Мастерская по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"
Submitted by Лариса Геннадьевна Ветлугина on вс, 10/10/2010 - 22:57
Разработка учителя русского языка и литературы
МОУ «Гимназия № 4» Л.Г.Ветлугиной.
«Не стоит село без праведника».
Мастерская творческого письма по рассказу А.Солженицына «Матренин двор».
Комментарий.
Мастерская проводится после уроков, на которых учащиеся познакомились с биографией писателя, прочитали рассказ и обсудили в классе проблемы, над которыми размышляет А.Солженицын. Работа во время мастерской поможет учащимся подготовиться сочинению.
Цель:
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
-пробуждение интереса к личности и творчеству А.Солженицына;
-создание условий для обучения навыкам анализа прозаического произведения.
Ход мастерской.
1.Индуктор.
Запишите ваши ассоциации к слову праведный. Поделитесь своими записями, добавьте понравившиеся слова и словосочетания. Ученики пишут в тетрадях, учитель записывает слова на доске.
Например: правильный, истина, светлый, крест, искушение и т. д.
2. Создание творческого продукта (деконструкция и реконструкция).
Работа в парах с текстом рассказа:
-выпишите слова, словосочетания, которые помогают понять непохожесть Матрены на всех остальных героев рассказа;
-прокомментируйте свои наблюдения.
Например: «..доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
«Обезоруживала она меня лучезарной улыбкой…простодушно глядя блекло-голубыми глазами». И т.д.
3. Социализация (представление созданного продукта всем участникам мастерской).
4. Новая информация и ее обработка.
Работа в группах:
- познакомьтесь с высказываниями писателей и философов о сущности добра (см. приложение);
-обсудите их в группе и подготовьте комментарий понравившегося высказывания.
5.Социализация.
6. Создание творческого продукта.
-напишите текст-размышление на одну из тем по выбору (10-15 минут)
Темы:
1. «Не стоит село без праведника».
2. «Все люди добрые»?
3. Что жизнь и смерть Матрены изменили в людях?
7. Рефлексия.
Каков смысл сегодняшней работы на мастерской? О чем пришлось задуматься? Что было трудно? Какие моменты мастерской особенно запомнились? И т.п.
Приложение.
Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту. (Конфуций)
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Лев Толстой)
Две вещи наполняют душу все новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. (Иммануил Кант)
Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. (Иммануил Кант)