Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Экологические группы птиц"

Фото пользователя Марта Габдуллаевна Туралиева
Размещено: Марта Габдуллаевна Туралиева - пн, 04/10/2010 - 22:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Туралиева Марта Габдуллаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Цветновская СОШ"
Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Виртуальная экскурсия"Экологические группы птиц"
Экологические группы птиц. Цели: 1. Обучающая: – дать понятие экологической группы птиц; – научить выделять признаки птиц той или иной экологической группы; – рассмотреть следующие экологические группы птиц (на местном материале): птицы леса, птицы открытых пространств, птицы водные и околоводных пространств. 2. Развивающая: – продолжить развитие внимания и умений работать самостоятельно. 3. Воспитывающая: – привлечь внимание к многообразию и красоте местной орнитофауны; – продолжить экологическое воспитание; – прививать интерес к исследованию живой природы. 4. Творческая: – создать обстановку реального путешествия, побуждающую к творческой деятельности, в которой каждый ученик будет чувствовать себя свободно и раскрепощенно. Оборудование: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон; запись голосов птиц (в лесу – большой пестрый дятел, кукушка обыкновенная, сова ушастая; в степи – жаворонок полевой, воробей полевой, чеглок; на реке – лысуха, цапля серая); фонограмма мелодии к телепередаче «В мире животных»; видеозапись картин жизни животных (майский жук, лягушка озерная, жаба зеленая, жерлянка краснобрюхая, уж обыкновенный, ящерица прыткая, кузнечик, цветок сусака зонтичного с жуком-лисичкой, стрекоза (девушка), голубянка на цветке пижмы, большие прудовики, крестовик, плетущий паутину, скворец обыкновенный, цапля серая, крачка речная, трясогузка желтобрюхая, ходулочник, сорока, птенцы сороки в гнезде, ласточка деревенская, птенцы ласточки в гнезде, поющий ремез, зуек малый, чибисы, горлицы кольчатые, утка серая, лысуха, птенцы чомги малой, сова ушастая). Декорация: большой кусок коры на стене с прикрепленным на него чучелом дятла, изображение кукушки обыкновенной, прикрепленное к сучку дерева на стене. Лист ДВП (1 Ч 2 м) с наклеенной на него степной растительностью. В этой растительности изображения жаворонка и воробья полевого. На высоком сучке «в степи» – чеглок. Лист ДВП (1 Ч 1 м), в центре которого вырезано «окно» для экрана телевизора. На этом листе наклеены тростник, рогоз, камыш. Экипировка (для учителя и каждого учащегося): камуфляжная куртка, панама или кепка, блокнот на веревочке (чтобы можно было повесить на шею), таким же образом прикрепленный карандаш, бинокль; полевой дневник (в виде таблицы) по форме: № п/п Экологическая группа птиц Представители Особенности 1 Птицы леса 2 Птицы открытых пространств 3 Птицы водных угодий Ход урока 1. Организационный момент. Звучит фонограмма мелодии к телепередаче «В мире животных». В это же время показываются кадры, отснятые ребятами в ходе полевых практик (см. Оборудование). Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! На этом уроке мы отправляемся на экскурсию в мир родной природы. Я надеюсь на ваше доброе участие и тесное сотрудничество. Только в этом случае нам удастся пообщаться с дикой природой. Только что вы просмотрели кадры, снятые членами кружка «Живой Дом», который работает у нас в школе. Ребята отсняли их в ходе полевых практик. 2. Сообщение темы урока. Учитель. Как вы, наверное, догадались по фильму, тема нашего урока – «Птицы». Сегодня нам предстоит совершить путешествие в мир птиц нашего края и познакомиться с экологическими группами птиц. 3. Постановка задач урока. Учитель. В ходе этого путешествия мы познакомимся с многообразием птиц нашей малой родины, научимся находить приспособления к тем или иным местам обитания и делать заключение о принадлежности птиц к экологической группе. Вы спросите: для чего это нужно? Да хотя бы интереса ради. А представьте себе, что когда вы будете родителями и к вам подойдет ваш любознательный ребенок и спросит: «А где живет эта птица?» – стыдно будет не сказать. Мир птиц – это удивительный мир! Необычайно пестрый, громкий и звонкий. Но мы часто не замечаем вокруг себя этой красоты. А если приглядеться, прислушаться, то понимаешь: мир наш уникален, и во многом тому способствуют птицы. У любого исследователя должен быть полевой дневник. Что в нем писать, решает сам исследователь. У нас тоже будет полевой дневник – таблицы, которые есть у вас на столах. В них мы будем фиксировать особенности увиденных и услышанных птиц, связанные с их местообитанием. Итак, отправляемся в лес. Учитель и дети надевают камуфляжные куртки, панамы. Учитель вешает на плечо блокнот и карандаш, берет бинокль. 