Международная научно-практическая конференция "Формирование толерантности в условиях образовательного процесса" состоялась!
11/10/2010 - 09:58
26 ноября в Лицее № 15 Заводского района Саратова кафедра философии и методологии образования ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» провела Международную научно-практическую конференцию «Формирование толерантности в условиях образовательного процесса: проблемы и перспективы».
В очной и заочной форме для участия в конференции было заявлено около двухсот докладов из четырех стран – России, Украины, Казахстана, Литвы. Помимо Саратова и Саратовской области, наша страна была представлена участниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтайского края, Башкортостана, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Дагестана, Красноярского края, Ленинградской области, Омска, Татарстана и др. регионов. Среди авторов докладов ученые ведущих российских и зарубежных вузов, преподаватели и методисты институтов дополнительного профессионального образования, учителя всех специальностей, представители СМИ.
На пленарном заседании к собравшимся обратились председатель Комитета по Регламенту и организации работы Саратовской областной думы, директор института законотворчества СГАП А.С.Ландо, Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Н.Ф.Лукашова, доктор философских наук, профессор СГУ им. Н.Г.Чернышевского Е.В.Листвина, Председатель Саратовской региональной молодежной общественной организации «Синегория» В.Н. Снаркович, заведующий отделом методики журнала «Преподавание истории в школе» А.Ю.Морозов ( г. Москва) и другие представители научной и педагогической общественности.
В оргкомитет конференции поступила приветственная телеграмма от депутата Государственной думы Федерального собрания РФ О.Е.Уваровой, учителя русского языка и литературы по специальности: «Приветствую участников международной научно-практической конференции. Тема "Формирование толерантности в условиях образовательного процесса: проблемы и перспективы " актуальна для современного российского общества и тем более для образования. Желаю творческих успехов, активной и плодотворной работы. Искренне верю, что выработанные вами рекомендации помогут в решении проблем формирования толерантности».
После перерыва участники конференции распределились на 6 секций:
Секция № 1«Демократизация школьной жизни, воспитание правовой культуры и толерантности».
Секция № 2«Формирование толерантности на уроках и во внеурочной деятельности».
Секция № 3«Формирование толерантности на уроках и во внеурочной деятельности»
Секция № 5«Краеведение как способ формирования толерантного сознания обучающихся».
Секция № 6«Школа как центр формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности в условиях современного социума. Проблемы формирования межэтнической и межрелигиозной толерантности в условиях образовательного процесса».
В ходе работы секций докладчики осветили большинство проблем формирования толерантности в условиях образовательного процесса и во внеаудиторное время как в школах, так и в вузах и ссузах. Были выработаны рекомендации конференции. Участники предложили Министерству образования Саратовской области рассмотреть возможности организации и проведения научно-методических конференций по вопросам толерантности, провести социологические исследования по вопросам раннего выявления экстремизма и национализма в молодежной среде. Региональным и муниципальным органам управления образованием предложено содействовать адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство региона, шире использовать возможности образовательных учреждений с целью воспитания культуры толерантности у молодежи, разработать специальные программы для младших школьников-мигрантов с целью языковой адаптации среди населения региона, способствовать формированию в сознании мигрантов, через систему образования, ценностного отношения к культурно-национальному наследию региона и России в целом. Центру толерантности, существующему при ГУК «Областная универсальная научная библиотека», рекомендовано оказывать помощь образовательным учреждениям в организации проведения мероприятий, связанных с воспитанием толерантности обучающихся. СарИПКиПРО предложено разработать и включить в систему повышения квалификации педагогов материалы, посвященные проблемам межэтнической, межконфессиональной, политической, культурной толерантности. Организатору конференции – кафедре философии и методологии науки СарИПКиПРО - предложено считать целесообразным открытие региональных экспериментальных площадок с целью исследования эффективности педагогических условий воспитания толерантности.
На итоговом пленарном заседании рекомендации конференции были приняты с учетом многочисленных замечаний и дополнений. Лучшие доклады участников конференции будут включены в сборник материалов, который готовится к печати.