I Ориентировочно-мотивационный
II Информационно-поисковый
III обобщение и систематизация
IV Рефлексия
V Домашнее задание
|
5 мин
25 мин
2 мин
5 мин
3 мин
|
- Вы знаете, в одной замечательной притче рассказывается о том, как боги, создав мир, задумались: а где бы понадежней спрятать от человека его самую главную тайну?
В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее.
На дне океана? Но в морскую пучину они когда-нибудь спустятся.
Может быть на небе, среди звезд? Но даже туда они со временем доберутся. И решили боги спрятать тайну внутри самих людей. Уж в себя – то человек никогда не догадается заглянуть. И надо сказать во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе самих гораздо меньше, чем о Земле, океане и далеких звездах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы не изучал человек, какие бы объекты не выбирал для исследования, за этим всегда стоит его жгучее любопытство по отношению к самому себе.
- Вот и наш сегодняшний урок по теме: «Причины многообразия органических соединений» мы постараемся рассмотреть с позиций собственного «Я». Поговорим сегодня о себе….с помощью ХИМИИ.
- Запишите в тетрадь тему урока.
- На прошлом уроке мы говорили о предмете изучения органической химии – органических веществах.
- Приведите примеры органических соединений, используемых в жизни человека.
- Какие элементы входят в состав органических соединений?
- А в состав неорганических веществ?
- Сколько известно на сегодняшний момент неорганических и органических веществ?
- Почему органических соединений гораздо больше чем неорганических? В чем причина или причины?
-Это и будет целью нашего урока: выяснить причины многообразия органических соединений.
- Так как, органические соединения – это углеродосодержащие соединения, обратимся к строению атома углерода. Запишите на доске электронные формулы строения атома углерода в основном и возбужденном состоянии.
- Какую валентность может проявлять атом углерода в основном и возбужденном состоянии? Проверим по справочной таблице.
- Какое значение имеет величина электроотрицательности углерода?
То есть, промежуточное значение между ЭО типичных металлов (0,7 – 1,5) и типичных неметаллов (3,0-4,0).
Что это значит? Какой тип вязи может образовывать углерод?
- Сколько максимально ковалентных связей может образовывать атом углерода? Почему?
- Причем, все связи равнозначны, равноценны по своей природе.
Это объясняется еще одной особенностью строения атома углерода:
4 неспаренных электрона С различаются по энергии и по форме орбиталей: одна сферическая, три другие – гантелеобразные. Для атома крайне невыгодно, если связи образованы электронами с различной энергией. Поэтому происходит процесс гибридизации или выравнивания ē – облаков в особую форму «неправильной восьмерки».
Такие облака симметрично расположены в пространстве и имеют одинаковую структуру.
- И так, какой можно сделать вывод о природе углерода?
Природа углерода уникальна.
- А что дает такая уникальная природа углерода? Какие возникают возможности?
Да, углерод:
· Образует цепи разной длины;
· Образует цепи разной формы (линейные, разветвленные, циклические);
· Образует простые, двойные, тройные связи;
· Способен изомеризоваться
- Это и есть причины многообразия органических веществ. Имея такие возможности, атом углерода образует различные виды и формы молекул. Сейчас мы с вами это докажем.
- Вам предлагается, используя «Строи тельный материал» и «Виртуальную лабораторию – конструктор молекул», смоделировать молекулы органических веществ. Задания по моделированию и памятки у вас на столах, не забудьте правила техники безопасности при работе с компьютером. Памятки у вас на столах
- Посмотрите на слайд вот такие соединения могли у вас сегодня получиться. Видите какие они у вас разные
Итак, мы подтвердили, что природа углерода действительно уникальна. И углерод действительно может образовывать огромное число органических соединений
- В качестве закрепления, запишите в тетрадь 4 причины многообразия органических соединений. Проверим их правильность.
- Как вы думаете, чем еще можно разнообразить углеродную цепь? Почему я оставила место для пятой причины?
- Почему в неорганических веществах, состоящих из большего числа элементов, нет таких возможностей для образования огромного числа веществ?
- Попытаемся теперь, опираясь на знания полученные на уроке, построить логическую цепочку причинно-следственных связей.
- Сделайте вывод по уроку.
- Достигли мы цели урока, поставленной в начале?
А какие умения вам сегодня понадобились? Молодцы, хорошо поработали
- Могли бы другие элементы дать такое разнообразие веществ? Например – кремний? (пример фантастического рассказа).
-И так, мы живем в удивительном, прекрасном мире, который имеет такой вид благодаря особенной уникальной природе углерода.
- А разве мы с вами не уникальны? Казалось бы, мы состоим из одинаковых элементов, в нас протекают одни и те же реакции. Но все мы разные. Почему? Может быть человеческая жизнь подчиняется такой же логической закономерности?
- Попробуйте выстроить свою личную логическую цепочку причинно-следственных связей: «Я-индивидуальность». Мнения разные, но всеми состоим из углерода, который дает такое многообразие органических соединений., такой многообразный мир.
- Вот мы и поговорили сегодня о себе… с помощью химии, органической химии, которая уже сегодня может творить чудеса. Еще более грандиозные задачи стоят перед ней завтра – синтез белка и исследование пищи, получение высокоэффективных лекарственных препаратов, веществ, обладающих усиленными для человека свойствами.
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам, наряду с параграфом
§ выбрать тему для проекта по органической химии, в котором решалась бы хоть небольшая, но человеческая проблема.
Жизнь дарить миллионы красок,
Добра она, безудержно щедра.
Любое проявление ее прекрасно
Когда в ней место есть для света и тепла!
Мы в многоцветье мира растворяясь,
Свое, родное –трепетно храним.
И с детства, постоянно удивляясь,
К ГАРМОНИИ приблизиться хотим!
|
Демонстрирует презентацию слайд №2 «Тема урока»
Актуализирует знания об органических веществах
Слайд №3 «Органические и неорганические вещества»
Слайд №4
Формулирует совместно с обучающимися цель урока.
Организует работу с доской и электронной таблицей.
Демонстрирует модель атом С из воздушных шариков
Слад №5
Формулирует совместно с обучающимися вывод.
Выясняет совместно с обучающимися возможности углерода.
Слайд №6
Слайд
Выстраивает совместно с обучающимися логическую закономерность.
Слайд № 7»
Слайд №8
Рефлексирует совместно с обучающимися
Демонстрирует раковины моллюсков
Слайд №9
Слайд 10
видеофрагмент
|
Записывают в тетради тему урока.
Отвечают: лекарственные препараты, красители, строительные материалы, синтетические волокна, взрывчатые вещества и д.р.
Отвечают:
С, Н, О, N, Р, галогены.
Все элементы периодической таблицы.
Отвечают:
Неорганических – 500 тысяч
Органических – 25 млн.
Изображают у доски строение атома углерода.
Отвечают: II и IV
Отвечают: 2, 5
Отвечают: атом углерода способен образовывать ковалентные связи
Отвечают: максимум 4, так как 4 неспаренных электрона
Моделируют молекулы органических веществ по заданиям.
Записывают в тетрадь «Причины многообразия органических соединений»
Отвечают: включением в цепь других элементов.
Отвечают:
При нарастании числа атомов молекулы неорганических веществ становятся непрочными и склонными к разрушению
Рассуждают о природе углерода и кремния.
Рефлексируют, предлагая варианты логических цепочек.
|
Доска
Эл. Таблица
Эл. таблица
Эл. таблица
Воздушные шарики
«Виртуальная лаборатория – конструктор молекул», наборы для моделирования молекул.
Раковины моллюсков
|