Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Байков Юрий Иванович "ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ – УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

Выберите действие:

 

 
 
 
ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ – УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
 
Байков Юрий Иванович,
руководитель структурного подразделения экспериментальной деятельности  ГОУ Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ).
baikovury@mail.ru
 
 
 
В настоящее время в системе эколого-биологического дополнительного образования пока еще нет опыта формирования специальных экологических компетенций обучающихся, связанных с ресурсосбережением.
Принцип «Думай глобально, поступай локально!» известен всем. Однако, дети достаточно уверенно говорят об изменениях климата Земли, но затрудняются в определении причин возникновения проблемы. Решить это противоречие можно, если в образовательных учреждениях организовать целенаправленный учебно-воспитательный процесс, основанный на принципах ресурсосбережения, формировать у обучающихся соответствующие навыки.
В 2009-2010 учебном году нами был разработан и активно реализовывался инновационный проект в системе дополнительного образования «Экономия энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в городе Москве».Инновационность настоящего проекта заключается в разработке и применении механизма формирования у детей в возрасте 7-17 лет средствами эколого-биологического дополнительного образования знаний и умений эффективного энерго и ресурсосбережения. При этом планировалось вовлечь в образовательный процесс максимально возможное количество детей, обучающихся в учреждениях образования различного типа и вида города Москвы.
В реализации проекта была задействована самая активная часть обучающихся, которые представляли органы ученического самоуправления образовательных учреждений города.
Идея проекта проста – дети, поняв важность эффективного использования электроэнергии, тепла и воды, смогут убедить своих родителей заниматься энерго и ресурсосбережением в быту и на производстве каждый день, шаг за шагом!
Целью проекта являлось формирование у обучающихся образовательных учреждений города Москвы базовых теоретических знаний о ресурсосберегающих технологиях на производстве и в быту, практических навыков экономного потребления электроэнергии, воды, тепла.
При этом решались следующие задачи:
  • создать у обучающихся целостное представление о ресурсосбережении как о процессе рационального потребления электроэнергии, воды, тепла на производстве и в быту;
  • охарактеризовать важность системного подхода к решению проблем ресурсосбережения как фактора оздоровления экологической ситуации в городской среде;
  • раскрыть суть государственной политики в области ресурсосбережения и экологии;
  • мотивировать возможность и необходимость личного участия в решении проблем ресурсосбережения;
  • содействовать формированию культуры повседневного использования электроэнергии, воды, тепла на производстве и в быту;
  • содействовать развитию творческого мышления для решения проблем ресурсосбережения в повседневной жизни.

 

Этапы реализации и содержание мероприятий проекта приведены в таблице:
 
Этапы
Сроки
Содержание деятельности
Исполнители
Организацион-ный
Октябрь – ноябрь 2009 г.
1.                  Подготовка информационного письма о проекте.
Администрация ГОУ МДЭБЦ, Департамент образования города Москвы, окружные управления образования города Москвы
2.                  Разработка учебно-методического обеспечения проекта.
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
3.                  Формирование группы студентов-волонтеров.
Администрация ГОУ МДЭБЦ
4.                  Подготовка группы студентов-волонтеров к участию в реализации проекта.
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
5.                  Консультирование по реализации проекта сотрудников окружных центров по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
Отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ, студенты-волонтеры
6.                  Планирование мероприятий по ресурсосбережению окружных и муниципальных уровней
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
Основной
Ноябрь 2009 г.
1.                  Проведение семинаров и тренингов по ресурсосбережению для педагогов и членов органов ученического самоуправления.
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
Ноябрь 2009 г.
2.                  Планирование мероприятий по ресурсосбережению на уровне образовательного учреждения
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений
Декабрь 2009 г.
3.                  Проведение классных часов по ресурсосбережению для обучающихся общеобразовательных учреждений
Классные руководители образовательных учреждений
Январь – май 2010 г.
4.                  Проведение семинаров, практикумов, тренингов, анкетирований, опросов, общественных акций для обучающихся общеобразовательных учреждений
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений
22 марта – 24 апреля 2010 г.
5.                  Проведение городского месячника ресурсосбережения «Экологический марафон «Энергия»
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
24 апреля 2010 г.
6.                  Проведение I Московского городского конкурса социально-значимых проектов школьников по ресурсосбережению
Департамент образования города Москвы, ГОУ МДЭБЦ
Ноябрь 2009 г. – май 2010 г.
7.                  Мониторинг деятельности участников в рамках проекта.
Методический и экспериментальный отделы ГОУ МДЭБЦ
Ноябрь 2009 г. – май 2010 г.
8.                  Социально-психологическое сопровождение проекта.
Социальные педагоги и педагоги-психологи ГОУ МДЭБЦ
Подведение итогов и анализ результатов
Июнь 2010 г.
1.                  Анализ результатов реализации проекта.
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
2.                  Анализ достижений обучающихся в массовых мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
 
