Submitted by Наталья Николаевна Колосова on Sat, 18/09/2010 - 17:23
Конспект
Тематического занятия
«Музыкальная игротека»
МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 151» г. Саратов
Музыкальный руководитель: Колосова Н.Н.
Конспект занятия построен на заранее изученном музыкальном материале с использованием ударно-шумовых инструментов.
Цель: Формирование у детей интереса к музыкальному фольклору.
Программное содержание:
С помощью народного музыкального искусства воспитывать у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживания.
Обеспечить эмоционально-психическое благополучие.
Развивать у детей чувство патриотизма.
Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами и новыми словами («народная музыка», «опера», «оркестр», «а капелла» и др.).
Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению (взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции).
Помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, инсценировках.
Развивать чувство ритма, осваивая навыки игры на ударно-шумовых инструментах (металлофон, бубен и др.).
Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.
Методические приемы:
Построение занятия в форме игры «Музыкальная игротека».
Метод умственного поиска: вслушайся, вдумайся, выскажись, подбери иллюстрацию к прослушанному произведению, укрась пьесу звучанием подходящих музыкальных инструментов.
Привлечение внимания детей выразительными речевыми интонациями.
Систематический показ правильного исполнения фольклорных музыкальных произведений.
Закрепление пройденного репертуара в разных видах деятельности.
Вовлечение в совместное творчество при помощи ансамбля.
Оценка деятельности детей на протяжении занятия и в конце его.
Предшествующая работа:
Музыкальные занятия с включением народных песен, хороводов, танцевальных движений, игр.
Участие детей в фольклорном кружке «Журавушка».
Планомерная, индивидуальная работа с детьми.
Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, развлечениях («Назови инструмент», «Что делают дети?», «Бубенчики», «Что играет?» и др.)
Проведение вечеров-развлечений («Осенние посиделки», «На чем играю?» и др.)
Проведение концерта на родительском собрании и для детей младшей группы.
Оборудование и атрибуты: ширма, пиктограммы, иллюстрация, ударно-шумовые инструменты, шапочки персонажей.
Музыкальный руководитель выходит к детям.
Музыкальный руководитель:Ребята, сегодня мы с вами посетим музыкальную игротеку, и поможет нам хорошее настроение.
Хоть сегодня хмурый день,
Мы не хмуримся совсем.
Все мы улыбаемся,
Друг другу очень нравимся.
Поэтому у всех у нас
Настроенье – просто класс!
Я приглашаю вас на танцевальную дорожку. Спины выпрямили, плечи расправили! Двигаемся легко, изящно.
С ножки на ножку
По танцевальной дорожке!
Дети под фонограмму русской народной музыки «Полянка» поскоками образуют круг.
Музыкальный руководитель:Ребята, мы с вами придумали движения на припев русского народного хоровода «На горе-то калина».
Дети вместе с воспитателем выполняют «Скользящие хлопки с притопами». Музыкальный руководитель уточняет, как правильно выполнять упражнение: руки прямые, притопы на пружинящих ногах, сохраняя осанку.
Музыкальный руководитель:Смело направляйтесь по танцевальной дорожке, она приведет вас в музыкальную игротеку!
Дети под «Марш» С. Бодренкова проходят к фортепьяно, где устроена музыкальная игротека.
Музыкальный руководитель:В музыкальной игротеке находятся ударно-шумовые инструменты, с помощью которых мы с вами будем исполнять народные песни и попевки.
Инструмент кто угадает,
Тот его и получает!
Воспитатель за ширмой выстукивает на металлофоне ритмический рисунок мелодии русской народной песни «Андрей-воробей». Музыкальный руководитель вызывает ребенка, который первым назвал прозвучавший инструмент.
Музыкальный руководитель:На металлофоне очень хорошо видно, как молоточек опускается на одну пластинку. Песня «Андрей–воробей» построена на одном звуке, и споем мы ее в сопровождении металлофона четко, ритмично, чтобы наше пение совпало со звучанием металлофона.
Дети исполняют песню «Андрей-воробей», один из них сопровождает пение игрой на металлофоне.
Музыкальный руководитель:Вы может рукой отобразить положение звука и повторить песню, прислушиваясь к пению друг друга. Такое хоровое пение, без сопровождения, называется «а капелла».
Дети исполняют песню «Андрей-воробей» «а капелла».
Музыкальный руководитель:Слушаем внимательно, что нам предложит музыкальная игротека на этот раз.
Воспитатель за ширмой играет на треугольнике, дети называют инструмент. Музыкальный руководитель берет в руки треугольник и обращает внимание детей на иллюстрацию «Что как звучит?» Дети рассматривают иллюстрацию.
Музыкальный руководитель:Звук треугольника похож на раскатистый звук наковальни. Треугольник поможет нам спеть какую песню?
Дети:«Во кузнице».
Воспитатель раздает треугольники группе мальчиков, бубны – группе девочек.
Музыкальный руководитель:Мальчики-кузнецы должны петь каким голосом?
Дети:Мужественным, сильным.
Музыкальный руководитель:А девочки?
Дети:Веселым, озорным.
Музыкальный руководитель: В песни как будто перекликаются мужество с весельем.
Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице» обр. А. Жарова.
Музыкальный руководитель оценивает исполнение песни: весело, задорно, ритмично.
Музыкальный руководитель:Ребята, самый уникальный музыкальный инструмент – это человеческий голос. Его нигде не приобретешь. Голос нужно беречь и развивать, чтобы красиво говорить и петь, как настоящие певцы. Мы тоже сейчас с вами будем певцами и создадим маленькую оперу «Как у наших у ворот». Что такое «опера»?
Дети:Опера – это представление, где артисты поют.
Музыкальный руководитель:В опере есть хор и солисты.
Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» обр. Н. Метлова. Музыкальный руководитель оценивает пение, привлекая к оценке детей. При повторном исполнении песен выбираются другие солисты.
Музыкальный руководитель:Самый главный и мелодичный инструмент в нашей игротеке, какой?
Дети:Фортепьяно.
Музыкальный руководитель:Сейчас я исполню на фортепьяно русскую народную музыку «Светит месяц». Прослушайте и определите характер музыки.
Звучит русская народная музыка «Светит месяц»
Дети:Музыка веселая, жизнерадостная, игривая.
Проводится музыкально-дидактическая игра «Подбери пиктограмму».
Музыкальный руководитель:Пир помощи каких музыкальных инструментов мы можем оркестровать это произведение?
Дети:Металлофон, колокольчики, ложки, бубны, кастаньеты и др.
Музыкальный руководитель предлагает детям занять места в оркестре. Воспитатель помогает детям удобно расположиться и проверяет правильно ли дети держат инструменты.
Музыкальный руководитель:В оркестре все музыканты начинают и заканчивают игру одновременно, играют в характер музыки, но не громко, прислушиваясь друг к другу.
Оркестр исполняет русскую народную музыку «Светит месяц».
Музыкальный руководитель оценивает совместную игру детей на инструментах: слаженно, ритмично, выразительно.
Музыкальный руководитель:Пора людей посмотреть, да себя показать.
Выходите, красны девицы, да добры молодцы!
Будем хоровод водить!
Издавна на Руси хороводы водили, друг перед другом красовались. Девицы – лебедушки, молодцы – статные, подтянутые!
Исполняется русский народный хоровод «На горе-то калина».
Музыкальный руководитель уточняет движение последнего куплета («На дорогу бросали») и предлагает детям повторить его.
Музыкальный руководитель:В нашей игротеке много русских народных игр.
Какие вы знаете?
Дети:«Колечко», «Лень», «Кострома», «Редечка» и др.
Музыкальный руководитель:А какая игра начинается ходьбой «змейка»?
Дети:«Редечка».
Музыкальный руководитель:Кто будет водить?
А кто дольше молчит, тот и будет водить!
Дети играют в русскую народную игру «Редечка».
Музыкальный руководитель:Хватит редечку таскать!
Выходите все плясать!
Игра заканчивается импровизированной пляской.
Музыкальный руководитель:Вот и подошла к концу наша музыкальная игротека. Вы сегодня были настоящими артистами: сами пели, играли на инструментах, танцевали. Какие песни вы запомнили?
Дети перечисляют запомнившиеся песни.
Музыкальный руководитель:Все это вы можете самостоятельно повторить в группе и дома, устраивая настоящие концерты друг для друга и для своих родных. Давайте попрощаемся!