2 урок: "Тема "Родной земли" в творчестве долганской поэтессы Огдо Аксёновой".
В своих стихах Огдо часто обращается к родной земле, стране, которая выступает как традиционный образ «матери-земли». Однако в стихотворении «Родина» этот образ представлен в ином контексте:
Родина – мать. Ее трав и рек На родине даже холодный снег
Раздолье жить помогает. Не студит, а согревает.
Здесь присутствует важная для неё тема – любовь к Родине, тундре. В каждой строчке слышится любовь поэтессы к своей земле. Как же нужно любить суровую красоту родной земли, чтобы сказать: «На родине даже холодный снег не студит, а согревает»! Так могла сказать только долганская поэтесса, для которой родная мать-земля вскормила её и наделила поэтическим даром, поэтому она всем сердцем откликается в своих произведениях на красоту «холодного», но родного и тёплогодома…
В лирических стихах и песнях, создавая образ родной тундры, Огдо рисует её реки и горы, озёра и равнины, используя традиционные формы, передающие исторически сложившееся у народа поклонение воде как источнику жизни и передающий своеобразную красоту водных просторов родного Таймыра. Например, в песне «Чернобровый» девушка ожидает любимого «на берегу бабушки-реки суровой», у которого она тоскует в ожидании встречи.
Жду тебя на берегу я По тебе я здесь тоскую,
Бабушки-реки суровой. Мой любимый, чернобровый.
В песне «Моя родная Волочанка» поэтесса вспоминает о родных местах и о реке Хете, на берегах которой прошло ее детство:
Я в Волочанке родилась. Здесь водят гуси хороводы
Избрав прозрачной Хеты воды, И за собой ведут гусят.
Огдо ведёт постоянный диалог с родной землёй, с природой, птицами, ветром. В стихотворении «Невольные советы» такое абстрактное понятие как «жизнь» поэтесса наделяет человеческой речью. Жизнь даёт ей советы:
…«Карабкайся, держись! Полюби несладкую меня,
Ты же знаешь, я не вся такая. Доживёшь и до иного дня».
Я – богаче: добрая и злая.
Этот приём позволил Аксёновой поставить важнейшую проблему, характерную не только для северного народа, но и для других народов, живущих в разных географических условиях, - не сдаваться, встречаясь с жизненными трудностями, а мужественно их преодолевать. Этот диалог лирической героини с жизнью отражает оптимистичный характер поэзии Огдо Аксёновой, характерный для многих её лирических произведений:
Кто нужду, обиду превозмог, Я тебя спасаю, может быть…
Будет крепок, как олений рог. Научись за всё благодарить.
Огдо Аксенова изображает мир природы таким, каким видят его северяне. Однако это видение мира, восприятие Огдо еще в детстве, прошло через ее поэтическую душу и обогатилось новыми лирическими образами. В ее стихах и «льдиныв салочки играют и удирают друг за дружкой в океан»; «первый снег, чуть прижмурясь, лежит, его солнце, наверно, слепит»; «и в лучах, не успевших остыть, шкурыгреют свои животы». Одухотворяются даже травинки, которые «бегут по дорожке, ловят солнечных зайчиков в свои ладошки».
Бережно Огдо Аксёнова относится к традициям, обычаям своего народа, которые несут в себе черты гуманизма, доброты, миролюбия. Она знакомит своих современников с прошлым и настоящим долганского народа и в стихотворении «Признание в любви» говорит о том, что
Ещё и от того Не выветрились, нет,
душа моя поёт, не сгинули в золе обычаи…
что древние хранит Пускай народы на Земле
обычаи народ. узнают их…
Словом, всё, чем жил и живёт народ, во что верил и верит, - кровное дело Огдо Аксёновой. Она умеет сопрячь прошлое с настоящим, у неё прошлое ярко освещено, а настоящее осмысливается в неразрывной связи с великим и неумирающим прошлым долганского народа.
