Данные об авторе
Автор(ы):
Хайруллина Г.Р.
Место работы, должность:
ГБС(К)ОУ «Чистопольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 YIII вида. Учитель-логопед.
Регион:
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория:
Иная категория
Цель урока:
1. Автоматизировать звук Ш в активной речи: в словах и в предложениях. 2. Упражнять в составлении предложений по предметным картинкам. 3. Развивать пассивный и активный словарь, произвольное внимание, произвольную память. 4. Воспитывать произвольное поведение.
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемое оборудование:
Демонстрационный материал, раздаточный мтериал. схемы,таблица, предметные картинки на звук (Ш), небольшие тексты на данный звук.
Краткое описание:
Логопедическая работа над звуком (Ш). Активизация звука в слогах, словах, в предложениях.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
1. Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Отправим им личную улыбку.
«НАЗОВИ КАРТИНКИ»
На доске картинки, нужно взять любую картинку, внимательно посмотреть и назвать ее.
Мишка, лошадка, галоши, вишня, шарф, шкаф.
А сейчас давайте еще раз назовем эти картинки все вместе.
Ребята, а какой одинаковый звук вы слышите в этих словах?
Правильно звук Ш. Сегодня на занятии мы с вами будем работать над звуком Ш. Будем этот звук красиво правильно произносить в словах, в предложениях. А для того чтобы его произносить, мы подготовим наш язычок.
2. ПРОПЕВКА.
Я буду показывать схему, а вы мне будете показывать губами, но сначала шепотом. А теперь это упражнение выполним с голосом.
Теперь выполним упражнение для язычка.
3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. (по индивидуальным папкам)
4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. . (по индивидуальным папкам)
5. Упражнения на речевое дыхание. ( Снегопад, расти пена).
Вот мы, ребята, подготовили наш язычок, губы, чтобы грамотно произносить звук Ш.
6. ПРОИЗНОШЕНИЕ.
Давайте вот сейчас все вместе произнесем звук Ш громко, затем тихо.
Сейчас я вам раздам картиночки, у каждого будет своя картиночка.( Змея).
Нужно назвать кто это? Правильно, змея. А как шипит змея? Произнесение данного звука индивидуально, отраженно и сопряжено.
Анализ данного звука. (Скажите, что делают губы, когда мы поизносим звук Ш?)
Правильно губы становятся рупором.
(А где находится у нас язычок, когда мы произносим звук Ш?)
Правильно. Язык находится за верхними зубами.
Давайте еще раз произнесем звук Ш. Молодцы, хороший звук у вас получился.
7. «ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОНЯТИЕ».
Назовите картинки, как можно назвать это одним словом? (одежда, животные, цветы, школьные принадлежности).
Назовите картинки в названиях которых есть звук Ш.
8. Упражнения для глаз.
9. ЧИСТОГОВОРКА.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
( Прочитать по индивидуальным карточкам хором, индивидуально, все вместе. записать в тетрадь).
10.Работа в тетрадях .
Найти в тетрадях чистоговорки на звук –Ш и прочитать.
. 11. «ЗАГАДКИ».
Я вам буду загадывать загадки, а вы должны найти отгадки по картинкам.
Махнатенькая
усатенькая
ест и пьет
песенки поет. (кошка)
Маленькие зверьки
серенькие шубки
длинные хвосты
черненькие глазки
остренькие зубки. (мышка)
Висит дом, полон семенами он
не среди листьев, а среди иголочек. (шишка)
Хотя и внутри у него воздух
летает по воздуху. (шар)
Скачет зверушка
не рот, а ловушка
попадут в ловушку
и комар и мошка. (лягушка)
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг вдружке
А всегда одна игрушка. (матрешка)
Как стройна и как красива
У нее густая грива.
Жаль, нельзя на ней промчаться
Можно только покачаться. (лошадка)
Отгадки сосчитать до пяти .
Составить предложения по данным предметным картинкам.
Составить схему предложения, определить первое слово, последнее слово.
12. Динамическая пауза. (бабушкин салат).
13. Речевая зарядка.
. «Я НАЧНУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, А ВЫ ЗАКОНЧИТЕ ЕГО».
ША-ША-ША- два карандаша
ШИ-ШИ-ШИ- не спеши
ШУ-ШУ-ШУ- я спешу
ШО-ШО-ШО- хорошо
АШ-АШ-АШ- карандаш
ОШ-ОШ-ОШ- дай мне грош
УШ-УШ-УШ- иди в душ
ША-ША-ША- продолжается игра
Правильно игра.
14.. «ХЛОПНИ В ЛАДОШИ».
Вы будете хлопать в ладоши, когда услышите звук Ш.
Мишка, гусь, камыши, собака, ландыши, тетрадь, шары, карандаши.
Молодцы.
15. «ПРИДУМАЙ СЛОВА СО ЗВУКОМ Ш».
Ученики сами придумывают слова.
16. Помоги Наташе найти картинки в названиях которых есть звук Ш.
17. Что забыл нарисовать художник? Допиши слова.
Какая картинка не подходит к остальным?
18. Составь из слогов нужное слово.
19. Чтение небольших текстов со звуком Ш.
20. Итог занятия. Домашнее задание (шриховка).