Submitted by Ирина Петровна Новикова on пн, 04/10/2010 - 16:39
Тема урока: «Общие химические свойства
металлов»
Тип урока: Изучение нового материала. Вид занятия: Комбинированный урок. Цель урока: Сформировать представления о металлах как восстановителях. Задачи урока:
1. Выяснить причину разной активности металлов.
2. Выделить основные свойства металлов.
3. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту.
4. Научить учащихся записывать уравнения реакций, характерных для всех металлов.
5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций, в т.ч. методом электронного баланса.
Оборудование:
Реактивы: металлический натрий, вода, фенолфталеин, медная проволока.
Спиртовка, пинцет, скальпель, фильтровальная бумага.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Компьютер (с колонками), проектор, диск с презентацией.
Распечатанные кроссворды для каждого ученика.
Презентацию и все необходимые материалы можно найтиздесь.
План урока
1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
2. Повторение опорных знаний о сплавах и физических свойствах металлов.
3. Изучение нового материала:
• проведение демонстрационного эксперимента;
• демонстрационные видео-опыты
• устная работа (проговаривание свойств «словами»);
• письменная работа (составление уравнений химических реакций из демонстрационных опытов).
4. Закрепление материала.
Ход урока. 1-й этап урока
ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ О ЦЕЛИ И ЗАДАЧАХ УРОКА
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с общими свойствами металлов. И на этом уроке мы поговорим о химических свойствах. (Слайд 1)
Цели нашего урока: (Слайд 2)
Сформировать представления о металлах как восстановителях
Выяснить причину разной активности металлов
Выделить основные свойства металлов
2-й этап урока
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель: Некоторые сведения о металлах вы уже имеете. На предыдущих уроках мы изучили особенности строения атомов металлов, их физические свойства и узнали, что такое сплавы и какими они бывают. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда решите следующий кроссворд. (Слайд 3)
До начала урока на столы учащихся раскладываются заранее распечатанные кроссворды.
Правильность выполнения задания проверяется с помощью презентации. (Слайд 4)
Теперь вспомним строение атомов металлов. (Слайды 5-8)
Вопросы:
1. Из каких частиц состоят атомы металлов?
2. Что вы можете сказать о радиусе атомов металлов?
3. Сколько электронов находится на внешнем уровне атомов металлов?
4. Какие выводы мы можем сделать из вышесказанного?
Правильные ответы на вопросы и вывод выводятся на экран и фиксируются учащимися в тетрадях. (Слайд 9)
3-й этап урока
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель: Если металлы обладают восстановительными свойствами, то они будут вступать в реакции с различными окислителями.
Окислителями могут выступать неметаллы (кислород, галогены, сера и др.), катионы водорода Н+ и катионы других металлов.
Вопрос: В каких соединениях мы можем найти эти катионы?
Учащиеся отвечают, что катионы водорода Н+ содержатся в кислотах, а катионы металлов – в солях.
Далее поочередно рассматривается взаимодействие металлов с вышеперечисленными веществами.
1. Взаимодействие с неметаллами. (Слайд 10)
Как вы уже знаете, металлы образуют с неметаллами бинарные соединения – оксиды, хлориды, сульфиды, фосфиды и т.д.
С кислородом воздуха легко взаимодействуют щелочные и щелочноземельные металлы:
4Li + O2 = 2Li2O (при этом происходит переход 4 ē с лития на кислород)
2Ca + O2 = 2CaO (при этом происходит переход 4 ē с кальция на кислород)
Железо, цинк, медь и другие менее активные металлы энергично окисляются кислородом только при нагревании: Лабораторный опыт: Взаимодействие меди с кислородом.
Возьмите медную проволоку и прокалите ее в пламени спиртовки. Какие изменения вы наблюдаете? Как можно их объяснить? Запишите соответствующее уравнение реакции.
2Cu + O2 = 2CuO
Золото и платиновые металлы не окисляются кислородом воздуха ни при каких условиях.
Теперь давайте посмотрим, как металлы реагируют с другими неметаллами. (Слайд 11) Демонстрационный видеоопыт: Взаимодействие меди и железа с хлором.
После просмотра учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации.
Cu + Cl2 = CuCl2
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 Демонстрационные видеоопыты: Взаимодействие меди с серой и ртути с серой.
Следует сказать, что реакция ртути с серой используется для обезвреживания ртути, а сам процесс называется демеркуризацией.
После просмотра учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации.
Cu + S = CuS
Hg + S = HgS
2. Взаимодействие с водой. (Слайд 12)
Щелочные и щелочноземельные металлы легко реагируют с водой, восстанавливая катионы водорода до свободного водорода, и образуют при этом растворимые гидроксиды – щелочи: Демонстрационный опыт: Взаимодействие натрия с водой.