У долганской поэтессы родная земля – это Таймыр, суровый северный край со «студёной пургой обожжённых» предков, с горестными морщинами, оставленными на белоснежном челе родной земли («Родина»), но в то же время – это холодный край – тёплый дом для долганина, живущего «в снегах согреваясь колючих».
Огдо подчёркивает красоту земного снежного покрова родной таймырской земли, поэтому «Тундре – лучшие слова, /Что в судьбе есть у долган». Она готова использовать самые выразительные и благодарственные слова родного языка, чтобы выразить свою любовь и любовь своего народа к родной суровой, но прекрасной земле!
Это и сотни озёр с чистой прозрачной водой, которые она сравнивает с «тысячей оленьих глаз»:
Сколько же вобрал простор Смотрят , ясные, на нас –
Чистых тундровых озёр! Вижу, вижу, вижу.
Тысячей оленьих глаз «Радость»;
и разноцветье весенней тундры, радующей своим коротким, но ярким цветением:
Вслед за снегами растаяли льдинки, И осмелевшими вдруг лепестками
Зеленью свежей сверкали травинки Солнце коснулось, как будто руками.
«Радость идёт»;
и ожившие весной звуки родной природы:
Бараксан, весна-красна, А совсем недавно наст
Очертила светлый круг, Был скрипуч и был ворчлив.
Пробудила ото сна А сейчас вовсю весна
Всё дремавшее вокруг… Гонит звонкие ручьи. «Бараксан».
и возрождение весной надежды на любовь и счастье:
Тишь, Ветра не шелохнут Лишь влюблённые ведут
На хвосте песцовом ворс. Свой весенний разговор. «Бараксан»;
и гордость за трудолюбивый народ, который, не боясь трудностей, осваивает богатые недра родной земли:
…Холодно было и было тепло. Выстоять! Выстроить здесь города!
Только строители шли всё равно. Трудно давалась оленья тропа…;
и радость от встречи с родной весенней Дудинкой, первым заполярным городом на древней таймырской земле:
В Дудинке, нашем городе родном, А ты в лицо тоже всех узнаешь,
Тебе мы рады, вестнику весны. В любом из нас товарища найдёшь.
«Весенняя Дудинка»…
Бережное, любовное и ответственное отношение к родному языку родного народа открывает нам народно-поэтические истоки образного и символического отражения в сознании Огдо Аксёновой неповторимой красоты родного края. Это, в первую очередь, голос родной земли, прислушиваясь к которому, она, дочь этой земли, лёжа на горе, ощущает теплоту роскошной травы, слышит шёпот цветов, «звуки, шорох, тишь, собирает мой слух», и «вместе с ними в меня входят думы земли», на которые она
Песням тундры родной Радость отчей земли
Я слагаю ответ, Принимая, как дар. «Я лежу на горе».
А в стихотворении «Родина» Огдо Аксёнова, обращаясь к истории своего народа, с гордостью отмечает, что, родившись в суровых, «студёной пургой обожжённых» просторах Таймыра, «суровые предки мои родились, /Приемля суровую участь», «Но родину, беды свои одолев, /Мой гордый народ не покинул».
Преданность родной земле, способность преодолевать испытания «студёной пурги», «колючих снегов», «лютый мороз» только укрепили волю народа:
Их лютый мороз, свирепея, бодал, Как смелый медведь в запорошенных льдах,
И воля их делалась крепкой. Так жили далёкие предки.
А у автора эти качества характера родного народа вызывают чувство гордости за народ, который она называет «мой гордый народ».
Родная земля, суровая тундра Таймыра сформировала стойкий и мужественный характер родного народа, сумевшего не просто выжить, а создать особый мир хозяйственно-экономической деятельности охотников-оленеводов и рыбаков, определивших культурно-духовные ценности долганских тружеников, их традиции, передаваемые из поколения в поколение и освящённые верностью заветам предков. И важнейший из них: Пусть никогда твой не гаснет очаг!
Святая, чистая и искренняя радость от сознания своей принадлежности к роду долган звучит во многих стихотворениях Огдо Аксёновой. Особенно поэтично это звучит в размышлении «Кто я есть?»: