Использование натуральной наглядности на уроках биологии.
При восприятии натуральной наглядности предполагается комплексное использование различных анализаторов. В одной из своих работ об этом пишет М. Н. Скаткин: «Когда предмет как известный комплекс раздражителей, объединенных в пространстве и во времени, воздействует на ряд анализаторов, происходит образование временных связей между соответствующими группами нервных клеток в коре больших полушарий. Это дает возможность организму реагировать на предмет как целое. Совместная работа разных анализаторов служит важнейшим условием перехода от отдельных ощущений, представляющих отражение свойств предмета, к восприятию предмета в целом».
Коррекционная работа на уроке состоит в накоплении знаний, представлений, фактов и терминов. Исследование биологических объектов необходимо поэтапно и последовательно, при этом каждый этап учитель словесно помогает выделить главные признаки характеризующие данный объект.
Натуральные наглядные пособия :предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д.
В процессе восприятия натуральных объектов развиваются зрительные, кинестетические, кожные, тактильные и другие виды ощущения.
Прежде чем приступить к изучению какой-либо биологический объект необходимо проверить наличие у детей оптических средств коррекции (очки, лупы) , при некоторых заболеваний должны быть очки для видения вблизи и вдаль.
Например, при изучении темы «Строение побега» необходимо подобрать натуральный материал для детей с дефектами зрения ветки деревьев и кустарников с крупными, хорошо различающимися почками ( например тополь, рябина, ива).
При знакомстве с внешним строением цветкового растения необходимо обратить внимание крупные экземпляры растений этого отдела (например мать-и-мачеха, медуница и т. д.) . Исследования показали ,что желтые цветы легче рассматривать на черном фоне, лилово-розовые на белом фоне. При исследование необходимо проводить по направлению роста растения, учащийся руками обследует толщину стебля, характер поверхности (гладкий, опушен и т. д.), длину стебля ; далее обследует наличии листьев, форму листовой пластинки, тип жилкования, поверхность листа, прикрепление к стеблю ( с черенком, без черенка ), расположение листьев на стебле и т. д., далее знакомятся с цветком отмечая особенности строения цветка : наличие лепестков, их форма, характер поверхности, если возможно сосчитать количество лепестков, наличие пестиков и тычинок по возможности рассмотреть их строение и количество (тычинки и пестики мелкие части цветка можно подробнее рассмотреть на более крупных цветках, например на растениях семейства лилейных и т. д.). Когда с помощью зрения трудно определить строение (например, мелких частей растений и т.д.) необходимо использовать дополнительны средства наглядности, где те или иные части растений изображены в увеличенном варианте с насыщенными, но не слишком яркими цветами.
На следующем этапе необходимо обобщить признаки рассматриваемого растения и признаки, по которым это растение относится к той или иной систематической группе (например, учитель с помощью вопросов выясняет, насколько прочно дети усвоили какие-либо характерные признаки, или определение понятия.)
При изучении темы «Грибы» можно рассмотреть натуральный гриб например, шампиньоны. Аккуратно исследовать его строение говоря о том, что у грибов нет корней питательные вещества поступают через гифы грибницы раскрывая эти понятия и далее по росту исследуют другие части этого организма.
Натуральные объекты необходимо подбирать с учетом полисенсорности восприятия, чтобы была не только зрительная информация, но и осязательная (крупные почки деревьев, крупные цветки определяются с помощью осязания), обонятельная (запах весенней почки перед распусканием или запах цветка и т.д.)
При рассмотрении натурального анатомического препарата, например, при рассмотрении легкого, сердца или почки, ученику необходимо предложить
«Инструктивную карточку изучения натурального препарата»
Примерное содержание:
1.Положите легкое птицы на белый фон (пластмассовую ванночку).
2.Определите цвет. Какой он алый или темно-вишневый (используйте фототон).
3.Какая структура поверхности у легкого на взгляд и при осязании (однородная, гладкая или пористая, губчатая)?
4.Промойте кусочек легкого теплой водой, наливая воду в ванночку и сливая ее в раковину. Процедуру повторите несколько раз.
5.Ответьте на 2 и 3 вопросы (используйте фототон).
После этого можно предложить работу с рельефным рисунком по инструктивной карточке:
1.Пользуясь надписями по Брайлю и плоским шрифтом, найдите на рисунке бронхи легочные пузырьки (альвеолы).
2.Сравните структуру поверхности натурального легкого птицы с рисунком.
3.Рассмотрите в рельефном пособии последовательность расположения органов дыхания.
Такой коррекционно-педагогический подход содействует лучшему и более полному формированию чувственного образа изучаемого объекта, выполняет компенсирующую роль при неполноценном зрении и позволяет отдохнуть этому анализатору.
В результате таких занятий формируется адекватные представления о биологических объектах, о сезонных изменениях в жизни растений, понятия учащихся будет на уровне нормы, что у детей вырабатываются определенные коррекционные умения.
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к предметам преподносить даже самый трудный материал в занимательной и доступной форме.
|