В фарфоровую чашку наливаем 10 мл воды. Вынимаем пинцетом из банки с керосином кусок натрия и на фильтровальной бумаге отрезаем кусочек величиной с горошину. Осушаем поверхность фильтровальной бумагой и осторожно (!) помещаем в фарфоровую чашку с водой. С помощью фенолфтолеина определяем характер среды полученного раствора. Отмечаем наблюдения.
Учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации.
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2↑
Менее активные металлы, например железо, взаимодействуют с водой только в раскаленном виде:
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2↑
При этом, как и при горении железа, получается оксид железа Fe3О4, который представляет собой смесь двух оксидов FeО∙Fe2О3. Его называют также железной окалиной.
Ag, Au, Pt, Hg, Cu с водой не взаимодействуют.
Чтобы перейти к изучению следующих химических свойств металлов, нужно рассмотреть электрохимический ряд напряжений металлов. (Слайд 13)
По восстановительной способности, как вы уже знаете, металлы располагаются в ряд, который называют электрохимическим рядом напряжений:
К, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, (H2), Cu, Hg, Ag, Au
В этот ряд помещен и водород, который, как и металлы, способен отдавать электроны, образуя при этом положительно заряженные ионы Н+.
Русский ученый Н.Н. Бекетов в 1865 г., (ссылка на биографию) располагая металлы, а также водород по их способности вытеснять друг друга из растворов солей, составил ряд, который он назвал вытеснительным рядом металлов.
От чего же зависит восстановительная активность металлов? От разных факторов. При определении положения металла в ряду напряжений учитывают энергию отрыва электронов от отдельных атомов, энергию, затрачиваемую на разрушение кристаллической решетки, а также энергию, выделяющуюся при гидратации ионов.
А какие правила вытекают из положения металлов в ряду напряжений, мы сейчас выясним на основе эксперимента.
3. Взаимодействие с кислотами. (Слайд 14) Демонстрационный видеоопыт: Взаимодействие магния, цинка и меди с серной кислотой.
После просмотра учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации.
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2↑
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2↑
Cu + H2SO4 ≠
Делается вывод: Ме, стоящие в ряду напряжений левее водорода, вытесняют его из растворов кислот, а стоящие правее – не вытесняют водород из растворов кислот.
Следует сказать, что правило соблюдается, если в реакции металла с кислотой об-разуется растворимая соль, а на щелочные металлы правило не распространяется, так как они легко взаимодействуют с водой (а указанное правило относится к реакциям водных растворов кислот с металлами).
Концентрированная серная кислота и азотная кислота любой концентрации реаги-рует с металлами по-особому, при этом водород не образуется. (Слайд 15) Демонстрационный видеоопыт: Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой и с азотной кислотой.
4. Взаимодействие с солями. (Слайд 16) Демонстрационные видеоопыты: Взаимодействие цинка с раствором сульфата меди (II) и взаимодействие меди с раствором сульфата цинка.
После просмотра учащиеся самостоятельно составляют уравнения реакций и сверяют с уравнениями в презентации.
Zn + CuSO4 = ZnSO4 + Cu
Cu + ZnSO4 ≠
Делается вывод: Каждый металл вытесняет из растворов солей другие металлы, находящиеся правее него в ряду напряжений, и сам может быть вытеснен металлами, расположенными левее.
Следует сказать, что это правило также имеет поправки, аналогичные таковым к первому правилу, а именно – правило соблюдается при условии образования растворимой соли; правило не распространяется на щелочные металлы.
4-й этап урока
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Упражнение 1 (Слайд 17)
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:
а) Al + O2 = Al2O3
б) Zn + S =ZnS
Упражнение 2 (Слайд 19)
Допишите практически осуществимые реакции:
а) Fe + HCl →
б) Ag + H3PO4 →
в) Al + HCl →
г) Zn + Pb(NO3)2 →
д) Fe + MgCl2 →
Ответ: (Слайд 20)
а) 2Fe + 6HCl → 2FeCl3 + 3H2↑
б) Ag + H3PO4 ≠
в) 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2↑
г) Zn + Pb(NO3)2 → Zn(NO3)2 + Pb
д) Fe + MgCl2 ≠
Сначала учащиеся самостоятельно выполняют упражнения в тетради, отдельные ученики комментируют выполнение упражнений, а затем на экран проецируются правильные ответы на эти вопросы.
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позво-лит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд 21)
1. Выучить общие химические свойства металлов.
2. Задача. Смесь медных и магниевых опилок массой 1,5 г обработали избытком соляной кислоты. В результате выделился газ объемом 560 мл (н.у.). Определите массовую долю меди в смеси.
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛА (Слайд 22)
Габриелян О.С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2007.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. — М.: Экзамен, 2001.
Диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Соли».