4. Работа по теме урока. ОСТАНОВКА «ЛЕС» Включается аудиозапись «В лесу». Учитель. Вот мы и в лесу. Но здесь мы не хозяева, мы – гости, и не должны забывать о своем поведении. Мы должны оставить после себя только хорошее мнение. Если мы будем вести себя тихо, лесные птицы откроют нам все свои тайны. Раздается дробь дятла. Учитель. Мне кажется, я слышал дятла! А вот и он. (Показывает на чучело.) У дятла клюв как долото, которым он выдалбливает из толщи древесины насекомых. Давайте внимательно рассмотрим эту небольшую птичку. По каким признакам мы можем догадаться, что дятел – это лесная птица? Рассуждения детей. Слышится крик дятла. Учитель. А это тревожный крик дятла. Наверное, мы его чем-то нечаянно напугали. Но мы пойдем дальше, и он успокоится. Включается фонограмма с голосами птиц, в том числе и кукушки. Учитель. Я думаю, что среди этого шумного хора садовых славок и соловьев вы узнали знакомую нам певунью, вернее, певца – ведь самки кукушки не кукуют (показывает на изображение кукушки). Рассмотрите кукушку. Есть что-то общее у нее с дятлом? Рассуждения детей о сходстве дятла и кукушки как лесных птиц. Включается фонограмма с пением ушастой совы. Учитель. А вот слышите – совсем необычная песня… Кто знает, кому она может принадлежать? (Предположения детей.) Так поет ушастая сова! Увидеть ее непросто, но присмотритесь вон к тому дереву – там и сидит наша красавица… (В это время показывается кадр с ушастой совой.) Теперь мы можем безошибочно сказать, что это птица леса. На основании каких признаков мы приходим к такому заключению? Рассуждения детей. Учитель. Давайте запишем наши наблюдения в полевой дневник, чтобы ничего не забыть. Дети делают записи. – Поскольку мы компания большая, то вольно или нет, но мы беспокоим лесных жителей, и мне кажется, настало время покинуть лес. ОСТАНОВКА «СТЕПЬ» Включается запись «В степи». Учитель. Перед нашим взором – открытые степные пространства. Это типичные ландшафты нашего района. На первый взгляд, это унылые безжизненные просторы. Но на самом деле это совсем не так. Давайте приоткроем завесу тайны и прислушаемся. Включается фонограмма с записью голоса жаворонка полевого. Учитель. Так поет жаворонок. Вряд ли мы сейчас его увидим. Он кружит где-то у нас над головами, высоко в небе, обозначая своей песней гнездовую территорию. Да и в траве его тоже вряд ли быстро разглядишь. Ведь жаворонок – птица открытых пространств, и у него уже другие особенности. Вон он спрятался в степной растительности (показывает на декорации). Давайте выделим характерные черты этой птицы. Рассуждения детей. Включается запись голоса воробья полевого. Учитель. Вы слышите это беспокойное цвиканье? Узнали? Это воробей полевой. У нас есть два вида воробьев: воробей домовый и воробей полевой. Вон он, этот маленький шалунишка (показывает на растительность). Постарайтесь найти общие черты с жаворонком. Рассуждения детей. Включается запись голоса чеглока. Учитель. Слышите это беспокойное «вон… вон…»? Так кричит чеглок. Наверное, мы подошли слишком близко к его гнездовой территории. Вот он немного успокоился и присел на сучок дерева. Давайте его рассмотрим и быстро покинем это место. (Рассматривают изображения.) – Конечно, на воробья или жаворонка он не похож, но все-таки есть черты, которые выдают его как птицу открытых пространств. Рассуждения детей. – Мы забыли сделать записи в своем полевом дневнике. Давайте их сделаем. ОСТАНОВКА «ВОДОЕМ» Включается запись «На реке». Учитель. Вот так, не замечая времени, мы дошли и до реки. На мой взгляд, птицы водных угодий – это самые необычайные птицы. Давайте немного пригнемся, чтобы нас не было видно из-за тростника и, практически не шевелясь, будем наблюдать. Вот первый и самый обычный обитатель – лысуха. Запись голоса лысухи. Учитель. Белая бляшка на голове дала ей такое название – она как будто лысая. Послушайте, какой тревожный у нее крик. Запомните: это лысуха. Давайте выделим черты приспособленности к обитанию в таких условиях. Рассуждения детей. Запись журчания ручья. Учитель. А вот глядите – птица как на ходулях. Ее и называют кулик-ходулочник. Это чрезвычайно редкая птица в России и тем более в нашей области. Конечно, на лысуху он не похож, но посмотрите, что выдает эту птицу, что говорит нам о том, что ходулочник – околоводная птица? Рассуждения детей. Учитель. А вот и еще один представитель Красной книги, обитающий у воды. Это серая цапля. Очень осторожная птица. Вы, наверное, сразу увидели у нее много общего с ходулочником. Рассуждения детей. Учитель. А вот слышите этот громкий стук? Мы с вами счастливчики. Редко кому повезет услышать крик цапли. Давайте все это зафиксируем в своем дневнике и отправимся назад в лабораторию. (Дети делают записи.) Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Давайте теперь посмотрим, чему мы научились. Поработайте самостоятельно. Рассмотрите птиц на карточках, которые есть у вас на столе. Отнесите их к той или иной экологической группе, проставляя в таблице только номер птицы. При этом птиц следует не угадывать, а выделять характерные черты той экологической группы, к которой относится та или другая птица. Самостоятельная работа учащихся. Оперативный контроль самостоятельной работы (по кодам). 5. Подведение итогов урока. Учитель. Подходит к концу наш урок. И мне хотелось бы знать, какие правила наблюдения за птицами вы усвоили? Ответы детей. – Вот так незаметно и прошли сорок минут. У меня от этого урока остались лишь приятные впечатления, и мне хотелось бы встретиться с вами еще раз в природной обстановке. А с какими эмоциями вы уйдете с моего урока? В заключение я хотел бы прочитать вам памятку юного жителя Земли. Возможно, она станет основой ваших жизненных убеждений. На нашем шарике земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес Полны таинственных чудес, По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит – Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан, С полянки – земляника, Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты тоже часть ее чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. И надо постараться Нам с этим не расстаться. М. Х. Левитман

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн