Интерактивные уроки развития речи. Описание природы (2 часа).
Submitted by Наталья Николаевна Самарова on Sat, 18/09/2010 - 21:59
Тема урока:Описание природы. Зима.(2 часа)
Цель урока:
повторить типы и стили речи;
повторить художественные средства выразительности;
научить редактировать тексты;
научить пользоваться сканером.
Подготовка к уроку:
учащиеся сканируют принесенные ими картинки, фотографии с изображением зимнего пейзажа.
Ход урока:
1. Прочитайте высказывание К. Паустовского и ответьте на вопросы:
В чем проявляется закон воздействия писательского слова на читателя?
Что необходимо для того, чтобы научиться описывать природу?
… Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
По отношению к теме нашего урока, можно сказать, что слова Паустовского являются эпиграфом. Вспомните, что такое эпиграф?
На основе сказанного, определите цель урока.
2. Можно ли сказать, что данный ниже текст соответствует мнению Паустовского?
Русский лес зимою. Лежат под деревьями сугробы. Над тропинками согнулись стволы берез. Шапками снега покрыты ветви елей. Вершины елей унизаны ожерельем шишек.
Со свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки клестов.
Чего не хватает данному тексту? (художественных средств выразительности).
Исправьте этот недочет. (Редактирование текста).
Зачитать оригинальный текст И. Соколова – Микитова:
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно – зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек.
С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.
Какому стилю и типу речи относится данный текст? Докажите.
(учащиеся называют художественные средства выразительности, определяют их роль в тексте).
3.На основе текстов (К. Паустовского и И. Соколова – Микитова) сделайте вывод: какими способами можно связать предложения в описаниях природы?
4.Используя свои фотографии, картинки, учащиеся пишут сочинение – описание зимней природы. При наличии времени (в сильном классе) можно посетить Эрмитаж в сети Интернет.
5. В конце урока учащиеся зачитывают свои работы и оценивают их по таблице: