Submitted by Тамара Николаевна Байкова on чт, 23/09/2010 - 15:02
Конспект интерактивного занятия «Бережем планету вместе» на 21 сентября 2010г.
Цель: через возможности экологического образования в интересах устойчивого развития осуществлять воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Задачи:
образовательные:
научить духу партнерства и сотрудничества в решении экологических проблем, эффективного ресурсосбережения;
формировать признание многообразия личностей и равенства их потребностей;
воспитательные:
формировать уважение человеческого достоинства;
воспитывать уважение прав других на благоприятную окружающую среду;
развивающие:
формировать способность поставить себя на место другого, соотносить свои потребности с потребностями других людей;
формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.
· В русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”. В.И. Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. А нетерпимость проявляется в запальчивости, опрометчивости, требовательности и других действиях, которые носят оттенок непродуманности, импульсивности, незрелости. Объяснение тому, что такое терпимость, Даль дает на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.
· В толковом словаре русского языка «потребность» - это надобность, нужда в чем-нибудь. Разделяются в соответствии с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности: биологические, трудовые, познания, общения, отдыха. Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
· «приро́дные ресу́рсы» — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества. Природные ресурсы подразделяются:
Педагог дает объяснение словам “толерантность”, “потребность”, “ресурсы”.
Моделирование ситуации использования природных ресурсов (игра с нитью).
Цель: формирование толерантного отношения к ресурсам планеты.
1. Педагог приглашает ребят встать в круг и предлагает представить, что так они обогнули Землю.
2. Педагог предлагает учащимся взяться обеими руками за длинную нитку.
— Мы все разные, но каждый из нас использует ресурсы планеты. Давайте представим, что в нитке сосредоточены все природные ресурсы.
3. — А теперь потяните нитку на себя. Это будет означать использование нами ресурсов.
4. Нитка рвется.
— Вот нитка порвалась, и у каждого осталось некоторое количество ресурсов. У кого-то больше у кого-то меньше, а у кого-то их вовсе не осталось. Так происходит и в реальной жизни. Как вы думаете, надолго хватит природных ресурсов? (предполагаемый ответ детей, что ненадолго и ресурсы нужно экономить). Мы хоть и разные, но мы привыкли делиться друг с другом. Правда?
Педагог подводит итог занятия:
— Чтобы сохранить запасы ресурсов на нашей планете необходимо эффективно и экономно их использовать, иначе они в скором времени могут кончиться. А без них многие сферы нашей жизнедеятельности существовать не смогут.
2) Этап - вся вода Земли.
Педагог:
— «Земля – планета поразительной голубизны!» - восторженно докладывали возвращающиеся из далекого космоса первые космонавты, да и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более 2/3 ее поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете.
Оборудование:
1 лоток – колба на 1л, пипетка, форма для льда, кристаллизатор с почвой, чашка Петри с солью, ложка, палочка.
Эксперимент - «Вода на планете Земля».
Цель: дать строгое понимание, касающееся количества питьевой воды на Земле.
Ход работы:
Педагог приглашает одного из обучающихся принять участие в демонстрации опыта.
1. Наполним литровую колбу водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
2. Наберем 0,5 пипетки воды из литровой банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
3. Две пипетки с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на Земле в замороженном состоянии.
5. Одну пипетку выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
6. В оставшуюся воду добавляем соль – это соленая вода морей и соленых озер.
Вопрос:
1. В каких емкостях находится вода, пригодная для человека?
Педагог подводит итог занятия:
— Как вы видите ребята, воды на Земле много, но ту которую мы с вами можем пить, которую могут пить животные, растения остается очень мало. И её нужно беречь!
3) Этап - очистка воды.
Оборудование: стакан с водой, палочка, пипетка, средство для мытья посуды, чашка Петри со стиральным порошком, кисточка, гуашь, чашка Петри с почвой, фильтровальная бумага, ножницы, фильтровальная колонна.
