Методы обучения: репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приобретаемые навыки: сравнивать результаты опытов, наблюдать и объяснять физические явления, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать устную речь.
Структура урока
Этапы урока
|
Средства и методы обучения
|
Необходимое время
|
1. Введение.
|
Орг. момент. Проверка отсутствующих. Объявление целей и задач урока.
|
5 мин.
|
2. Изучение нового материала.
|
Выполнение экспериментальных заданий в группах. Отчет и выводы учеников.
Объяснение закона Ленца учителем.
|
15 мин.
10 мин.
|
3. Закрепление.
|
Тест достижений.
|
10 мин.
|
4. Итоги урока.
|
Выставление оценок. Через слайд домашнее задание по выбору.
|
5 мин.
|
План – конспект.
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, предлагает занять свое место в творческих группах и проверить готовность рабочего места к уроку.
Ученики приветствуют учителя, рассаживаются по творческим группам, проверяют готовность рабочего места.
2. Мотивация учебной деятельности.
( Слайд 1 с сотовым телефоном). Ребята поднимите руку, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще всего используют мобильник? Да, он стал необходимой вещью. Можно позвонить, поиграть … но всё это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если нет? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты.
(Слайд 2 с зарядным устройством). На данном слайде показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает?
Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Как вы думаете, что нового мы должны узнать, изучая какое – то явление?
На доске написана тема: «Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Закон Ленца». И требования государственного стандарта:
-уметь описывать и объяснять физическое явление;
-приводить примеры практического использования физического явления.
3. Актуализация знаний.
Название явления состоит из двух частей: электро- и магнитная. Для того чтобы всем было понятно давайте вспомним то, что уже изучали:
· Что такое электрический ток?
· На рисунке изображен полосовой магнит, линии магнитного поля которого пронизывают проволочный контур. Предложите способы изменения магнитного потока через контур.
4. Изучение нового материала.
Достигнуть цели мы можем разными способами: послушать мое объяснение, прочитать параграф в учебнике, исследовать самостоятельно в ходе эксперимента. В каком случае вам будет интереснее работать?
Именно по этой причине мы с вами разделились на группы.
Вспомните правила работы в группах.
Ученики получают групповое задание. Читают, распределяют задание в группе, приступают к выполнению.
Учитель: -Задание у вас общее, но каждый может выбрать ту его часть, которая лично ему интереснее. Общий результат зависит от каждого.
-Работая над проблемой вместе, мы учимся слушать и слышать друг друга, убедительно доказывать и опровергать, терпимо воспринимать критику, внимательно и деликатно относится друг к другу.
- Время на работу ограничено (7 минут).
5. Закрепление.
Ученикам, выполнявшим экспериментальное задание, предлагается отчитаться по результатам их работы. При отчете задание читать не нужно. В чем заключается опыт? Каковы результаты?
Группы отчитываются по 1 заданию.
Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «1. Явление заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур».
Давайте проверим, верен ли, сделанный нами вывод. К какому мнению пришли ученые, выполнявшие подобные эксперименты?
Предлагается выступить ученикам, выполнявшим историческое задание. Делается вывод о том, что полученные нами результаты совпадают с выводами Фарадея. ( Слайд с портретом Фарадея).
Группы отчитываются по заданию 2.
Обобщаются выводы учеников и общий результат записывается в тетрадь: «2. Явление открыто Майклом Фарадеем в 1831 году».
Мы уже знаем, как называется явление, как оно происходит. А где оно применяется?
В тетради: «3.Явление применяется:
Группы отчитываются по заданию 3.
Предлагается выступить ученикам, работавшим с рисунками. (Слайды с рисунками – фонарь Фарадея, велосипедный генератор постоянного тока, ручная зарядка для телефона).
6. Рефлексия. Тест достижений.
Предлагается выполнить тест.
Ученики выполняют тест, сравнивают свои ответы с эталоном. Самооценка.
7. Продолжение изучения нового материала.
Закон Ленца.
Учитель. В катушке, замкнутой на гальванометр, при перемещении магнита, возникает индукционный ток. Как определить направление индукционного тока? По правилу правой руки? (А переломов не бойтесь!) Давайте определим это!
Индукционный ток создает собственное магнитное поле. Связь между направлением индукционного тока в контуре и индуцирующим магнитным полем была установлена Ленцем. Пусть имеется катушка, вокруг катушки существует изменяющееся магнитное поле и
оно пронизывает витки другой катушки. А при всяком изменении магнитного поля, пронизывающего контур замкнутого проводника, в нем наводится индукционный ток. А как определить направление индукционного тока? По правилу правой руки? Обратимся к опыту. Почему кольцо отталкивается от магнита? А с прорезью нет? (U -тока нет.)
Значите кольце возник ток (инд.), магнитное поле. И можно определить поле. Поменяем полюса магнита. И видим: что взаимодействие между полюсами всегда препятствует движению магнита. Ленцу удалось обобщить эту закономерность: эту связь называют законом Ленца.
Определение: индукционный ток всегда имеет такое направление, при котором его магнитное поле противодействует причине его вызывающей.
Ещё раз повторим правило Ленца.
Вернемся к опыту. Стрелка гальванометра отклоняется тем дальше, чем быстрее вдвигается в соленоид магнит или катушка с током.
(для одного витка)
Э.д.с. индукции, возникающая в какой-либо цепи, прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока ^ - время, за которое происходит изменение магнитного потока. Знак минус показывает, что когда магнитный поток уменьшается (дф -отриц), э.д.с. создает индукционный
ток, увеличивающий магнитный поток и наоборот. Исходя из формулы:
Просмотр видеофильма «Электромагнитные колебания».
Сообщается информация о домашнем задании.
(Слайд с домашним заданием).
Ученики делают свой выбор.