Утверждено
на заседании МО
учителей русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 12»
____________________________
«____»_________2010г.
Программа
элективного курса по русскому языку в 7 классе
«Развитие орфографических навыков у учащихся
через выполнение системы словообразовательных упражнений»
2010-2011уч.г.
Автор программы- учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 12» Силиверстова Наталия Борисовна.
1 час в неделю, 34 часа в год.
Пояснительная записка.
Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка и предназначен для учащихся 7 классов. Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися данной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Зачастую же в практике наблюдается, что орфографические навыки детьми 13-14- летнего возраста, в условиях современной действительности, усваиваются слабо. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Данный курс предлагает решить эту проблему через систему морфемико - словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо - буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
1.Введение морфем в память.
2.Выделение морфемы в словоформах.
3.Выделение морфем в производных словах.
4.Упражнения по словообразованию.
5.Включение изученных морфем в систему попутного повторения.
Важно отметить, что прохождение данного курса невозможно без знаний учащимися основ морфологии, которую учащиеся параллельно изучают ( а некоторые разделы повторяют) в основном курсе русского языка в 7 классе.*
* Следует отметить разницу в программах по русскому языку .
Программа курса.
1.Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
2.Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
3.Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
Приставки с традиционным написанием .
Приставки с позиционным написанием.
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
4.Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
Правописание суффиксов существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Правописание суффиксов глаголов.
Правописание суффиксов причастий.
Правописание суффиксов деепричастий и наречий.
5. Понятие об окончании.
Правописание окончаний имен существительных.
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание окончаний глаголов.
6. И-Ы после Ц в разных частях слова.
7. О-Ё после шипящих в разных частях слова.
Календарное планирование
№
|
Дата
|
Тема занятия
|
1.
|
|
Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах.
|
2.
|
|
Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем.
|
3.
|
|
Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением.
|
4.
|
|
Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.
|
5.
|
|
Классификация и правописание корней с чередующимися гласными.
|
6.
|
|
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).
|
7.
|
|
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-).
|
8.
|
|
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-).
|
9.
|
|
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).
|
10.
|
|
Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов.
|
11.
|
|
Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.
|
12.
|
|
Контрольная работа на тему: «Правописание корней».
|
13.
|
|
Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).
|
14.
|
|
Приставки с традиционным написанием.
|
15.
|
|
Приставки с позиционным написанием.
|
|
|
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
|
16.
|
|
Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.
|
17.
|
|
Самостоятельная работа.
|
18.
|
|
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.
|
19.
|
|
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок.
|
20.
|
|
Контрольная работа.
|
21.
|
|
Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи).
|
22.
|
|
Правописание суффиксов существительных.
|
23.
|
|
Правописание суффиксов прилагательных.
|
24.
|
|
Правописание суффиксов глаголов.
|
25.
|
|
Правописание суффиксов причастий.
|
26.
|
|
Правописание суффиксов причастий.
|
27.
|
|
Правописание суффиксов деепричастий и наречий. Самостоятельная работа.
|
28.
|
|
Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных.
|
29.
|
|
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий.
|
30.
|
|
Правописание окончаний глаголов.
|
31.
|
|
Правописание окончаний глаголов.
|
32.
|
|
И-Ы после Ц в разных частях слова.
|
33.
|
|
О-Ё после шипящих в разных частях слова.
|
34.
|
|
Итоговая контрольная работа.
|