ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ – УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Байков Юрий Иванович,
руководитель структурного подразделения экспериментальной деятельности ГОУ Московского детского эколого-биологического центра (ГОУ МДЭБЦ).
baikovury@mail.ru
В настоящее время в системе эколого-биологического дополнительного образования пока еще нет опыта формирования специальных экологических компетенций обучающихся, связанных с ресурсосбережением.
Принцип «Думай глобально, поступай локально!» известен всем. Однако, дети достаточно уверенно говорят об изменениях климата Земли, но затрудняются в определении причин возникновения проблемы. Решить это противоречие можно, если в образовательных учреждениях организовать целенаправленный учебно-воспитательный процесс, основанный на принципах ресурсосбережения, формировать у обучающихся соответствующие навыки.
В 2009-2010 учебном году нами был разработан и активно реализовывался инновационный проект в системе дополнительного образования «Экономия энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в городе Москве».Инновационность настоящего проекта заключается в разработке и применении механизма формирования у детей в возрасте 7-17 лет средствами эколого-биологического дополнительного образования знаний и умений эффективного энерго и ресурсосбережения. При этом планировалось вовлечь в образовательный процесс максимально возможное количество детей, обучающихся в учреждениях образования различного типа и вида города Москвы.
В реализации проекта была задействована самая активная часть обучающихся, которые представляли органы ученического самоуправления образовательных учреждений города.
Идея проекта проста – дети, поняв важность эффективного использования электроэнергии, тепла и воды, смогут убедить своих родителей заниматься энерго и ресурсосбережением в быту и на производстве каждый день, шаг за шагом!
Целью проекта являлось формирование у обучающихся образовательных учреждений города Москвы базовых теоретических знаний о ресурсосберегающих технологиях на производстве и в быту, практических навыков экономного потребления электроэнергии, воды, тепла.
При этом решались следующие задачи:
- создать у обучающихся целостное представление о ресурсосбережении как о процессе рационального потребления электроэнергии, воды, тепла на производстве и в быту;
- охарактеризовать важность системного подхода к решению проблем ресурсосбережения как фактора оздоровления экологической ситуации в городской среде;
- раскрыть суть государственной политики в области ресурсосбережения и экологии;
- мотивировать возможность и необходимость личного участия в решении проблем ресурсосбережения;
- содействовать формированию культуры повседневного использования электроэнергии, воды, тепла на производстве и в быту;
- содействовать развитию творческого мышления для решения проблем ресурсосбережения в повседневной жизни.
Этапы реализации и содержание мероприятий проекта приведены в таблице:
Этапы
|
Сроки
|
Содержание деятельности
|
Исполнители
|
Организацион-ный
|
Октябрь – ноябрь 2009 г.
|
1. Подготовка информационного письма о проекте.
|
Администрация ГОУ МДЭБЦ, Департамент образования города Москвы, окружные управления образования города Москвы
|
2. Разработка учебно-методического обеспечения проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
|
3. Формирование группы студентов-волонтеров.
|
Администрация ГОУ МДЭБЦ
|
4. Подготовка группы студентов-волонтеров к участию в реализации проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
|
5. Консультирование по реализации проекта сотрудников окружных центров по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ, студенты-волонтеры
|
6. Планирование мероприятий по ресурсосбережению окружных и муниципальных уровней
|
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Основной
|
Ноябрь 2009 г.
|
1. Проведение семинаров и тренингов по ресурсосбережению для педагогов и членов органов ученического самоуправления.
|
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Ноябрь 2009 г.
|
2. Планирование мероприятий по ресурсосбережению на уровне образовательного учреждения
|
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений
|
Декабрь 2009 г.
|
3. Проведение классных часов по ресурсосбережению для обучающихся общеобразовательных учреждений
|
Классные руководители образовательных учреждений
|
Январь – май 2010 г.
|
4. Проведение семинаров, практикумов, тренингов, анкетирований, опросов, общественных акций для обучающихся общеобразовательных учреждений
|
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений
|
22 марта – 24 апреля 2010 г.
|
5. Проведение городского месячника ресурсосбережения «Экологический марафон «Энергия»
|
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
24 апреля 2010 г.
|
6. Проведение I Московского городского конкурса социально-значимых проектов школьников по ресурсосбережению
|
Департамент образования города Москвы, ГОУ МДЭБЦ
|
Ноябрь 2009 г. – май 2010 г.
|
7. Мониторинг деятельности участников в рамках проекта.
|
Методический и экспериментальный отделы ГОУ МДЭБЦ
|
Ноябрь 2009 г. – май 2010 г.
|
8. Социально-психологическое сопровождение проекта.
|
Социальные педагоги и педагоги-психологи ГОУ МДЭБЦ
|
Подведение итогов и анализ результатов
|
Июнь 2010 г.
|
1. Анализ результатов реализации проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
|
2. Анализ достижений обучающихся в массовых мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ
|
|
|
3. Аналитический отчет о результатах реализации проекта.
|
Администрация ГОУ МДЭБЦ
|
Участниками проекта являлись сотрудники ГОУ МДЭБЦ, окружных центров по взаимодействию с молодежными и детскими общественными организациями и поддержке ученического самоуправления, члены органов ученического самоуправления образовательных учреждений города. Проект был поддержан Департаментом образования города Москвы, крупнейшим предприятием города ГУП Мосводоканалом, общественными экологическими организациями – Гринпис России, Всемирный фонд дикой природы, Российский Зеленый крест /
Сотрудники структурных подразделений ГОУ МДЭБЦ осуществляли общее руководство, научно-методическое сопровождение, мониторинговые наблюдения, коррекцию содержания в ходе реализации проекта, разрабатывали сценарии занятий, практикумов, тренингов, станционных игр, массовых акций, анализировали промежуточные и итоговые результаты реализации проекта.
На базе структурного подразделения экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ была подготовлена группа студентов-волонтеров Московского психолого-педагогического университета (фото 1). Состав группы определялся количеством административных округов города Москвы. Волонтеры осуществляли подготовку тьютеров проекта окружных и муниципальных уровней. Было проведено более 100 теоретических и практических занятий и консультаций для 1700 педагогов и членов органов ученического самоуправления 400 образовательных учреждений города (фото 2).
Сотрудники Центров по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями и поддержке ученического самоуправления осуществляли руководство реализацией проекта, проводили мероприятия по ресурсосбережению на окружных и муниципальных уровнях. Так на базе центра Восточного административного округа города Москвы в дни весенних каникул состоялся Фестиваль социального проектирования школьников по ресурсосбережению, в котором приняли участие команды ученического самоуправления 6 общеобразовательных школ. Задачей для каждой команды были разработка социального проекта по ресурсосбережению, подготовка рекламного видеоролика, реализация проекта в микрорайоне школы, общественная презентация результатов.
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений планировали и проводили мероприятия, анкетирования и социологические опросы, распространяли среди обучающихся и их родителей информацию по ресурсосбережению. Активно проводились мероприятия по ресурсосбережению в образовательных учреждениях Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Западного и Южного административных округов.
С 22 марта по 24 апреля 2010 года в рамках проекта состоялся городской месячник ресурсосбережения «Экологический марафон «Энергия». В образовательных учреждениях проводились праздничные мероприятия, посвященные Дню Воды Дню Земли. Были организованы выставки рисунков и плакатов на тему «За энергосбережение, за здоровый климат, за лучшее будущее нашей планеты!» (фото 3). В дни весенних каникул школьники проводили мини-исследования по оценке эффективности использования горожанами электроэнергии, воды и тепла (фото 4). 27 марта 2010 года в образовательных учреждениях города состоялись мероприятия, посвященные Часу Земли. Например, в Восточном административном округе города Москвы активное участие в мероприятиях месячника приняли учащиеся и педагоги ГБОУ ЦО №1080 «Экополис», ГОУ ЦО «ГАММА» №1404, ГОУ ЦО №1925, ГОУ ЦО №1495, ГБОУ Гимназии №1504, ГОУ СОШ с углублённым изучением немецкого языка № 1294, ГОУ СОШ №2035, ГОУ СОШ №446, ГОУ СОШ №444.
В рамках реализации проекта 24 апреля 2010 г. в Москве состоялся I Московский городской конкурс социально значимых проектов школьников по ресурсосбережению «Экономия энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в городе Москве».
Конкурс проводился с целью привлечения обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем ресурсосбережения в крупном мегаполисе и практическому участию в решении задач эффективного использования энергетических и водных ресурсов, утилизации отходов.
В оргкомитет городского этапа конкурса поступило 39 заявок от 27 учебных заведений города Москвы, которые стали победителями окружных этапов в 4 номинациях – «Социальные аспекты ресурсосбережения», «Энергосбережение», «Водосбережение», «Утилизация и переработка отходов».
В конкурсе приняло участие 89 человек, из них – 62 обучающихся, 27 педагогов. Почётными гостями конкурса стали представители Департамента образования города Москвы, ГУП «Мосводоканал», Всемирного фонда дикой природы. В экспертный совет конкурса вошли 1 доктор наук, 4 кандидата наук, 1 Заслуженный учитель РФ, 2 Почетных работника общего образования РФ, 1 руководитель Департамента образования, 1 руководитель предприятия, 2 представителя общественных экологических организаций.
С географией участников и итогами конкурса можно познакомиться на официальных интернет-сайтах ГОУ МДЭБЦ (www.mgsun.ru) и Всемирного фонда дикой природы (www.wwf.ru).
Подводя итоги реализации проекта, следует отметить его устойчивость по отношению к системе дополнительного образования детей. Выстроена целостная система формирования базовых знаний о ресурсосберегающих технологиях на производстве и в быту, навыков экономного потребления электроэнергии, воды, тепла у обучающихся образовательных учреждений города Москвы. Ее слагаемыми стали теоретические и практические занятия, проектно-исследовательская деятельность, общественные акции и реализация социально значимых проектов школьников, конкурсы, конференции и фестивали по ресурсосбережению. Подготовлена и прошла апробацию в образовательных учреждениях учебная программа дополнительного образования детей «Основы ресурсосбережения». Состоялись массовые мероприятия по ресурсосбережению школьного, окружного и городского уровней. Методическое обеспечение проекта получило высокую оценку на 2 Всероссийском конкурсе методических разработок на экологическую тематику и было удостоено Диплома лауреата в номинации «Экология и энергетика». В 2010-2011 учебном году будет реализовываться городская программа по ресурсосбережению в образовательных учреждениях города, координатором которой является ГОУ Московский детский эколого-биологический центр.
Таким образом, инновационный проект в системе дополнительного образования детей «Экономия энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в городе Москве» можно рассматривать как основу целенаправленного учебно-воспитательного процесса, раскрывающего принципы ресурсосбережения и способствующего развитию экологического образования в интересах устойчивого развития.
|