Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема урока: «Чередование гласных о – а в корнях –лож - лаг, -кос – кас».

Фото пользователя Алла Ивановна Золотникова
Submitted by Алла Ивановна Золотникова on Fri, 01/10/2010 - 19:06
Данные об авторе
Автор(ы): 
Золотникова Алла Ивановна
Место работы, должность: 
Город Астрахань, МОУ "СОШ №49",учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цели урока: Образовательные: . формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-; . научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос; . научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению. Развивающие: . развивать память, воображение, речь. . развивать у учащихся орфографическую зоркость. Воспитательные: . воспитывать интерес и любовь к русскому языку; . воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа Модель урока: личностно – ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом. Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом. Вид деятельности учащихся: коллективная. Вид урока: урок освоения новых знаний.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 


Используемое оборудование: 

компьютер, проектор.

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
Урок объяснения новой темы. Для отработки навыка написания данной орфограммы к уроку разработана презентация.Урок тематический, посвящен Масленице. Проводился на городском конкурсе "Учитель года 2009"

Ход урока:

 
 

1.      Вступительное слово учителя.

 
    - - Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
 
 

Разрешите представиться. (СЛАЙД № 1)

Очень рада нашей сегодняшней встрече.
 
Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы! Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?
 
Наш сегодняшний урок называется «Широкая Масленица», но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.
 
Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.
 

(СЛАЙД №2)

 
 
                                   МАСЛЕНИЦА
 
                        Сегодня небо хмурит брови,
                        Пугливый ветер бьёт в окно.
                        Зима гуляет на просторе,
                        Все позабыли про тепло.
 
                       На дух весны царит повсюду:
                       И в парках, и на площадях.
                       Подобно сказочному чуду
                       Несется праздник на санях.
                                        То «Масленица» веселится,
                                   Блинами, радуя народ.
                                   И красные от счастья лица
                                   Веселый кружат хоровод.
 
                                           Зима прощается.
                          Навстречу спешит красавица – весна.
                                 Давайте вместе ее встретим,
                                    Забудем все про холода!
 
2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)
         - - Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.
 

             В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…) (СЛАЙД № 3)

 

Задание №1.

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.
З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.
3 Работа с текстом. (Задание №2)
 
 

- - А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте  внимательно. (СЛАЙД №4)

 
Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные
слова. Давайте попробуем. Что – то у нас не получается. Очевидно, здесь
«работает» какое – то другое правило. Может быть, кто – то уже с ним знаком?
Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.
 

                             (Запишите тему урока) (СЛАЙД № 5)

 
 

Задание №2

 

Из газетных строк:

1.      Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.
2.      Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.
3.      Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.
4.      Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.
 
- - В какой части слова пропущены буквы?
 
- - Что такое корень?
 
- - Давайте выпишем корни из слов.
 
- - ЛАГ – А       - - - ЛОЖ- - 
           - - КАС –А        - - - КОС –
 
 

- - Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ)  (СЛАЙД №6)

ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ
ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ
КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ
ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ.
 

-Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите… (СЛАЙД №7)

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- -, ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- - , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.
 
 
Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.
 

 ( СЛАЙД № 8 - 9)

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).
А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).
Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.
 

(СЛАЙД № 10)

 

Грамматическая зарядка

Задание
Если в корне «а» - хлопаем в ладоши, если в корне «о» - встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
К…снуться чуда.
Радостное предпол…жжение.
К…саться рукой.
Точки соприк…сновения.
Не к…саются влаги.
Расположить у костра.
Пол…жение дел.
 

4.Выборочный диктант (СЛАЙД №11)

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,
 2 вариант -с буквой О в корне слова.
1.Солнце к…снулось края степи.
2.Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.
3.Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
4.Приятно к…снуться ароматного блинчика.
 

                                                    НА ДОСКЕ (СЛАЙД 12).

1 ВАРИАНТ                                               2 ВАРИАНТ
ПРЕДПОЛ…ГАЕТ                                    К…СНУЛАСЬ
РАСПОЛ…ГАЕТ                                       К…СНУТЬСЯ
К…САЮТСЯ
 
5.      Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.
 

      (НА ДОСКЕ) (СЛАЙД №13)

     -ЛАГ-А            -ЛОЖ –
      -КАС-А            -КОС-
(ИСКЛЮЧЕНИЕ:  ПОЛОГ.)
6. - - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.
 

Итак, вперед. (СЛАЙД №14)

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.
           - - МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.
 

7. Творческая  работа. (СЛАЙД № 15)

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен.
         Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
 

        Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. ( СЛАЙД № 17).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)
Я тоже, ребята, попробовала позвать Масленицу и написала ей послание
 

(НА ДОСКУ) (СЛАЙД №16)

1.      Мы тебя, Масленица, встречаем
Пирогами, да блинами угощаем.
2.      Песни тебе слагаем,
Наши дары возлагаем.
 
З. Позволь, Масленица,
Сарафана твоего коснуться,
В будущее заглянуть.
      4.
   Приложи к устам сахарный пирог,
   Принести в мой дом достаток и покой.
5.Касается тебя, Масленица,
Солнце яркое,
Огнем освещает,
Зиму прогоняет.
 

 --Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама. (Слова на доске). (СЛАЙД № 18-19)

 

 Мы сегодня правила учили,

 

 Что в корнях нам - кос- и- кас- писать,

 

Суффикс находили, по нему решили,

 

 Букву нам какую там вставлять.

 

Если суффикс – а -,

 

То в корне тоже.

 

 Если нет ее, то -о –пиши,

 

 Все запомнить сможем

 

 И себе поможем,

 

 Все запомнят это я и ты

 

Лож -и –лаг- мы тоже изучали,

 

Закрепляли в речи и в письме ,

 

Буковки вставляли,

 

 Четко проверяли

 

 И в тетрадь записывали все.

 

 Если суффикс – а -,

 

То в корне тоже,

 

 Если нет ее, то- о –пиши.

 

 Все запомнить сможем

 

 И себе поможем,

 

 Все запомнят это я и ты.

 

8.Рефлексия урока. (СЛАЙД №20)

      - - Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть – чуть и к нам придет красавица – весна!
Спасибо за урок.

»  Размещено в сообществах:   
Хоровод идей

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн