Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
-
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
-
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
-
В школе должны быть свои традиции.
-
Школа должна давать современное образование.
-
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантомназывают выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Классификация учащихся по видам одаренности, на развитие которых направлена программа:
- общая интеллектуальная одаренность:
- творческая одаренность:
- спортивная одаренность:
Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий.
Формы фиксирования результатов деятельности одаренных детей:
· публикации творческого опыта детей;
· творческие выступления, участие в смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах;
· компьютерный банк данных (успехи школы).
Методы выявления « потенциальной» одаренности:
1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Условия успешности реализации обучения (требования к педагогу, работающему с одаренными детьми):
· безусловное понимание и уважение личности ребенка, где основным принципом является «не навреди»;
· самосовершенствование педагога, как в профессиональном плане, так и в личностном.
Для успешной реализации обучения необходим учет психологических особенностей одаренных детей, так как это особые дети, они не желают все принимать на веру, у них высокая самооценка, у них развито чувство самоотрицания, они достаточно самолюбивы и ранимы. Учет психологических особенностей таких обучающихся включает психодиагностику через тестирование по видам одаренности.
Этапы реализации программы
2008-2009 учебный год – подготовительный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Задачи:
-
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
-
Разработка программы работы с одаренными учащимися.
-
Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
-
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2009-2010, 2010-2011 учебные годы – практический, обобщающий
Цель: Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
· Диагностика склонностей учащихся.
· Создание условий для творчества.
· Развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
· Активизация в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
· Вовлечение одаренных детей в серьезную творческую работу.
· Стимулирование творческой деятельности педагогического коллектива и создание условий для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыживании;
Ожидаемый результат.
Заключительным этапом в Программе развития и поддержки творческой одаренности детей является разработка критериев определения результатов обучения. Общеизвестно, что эта работа является одним из самых трудных процессов. В плане учебно-воспитательной работы – проведение мониторинга, который позволит определить, являются ли обучающиеся, которых мы относим к группе одаренных, таковыми на самом деле. Согласно результатам мониторинга сравниваются их успехи с успехами способных детей.
Таких критериев несколько:
· если способный ребенок обучается по общегрупповой программе, то для одаренного этого мало, ему необходима индивидуальная образовательная программа;
· если способный ребенок участвует в итоговых и текущих концертах, выставках, спектаклях, то одаренный должен представлять персональные выставки, давать сольные концерты, бенефисы или иметь авторские публикации;
· если способный ребенок участвует в межгрупповых смотрах, конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня, то одаренный должен демонстрировать продуктивное участие в них (то есть входить в число призеров, победителей или лауреатов);
· если способные дети принимают участие в творческих мастерских, то одаренные могут ассистировать педагогу;
· если способные выпускники связывают свою деятельность с данной образовательной областью, то одаренные добиваются высоких результатов в избранной творческой деятельности.
Концептуальная задача, стоящая перед педагогами дополнительного образования МОУ«Верхнеачакская СОШ» – создание педагогической технологии работы с одаренными детьми, то есть комплекса способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков обучающихся.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
На: Программа развития и поддержки творчески одаренных детей
спасибо, много полезного и длч классных руководителей....