопросы викторины. (Задания размещаются на стенде в кабинете или в классной комнате)
5. Дополнительный этап, если осталось время.
Игра «Верю-не верю».С помощью сигнальных карточек высказать свое мнение :КРАСНАЯ-верю, СИНЯЯ –не верю
Длина может измеряться в:
Спасибо за урок. Сдайте, пожалуйста, тетради.
Кроссворд Физика7 класс ,к уроку №2
По вертикали: Ученый, впервые осуществивший радиосвязь.
По горизонтали: 1.Отчество разработчика полетов в космос.
2.Учитель из Калуги, который первым разработал проект ракеты. 3. Источник знаний. 4.Инженер, который усовершенствовал лампу дневного света, что, открыло путь их широкому применению 5.«Отец русской авиации».
Вопросы викторины «Что? Где? Когда?»
1.Испанские моряки пользовались этой единицей измерения длины в древности при измерении пути, проходимого судном.
2.Старинная японская мера длины называлась «лошадиный башмак». Попытайтесь объяснить, какие рассуждения легли в основу выбора такого эталона длины.
3.Английская мера длины. Единицей измерения считалось расстояние от кончика носа короля Якова до большого пальца вытянутой руки.