Ожидаемые результаты. После этого занятия учащиеся смогут:
Знания
-проанализировать деятельность Петра 1 по преобразованию России
-осмыслить страницы далёкого прошлого
-оценить реформы императора
Умения и навыки
-работать с дополнительной литературой
-работать в группе
-выступать публично
- уметь отстаивать своё собственное мнение
-дать оценку исторических фактов
Отношения, ценности, внутренние установки
- понять значение реформ императора
-высказывать своё отношение к роли Петра 1 в современном мире
- оценить эффективность актуальности преобразований Петром современного мира
Ресурсы
-Карта «Российское государство в первой четверти 18 века»
- Репродукции картин:
Кившенко А.Д. «Молодой Петр 1 командует «потешными» войсками у села Преображенское»
Ге Н.И. «Пётр 1 допрашивает царевича Алексея
- Портрет Петра 1
План занятия (90 мин)
1.)Мотивация (5 мин)
Много книг написано о преобразованиях, которые проводились в России в первой четверти 18 века. Они связаны с именем царя Петра 1.
Но современники Петра 1 разделились на два больших лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и в наши дни. В 18 веке великий русский учёный-патриот М.В.Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А.С.Пушкин характеризовал императора иначе: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».
В наши дни мы слышим продолжение этих споров. Последнее время всё чаще раздаются утверждения, будто реформы царя оказались ненужными и даже вредными, а успехи России достигнуты неоправданно высокой ценой. Невольно возникает вопрос:
-Каким же был этот российский монарх? Петром Алексеевичем? Или Петром Великим?
-В чём обвиняли его недруги и за что хвалили и чем восторгались сторонники?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы и проведём наш урок-суд современности над Петром 1 и ответим на главный вопрос:
-Кто же Пётр 1 –«тиран» или Великий реформатор?
2.Интерактивная часть занятия.
Действующие лица:
Судья
Присяжные заседатели (3 чел)
Прокурор
Адвокат
Ответчики: Демидов, Апраксин, Шафиров,
Яковлева
Истцы: Репнин, Лопухин, Петрова
Репортёры газеты (3 чел)
Секретарь
Секретарь. Встать! Суд идёт!
Судья. Сегодня на судебном заседании заслушивается дело о Петре Алексеевиче Романовом, русском царе с 1682 по 1725 годы.
Секретарь зачитывает справку об обвиняемом.
Судья. Назовите состав преступления.
Прокурор. Пётр 1 уличён во множестве грехов:D
-царь Пётр прекратил созывать земские соборы
- затормозил развитие России путём создания крепостных
фабрик
- он слишком жестокими методами обновлял Россию
- насаждал в стране западноевропейские обычаи
- изменил облик русского человека
Все его преобразования - реакционные и заимствованы у Запада.
Секретарь зачитывает историческую справку о состоянии России на рубеже 16-17 веков.
Справка.
В 17 веке Россия была отсталой страной (отсутствовал удобный выход к морским берегам). Ущерб экономике страны нанесла польско-шведская интервенция начала 17 века. В странах Западной Европы крепостное право давно исчезло. В России же крепостничество задерживало развитие страны вперёд.
Судья. В чём же мы тогда должны обвинять подсудимого, если он смог преодолеть подобные недостатки?
Прокурор. В России в конце 16 века уже существовали предпосылки для новшеств, их просто продолжил Петр 1без серьёзного продумывания. Секретарь, зачитайте справку, подготовленную линией обвинения.
Справка.
В экономике развивалось ремесло и мелкотоварное производство. Начал формироваться всероссийский рынок. Организуются полки нового строя. Наблюдается новизна в культуре.
Показания свидетелей.
Судья. Адвокат, предъявите показания свидетелей линии защиты.
Адвокат. Я вызываю известного промышленника первой четверти 18 века Демидова.
Демидов. Пётр проводил мудрую политику поддержки российской промышленности. Было построено до 200 мануфактур. К концу его правления стали выпускать трубки, карты, платки, фарфор.
Адвокат. Я вызываю свидетеля защиты адмирала Апраксина.
Апраксин. Пётр превратил Россию в великую военно-морскую державу, создал регулярную армию и флот, пересмотрел стратегию и тактику армии. Мы гордимся своими викториями: Орешек, Полтава, Гангут, Гренгам!
Шафиров. В 1772 году Пётр ввёл в России новую систему учёта службы и продвижения по служебной лестнице.Она была записана в особом законе – «Табеле о рангах». Так я стал вице-канцлером, бароном!
Адвокат. Я вызываю ещё одну свидетельницу – Александру Яковлеву.
Яковлева. Русская женщина жила до Петра по нормам «Домостроя»! Теперь женщина вышла из терема, стала появляться на празднествах, ассамблеях. Император внёс изменения и в старинный обычай заключения брака.
Прокурор. Мы слушали горячую речь в защиту Петра 1. А теперь послушаем свидетелей обвинения. Я приглашаю отца первой жены царя – Лопухина.
Лопухин. Пётр заточил в монастырь мой дочь Евдокию Лопухину и свой сестру Софью, присутствовал на пытке сына Алексея, надругался над прахом князя Милославского.
Петрова. Я обвиняю царя в жестокости и несправедливости в проведения суда в 1698 году. Были арестованы 1041 человек. Никого не осталось у меня после смерти мужа.
Будь проклят этот антихрист…
Прокурор. Обвинение представляет молодой дворянин ю Репин.
Репин. Мои родители люди богатые и знатные. Жили мы спокойно в имении, но настало время Петра 1. Пришлось мне нести службу в казарме. Вышел указ – обязан недоросль учиться. Совсем замучил нас.
Прения сторон.
Судья. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат. Карамзин полагал, что царь продвинул страну почти на шесть столетий вперёд. Преобразования ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы. В России ни до Петра, ни после Петра ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватывали бы все сферы жизни общества и государства: экономику и социальный строй, культуру, военное дело, быт и дипломатию. Его деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков.
Судья. Слово обвинителю.
Прокурор. Пётр 1 видел смысл жизни в укреплении государства, был жесток и ни в грош не ставил жизнь человека. При нём налоги на душу населения возросли в среднем втрое, цена же реформ, выраженная человеческими жизнями, подсчитанная ещё П.Н.Милюковым, равна седьмой части населения. Я всё сказал…
Судья. Присяжные заседатели удаляются для принятия решения.
Оглашается приговор.
3. Подведение итогов.
1. Выступление репортёров (радикальное направление, жёлтая пресса, газета «Независимый опрос»).
2. Анкета для социологического исследования о роли Петра 1 на дальнейший ход истории России. Совпадение результатов анкет с решением суда.
3. Делаем выводы.
-Яркая личность Петра как магнит привлекает, и будет привлекать исследователей, писателей, политиков.
-Интерес к делам Петра не ослабевает, а усиливается в сложные периоды истории России.
-Соглашаемся с С.М.Соловьёвым, что «Почва для истории великого человека есть история народа».
-Проводя реформы, помнить, ради кого они проводятся, думать об интересах всего общества, а не узкой группировки.
4.Заключение.
Учитель выставляет оценки. Объясняет домашнее задание: определите отношение к Петровской эпохе; напишите письмо в прошлое, адресат - от царя Петра до простого человека - выбирайте сами.
На: Конспект учебного занятия для 7 класса Пётр 1- «тиран» или В
Уважаемая Наталия Павловна!Спасибо за интересный план- конспект урока!Возьму на "вооружение"!