 
3.                  Аналитический отчет о результатах реализации проекта.
Администрация ГОУ МДЭБЦ
Участниками проекта являлись сотрудники ГОУ МДЭБЦ, окружных центров по взаимодействию с молодежными и детскими общественными организациями и поддержке ученического самоуправления, члены органов ученического самоуправления образовательных учреждений города. Проект был поддержан Департаментом образования города Москвы, крупнейшим предприятием города ГУП Мосводоканалом, общественными экологическими организациями – Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы, Российский Зеленый крест /
Сотрудники структурных подразделений ГОУ МДЭБЦ осуществляли общее руководство, научно-методическое сопровождение, мониторинговые наблюдения,  коррекцию содержания в ходе реализации проекта, разрабатывали сценарии занятий, практикумов, тренингов, станционных игр, массовых акций, анализировали промежуточные и итоговые результаты реализации проекта.
В рамках проекта была разработана образовательная программа дополнительного образования детей «Основы ресурсосбережения» и конспекты занятий. В качестве методического обеспечения использовались методические рекомендации «Ресурсосбережение в общеобразовательном учреждении», подготовленные авторским коллективом под научным руководством академика РАО, члена-корреспондента РАН Г.А. Ягодина.
На базе структурного подразделения экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ была подготовлена группа студентов-волонтеров Московского психолого-педагогического университета (фото 1). Состав группы определялся количеством административных округов города Москвы. Волонтеры осуществляли подготовку тьютеров проекта окружных и муниципальных уровней. Было проведено более 100 теоретических и практических занятий и консультаций для 1700 педагогов и членов органов ученического самоуправления 400 образовательных учреждений города (фото 2).
Сотрудники Центров по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями и поддержке ученического самоуправления осуществляли руководство реализацией проекта, проводили мероприятия по ресурсосбережению на окружных и муниципальных уровнях. Так на базе центра Восточного административного округа города Москвы в дни весенних каникул состоялся Фестиваль социального проектирования школьников по ресурсосбережению, в котором приняли участие команды ученического самоуправления 6 общеобразовательных школ. Задачей для каждой команды были разработка социального проекта по ресурсосбережению, подготовка рекламного видеоролика, реализация проекта в микрорайоне школы, общественная презентация  результатов.
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений планировали и проводили мероприятия, анкетирования и социологические опросы, распространяли среди обучающихся и их родителей информацию по ресурсосбережению. Активно проводились мероприятия по ресурсосбережению в образовательных учреждениях Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Западного и Южного административных округов.
С 22 марта по 24 апреля 2010 года в рамках проекта состоялся городской месячник ресурсосбережения «Экологический марафон «Энергия». В образовательных учреждениях проводились праздничные мероприятия, посвященные Дню Воды Дню Земли. Были организованы выставки рисунков и плакатов на тему «За энергосбережение, за здоровый климат, за лучшее будущее нашей планеты!» (фото 3). В дни весенних каникул школьники проводили мини-исследования по оценке эффективности использования горожанами электроэнергии, воды и тепла (фото 4). 27 марта 2010 года в образовательных учреждениях города состоялись мероприятия, посвященные Часу Земли. Например, в Восточном административном округе города Москвы активное участие в мероприятиях месячника приняли учащиеся и педагоги ГБОУ ЦО №1080 «Экополис», ГОУ ЦО «ГАММА»   №1404, ГОУ ЦО №1925, ГОУ ЦО №1495, ГБОУ Гимназии №1504, ГОУ СОШ с углублённым изучением немецкого языка № 1294, ГОУ СОШ №2035, ГОУ СОШ №446, ГОУ СОШ №444.
В рамках реализации проекта 24 апреля 2010 г. в Москве состоялся I Московский городской конкурс социально значимых проектов школьников по ресурсосбережению  «Экономия энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в городе Москве».
Конкурс проводился с целью привлечения обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем ресурсосбережения в крупном мегаполисе и практическому участию в решении задач эффективного использования энергетических и водных ресурсов, утилизации отходов.
В оргкомитет городского этапа конкурса поступило 39 заявок от 27 учебных заведений города Москвы, которые стали победителями окружных этапов в 4 номинациях – «Социальные аспекты ресурсосбережения», «Энергосбережение», «Водосбережение», «Утилизация и переработка отходов».
В конкурсе приняло участие 89 человек, из них – 62 обучающихся, 27 педагогов.  Почётными гостями конкурса стали представители Департамента образования города Москвы, ГУП «Мосводоканал», Всемирного фонда дикой природы. В экспертный совет конкурса вошли 1 доктор наук, 4 кандидата наук, 1 Заслуженный учитель РФ, 2 Почетных работника общего образования РФ, 1 руководитель Департамента образования, 1 руководитель предприятия, 2 представителя общественных экологических организаций.
С географией участников и итогами конкурса можно познакомиться на официальных интернет-сайтах ГОУ МДЭБЦ (www.mgsun.ru) и Всемирного фонда дикой природы (www.wwf.ru).
Подводя итоги реализации проекта, следует отметить его устойчивость по отношению к системе дополнительного образования детей. Выстроена целостная система формирования базовых знаний о ресурсосберегающих технологиях на производстве и в быту, навыков экономного потребления электроэнергии, воды, тепла у обучающихся образовательных учреждений города Москвы. Ее слагаемыми стали теоретические и практические занятия, проектно-исследовательская деятельность, общественные акции и реализация социально значимых проектов школьников, конкурсы, конференции и фестивали по ресурсосбережению. Подготовлена и прошла апробацию в образовательных учреждениях учебная программа дополнительного образования детей «Основы ресурсосбережения». Состоялись массовые мероприятия по ресурсосбережению школьного, окружного и городского уровней. Методическое обеспечение проекта получило высокую оценку на 2 Всероссийском конкурсе методических разработок на экологическую тематику и было удостоено Диплома лауреата в номинации «Экология и энергетика». В 2010-2011 учебном году будет реализовываться городская программа по ресурсосбережению в образовательных учреждениях города, координатором которой является ГОУ Московский детский эколого-биологический центр.
Таким образом, инновационный проект в системе дополнительного образования детей «Экономия энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в городе Москве» можно рассматривать как основу целенаправленного учебно-воспитательного процесса, раскрывающего принципы ресурсосбережения и способствующего развитию экологического образования в интересах устойчивого развития.
 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн