Submitted by Екатерина Александровна Рындина on чт, 16/09/2010 - 12:17
ММ
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) общеобразовательная школа №35»
Методическая разработка открытого урока на тему
«Образы детей в русской живописи
второй половиныXIXвека»
Работу выполнила
учитель МХК,
Рындина Е.А.
Старый Оскол
2009
Цель урока:создание педагогических условий для раскрытия образов детей в русской живописи второй половиныXIXвека
Задачи урока:
1. изучить основные термины, познакомиться с творчеством художников;
2. развивать навыки анализа худ. произведения, умение конспектировать на слух, работать в группах;
3. воспитывать внутренние духовные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание.
Тип урока:комбинированный
Форма урока:урок – размышление
Ход урока:
Вводное слово – (3 мин.):
Твори добро, пока живешь,
лишь путь добра - спасение души!
- народная мудрость.
Сегодняшний наш урок я всецело хотела бы посвятить вашему здоровью.
Вы, конечно, знаете, что здоровье бывает разных видов: физическое, психическое, социальное и духовное. Мы сегодня затронем ваше духовное здоровье. Как вы считаете, что включает в себя это понятие - «духовное здоровье»? (ответы детей) Правильно, на первом месте у человека должны стоять внутренние духовные качества, такие как гуманизм, милосердие, сострадание. Мы обратимся к теме, которая, наверняка, затронет ваши самые добрые чувства. Это тема
«Образы детей в русской живописи 2-й половины XIX века».
(запись темы в тетрадь)
Во второй половине XIX века происходит открытие мира детской души. Тема детства разрабатывается в остросоциальном ключе, т.е. главными героями картин становятся дети из беднейших сословий. Они работают наравне со взрослыми, перенося все тяготы жизни.
Особенно ярко образы детей стали писать художники – передвижники (кто такие передвижники?) Особый мир сокровенных чувств открывается в их творчестве.
Наступает эпоха критического реализма (что это такое? Определение). Образы прекрасного детства сменяются трагическими образами, демонстрацией страданий ребенка в жестоком мире.
Картины, раскрывающие эту сторону русской жизни, одновременно являются образцами нового художественного направления – бытового жанра.
(определение записать в тетрадь)
Бытовой жанр посвящен изображению частной и общественной жизни человека и тесно переплетается с другими жанрами - историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей художники стремятся показать их духовный мир.
Сегодня мы проанализируем несколько работ художников – передвижников: Маковского В.Е. «Свидание», Ярошенко Н.А. «Всюду жизнь», Перова В.Г. «Тройка» (запись в тетради).
I.Основная часть
План – анализ художественного произведения:
(есть в тетради и в раздаточном материале)
1.Общие сведения (автор, название картины, время создания, место нахождения);
2.Материал (на чем написана и чем написана картина, размер);
3.Стиль, жанр;
4.Сюжет, основная идея;
5.Композиция
6.Колорит, светотени;
7.Место произведения в творчестве художника и в истории живописи;
8.Значение произведения, свое мнение.
Работа со словарем эпитетов – Глоссарием (раздаточный материал)
(устное обсуждение)
1.МаковскийВладимир Егорович
«Свидание» (1883).
Лаконично изображает в ней Маковский грустную сцену свидания матери-крестьянки с отданным в обучение ремеслу сыном.
Можно предположить, что тяжелое положение в семье и бедность вынудили родителей отдать сына на обучение к какому-нибудь ремесленнику. Мальчику на картине на вид лет тринадцать, он одет в старенькие штаны из грубого серого полотна и поношенную рубашку, поверх которой повязан фартук. Его лицо и руки раскраснелись — наверное, мальчик только что работал и ему разрешили ненадолго отлучиться. Судя по всему, хозяин не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает принесенную из дома булку.
Мать, еще не старая, но изможденная непосильным трудом женщина, с нежностью и умилением смотрит на сына. Бессознательным жестом она касается своих губ — возможно, хочет о чем-то сообщить, но не решается. Ее голова укутана темным платком, а от стужи и ветра защищает черный кожух. Из-под него выглядывает красная юбка и постолы. Мать сидит на невысоком стуле и вся ее поза выражает горечь и сострадание.
Свидание происходит в холодных сенях. На заднем плане виднеются двери, ведущие в жилое помещение или мастерскую. Стены из обычных, плохо обработанных бревен потемнели от времени, вместе с земляным полом они производят гнетущее впечатление. Картину немного оживляет стоящая в углу бочка с водой накрытая крышкой, на которой стоит глиняный кувшин. На бочку опирается суковатая палка — с ней пришла мать.
2.ЯрошенкоНиколай Александрович
"Всюду жизнь" (1888)
Арестантский вагон. Зарешеченное окно. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в черном платке) с ребенком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами), интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и рабочий, наверно (с хохлацким чубом и висячими усами). Перед нами мастерское типизирование, умение через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.
Потому несправедливо, что не могут люди с такими благообразными лицами быть преступниками. Скорее преступен суд и строй, их осудивший. А нравственная красота – за ними. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Внутри вагона темень. Досчатая серая платформа. Небо блеклое. Голуби тоже не блестят. Блестит широкая темная рама, как бы окно вагона другого поезда, остановившегося на станции напротив наблюдаемого. Остановленный миг реальной жизни, горькой для народа жизни. Потому и называется стиль критическим реализмом.
3.ПеровВасилий Григорьевич
«Тройка. Ученики-мастеровые везут воду»
Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок.Эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»
Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее черных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки. Сзади какой-то человек – то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий – пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.
В ряде своих произведений, желая вызвать у зрителя чувство жалости, Перов всячески подчеркивал в детях черты болезненности.Но здесь он выбрал путь поэтизации детских образов, придал им черты миловидности и выражение страдания.
Эмоционален строй пейзажа и колорита. Удачно использует здесь Перов противопоставление персонажей: весело бегущая собачка, храбро вступающая в поединок с ветром на фоне изможденных детей, подчеркивает основную мысль произведения.
II.Вопросы для самостоятельного анализа детей в тетради,
3 варианта (дети делятся на три группы)
1.«Свидание»- почему мы сопереживаем мальчику и его маме?
(Мне кажется, что в своей картине «Свидание» В. Е. Маковский не просто мастерски изображает нелегкую жизнь простых людей, но и заставляет зрителей сопереживать их горю и страданиям.
Сщемящим чувствомсмотриммына босоногого одетого в лохмотья изголодавшегося мальчика, с жадностью набросившегося на принесенныйматерьюкалач. В этом произведении просто,и в то же время,содержательно раскрывается несчастная судьба детей бедняков, безысходность их положения.)
2.«Всюду жизнь»- какое значение имеет образ ребенка?
(Ребенок – это главный персонаж картины. Взрослые смотрят на него с надеждой и видят в нем свое будущее. Малыш кормит стайку голубей на платформе хлебом из скудных запасов, символизирующих надежду. Лица людей передают тонкие и чистые переживания. Этим художник показывает арестантов не преступниками, а жертвами суровой действительности. В образе матери с ребёнком можно увидеть намёк на Богородицу с Христом.)
3.«Тройка»- какие чувства вы испытываете, глядя на этих детей?
(Картина «Тройка» ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой-то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь, толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину «Тройка» в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.)
III.Заключение
В русском искусстве второй половины XIX столетия аналогий творчеству этих художников очень много. У Мусоргского романсы «Сиротка»... и «Спи - усни, крестьянский сын», та же доля и у «крестьянского сына» А. Н. Островского, и замечательное стихотворение Н. А. Некрасова «Плач детей», в котором перед читателем воочию встают трагические картины жизни детей капиталистического города. Эти произведения столько же трагичны и столько же чудесны по красоте, как картины вышеупомянутых художников.
Каждый, кто способен почувствовать чужое горе как свое собственное, сострадать, пожертвовать чем-то для людей, проявить милосердие – здоровый в духовном смысле человек.
Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим.
Все это мы понимаем благодаря великим русским художникам, их замечательным произведениям.
IV.Итоги урока
Анализ и оценка качества работы учащихся, выставление отметок, домашнее заданее.