Педагог:
— Здравствуйте, вы уже видели как мало воды пригодной для питья на Земле? А теперь давайте посмотрим, как мы используем воду.
«Очистка воды».
Цель: Предупредить нецелесообразное использование воды.
Ход работы:
Эксперимент 1. В стакан с водой добавьте
· средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды),
· щепотку почвы (такая вода остается после мытья обуви),
· немного стирального порошка (вода после стирки),
· гуашь (вода после рисования красками),
· опилки (вода после мытья пола в прихожей).
Вопросы:
1. Нравится вам такая вода?
2. Можно ли ее снова использовать?
3. Можно ли сделать эту воду снова чистой?
Эксперимент 2. Пропустите воду через фильтровальную колонну.
Вопросы:
1. Хорошо ли очистилась вода?
2. От чего воду труднее всего очистить?
3. Что легче: загрязнить воду или очистить ее?
Педагог подводит итог занятия:
— Для того чтобы в наши квартиры вода поступала чистой, существуют специальные предприятия по очистке воды. Они каждый день тратят множество сил и средств, чтобы мы с вами пили чистую воду. Давайте заботиться о чистоте воды.
4)Этап – энергоэффективная квартира
Оборудование:
магнитная доска, плакат «Москва энергоэффективная», набор магнитов.
Педагог объясняет, что нужно экономить не только воду, но и электроэнергию. И на примере квартиры рассказывает о множестве мест, где можно сберечь электроэнергию, тепло, и воду.
— Ребята, перед вами изображение квартиры. В ней много мест, где расходуется электроэнергия или вода. Найдите эти места и расскажите, как же мы можем их экономно использовать.
Ход работы:
Цель: формировать у школьников теоретические знания и практические умения экономного потребления электроэнергии, воды и тепла.
1. Давайте прикрепим на плакат магниты на места где можно сэкономить электроэнергию.
2. А теперь отметьте, где можно сэкономить воду и сберечь тепло.
3. А вы знали что:
В день на 1-го человека расходуется воды:
· на мытье рук - 6-8 л;
· на чистку зубов - 6-8 л (не закрывая кран);
· на слив унитаза -15 л (за один слив);
· на душ -15-20 л (в минуту);
· на принятие ванны -150 л;
· на мытье посуды - 8-10 л (не закрывая кран);
Предполагаемые вопросы для беседы:
· А вы знаете, как можно без труда экономить воду?
· Как вы думаете, компьютер и телевизор, находясь в ждущем режиме, потребляют электроэнергию?
· Можно ли сделать так, чтобы батареи отопления грели теплее?
Педагог подводит итог занятия:
— Итак, ребята, мы с вами отлично потрудились. Теперь вы понимаете, что если каждый из нас в своей квартире будет использовать в меру необходимости энерго- и водные ресурсы, то так мы сохраним их ещё на долгие годы!
Все – молодцы, спасибо за участие!
5) Этап – Совет на каждый день
Оборудование:
Бланки анкет, брошюры с советами по ресурсосбережению на каждый день
Педагог:
— Ребята, сегодня вы узнали много нового, и главное вы узнали, что планете нужна наша с вами помощь. Ведь простыми действиями мы сможем помочь ей оставаться такой же красивой, зеленой и голубой как сейчас.
Ход работы:
1. Выберите из предложенных советов на каждый день, те, которые вам нравятся.
2. Составьте их рейтинг. Первым будет тот совет, который вы считаете более актуальным.
3. Закрепите, и у вас будет собственная брошюра с советами на каждый день.
Вопросы:
1. Будете ли вы придерживаться тех советов, которые вы выбрали?
2. А может быть у вас есть свои способы экономного использования воды, электричества и тепла?
Педагог подводит итог занятия:
— Спасибо, ребята, что вы пришли к нам. Надеемся, что вы узнали сегодня много нового и интересного о проблемах нашей планеты и о необходимости нашего бережного отношения к ней. Давайте меняться и относиться более уважительно к планете Земля, ведь следуя простым советам на каждый день, мы вместе сохраним её уникальность и красоту.