В наш век – век бурного развития науки и техники – ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: умение думать, приобретать, творчески усваивать знания и применять их на практике.
Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Под самостоятельной работой понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
Главная цель работы – научить ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками.
Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н.Толстой: « Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Задача заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрел умение сознательно работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать выводы и обобщения, применять их в практике. Вот почему инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Необходимо обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время.
На уроках русского языка можно использовать метод индивидуальных заданий. Можно дать ребятам разноуровневые карточки. В них разные задания по степени трудности:
1) задания исполнительного характера;
2) самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
3) задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
4) творческие работы.
Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем совершенно самостоятельно приобретать знания.
Грамотным в широком смысле слова считается тот человек, который может просто, доходчиво донести до другого свою мысль, последовательно и без ошибок передать ее в устной или письменной форме. Значит, работа по орфографии и пунктуации должна быть органически связана с развитием речи учащихся. Для этого необходимо использовать различные виды упражнений: подбор эпитетов, синонимов, антонимов, сравнений, построение предложений, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, различные виды творческих сочинений, редактирование текста.
На уроках можно использовать различные формы: работа в парах, тесты, исследование. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся.
Особенно нравится ребятам работать в парах при взаимопроверке тетрадей с домашним заданием. После изучения каждой большой темы можно провести контрольное тестирование. Тестирование позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях.
На уроках русского языка хорошо использовать различные виды самостоятельной работы.
Так, например, при изучении темы «Полные и краткие прилагательные» включать такие виды самостоятельной работы как редактирование текста и сочинение-миниатюра.
1. Редактирование текста.
Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж.
Беленький ландыш пахучий.
Старый дуб высокий и могуч.
Огромный медведь неуклюжий.
Этот вид работы позволяет не только проверить уровень
грамотности, но и развивает орфографическую зоркость у учащихся.
2. Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развивать речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. Можно написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года». В своём сочинении ребята должны умело использовать прилагательные в полной и краткой форме, определять синтаксическую роль прилагательных.
На уроках необходимо использовать орфографические пятиминутки.Так при изучении темы «Антонимы» включить орфографическую пятиминутку. Ребята должны самостоятельно вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
Щенок
У зверей
Прощения (не) прос…т.
До чего ж мне (не) навистен тот,
Кто, пр…целясь,
Острый камень брос…т
И щеночку лапу переб…ёт,
Это он б…ёт лошадей наотмашь.
Это он тиран…т голубей.
(Не) скули,
Пушистый мой найденыш,
Лапу быстро вылеч…м тебе.
Станеш… псом ты
Добродушней многих,
И дружить научиш…ся с детьми.
Только, чур,
Мучителей двуногих
За людей случайно (не) прими!
На уроках русского языка можно дать различные задания для самостоятельной работы.
Например, к данным словам подобрать однокоренные антонимы:
очарование – (разочарование),
раскрывать – (закрывать),
опытный – (неопытный),
распахнуть – (запахнуть),
подходить – (отходить).
На уроке «В начале было слово…» дать ребятам следующее задание для самостоятельной работы. Приведите примеры с этими словами, употребив их в переносном значении:
Железные гвозди – (железное здоровье)
Стальной стержень – (стальные нервы)
Золотое кольцо – (золотое сердце)
Глухой старик – (глухой переулок)
Сердечная мышца – (сердечный человек).
Такая работа учит ребят мыслить, умело употреблять в речи слова в переносном значении.
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями.
Задание Iго уровня – соединить синонимы стрелкой:
Луна Граница
Жара Холод
Мороз Пекло
Рубеж Месяц
Пурга Работа
Враг Вьюга
Труд Клятва
Обещание Неприятель
Задание IIго уровня:
С какими словами из скобок можно соединить синонимы?
Густой, дремучий (волос, лес)
Горячий, знойный (лето, вода)
Коричневый, карий (платье, глаза)
Старый, древний (обычай, дом)
Задание IIIго уровня:
Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами:
Разъяренная пурга замела дорожки.
Сторож спрятался от дождя под крышей.
Врач назначил пациентке инъекции.
Так на уроке по теме «Антонимы» дать учащимся следующее задание для самостоятельной работы.
Закончите пословицы, выделите антонимы.
При этом проверяется не только знание пословиц, но и умение правильно находить антонимы.
Мир строит, война …
Герой умирает, а слава …
Корень учения горек, а плод его …
Ученье свет, а неученье - …
Не бойся врага умного, бойся друга …
После изучения темы «Имя существительное» можно дать тестирование по теме «Имя существительное».
1. Какого признака нет у имени существительного?
а) рода;
б) падежа;
в) времени;
г) числа.
2. Определите правильный вариант пропущенных букв:
О басн…, об отношении…, к насып…, по улиц….
а) е, е, и, е. в) и, и, и, и.
б) е, и, е, и. г) е, и, и, е.
3. Укажите правильный вариант цифр, соответствующих склонению данных существительных.
На площади, у дороги, о счастье, на пне.
а) 3, 1, 2, 3.
б) 1, 1, 1, 3.
в) 3, 1, 2, 2.
г) 3, 2, 2, 2.
4. Укажите правильный вариант падежа данных существительных.
В лодке, у пристани, по географии, об армии.
а) П, Д, П, П.
б) П, Р, Д, П.
в) Р, П, П, П.
г) П, Р, П, П.
5. Где нужен «ь»? Укажите правильный вариант.
Много крыш…, из-за туч…, полноч…, помощ….
а) -, -, ь, ь.
б) -, ь, -, -.
в) -, ь, ь, ь.
г) ь, ь, -, ь.
Очень хорошо при объяснении нового материала дать учащимся задания: составить опорный конспект, схему, таблицу, шпаргалку по новому материалу. Такая работа помогает учащимся не только активно включаться в работу, самостоятельно отбирать и систематизировать материал, но и позволяет обеспечить процесс выполнения домашнего задания.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность и инициативу. Постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся и они начинают проявлять интерес к самому процессу деятельности.
Полученные в ходе самостоятельной работы знания, познавательный опыт приносят им удовлетворение.
На уроках русского языка уместно создавать среду, способствующую для формирования у учащихся мотивации к самостоятельному поиску, обработке и восприятию новой информации, ее использованию. Необходимо учить учащихся следующим вещам: уметь чувствовать, мыслить, входить в контакт с другими людьми, уметь самостоятельно добывать и использовать полученную информацию, делать выводы.
Главное – это научить ребят самостоятельно добывать знания, формировать творческую личность. И только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно добывать знания, мыслить, творить они состоятся как личности.
|