Департамент образования города Москвы
ГОУ Московский детский эколого-биологический центр
ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ – УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Инновационный проект в системе дополнительного образования детей
Разработчик проекта:
Байков Юрий Иванович, руководитель структурного подразделения отдела экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ.
1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПРОЕКТА
В мире, созданном на основе наших представлений, еще существуют проблемы, которые невозможно решить, если мыслить по-старому.
Альберт Эйнштейн
В июне 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята программа действий по реализации концепции устойчивого развития. С этого времени международное сообщество пытается воплотить в жизнь решения и рекомендации, содержащиеся в документе, известном как «Повестка дня на 21-й век». Генеральная Ассамблея ООН объявила десятилетие 2005–2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (ОУР).
Суть ее состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.
Образование в интересах устойчивого развития расширяет содержание экологического образования, ориентируя его на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности, в том числе с рациональным использованием энергоресурсов, управлением факторами риска.
Экологическое образование в интересах устойчивого развития (ЭОУР) имеет мировоззренческий характер и выступает в качестве методологии познания окружающего мира, определяет изменение методов обучения от общеобразовательной подготовки к формированию способностей решать познавательные, личностные, профессиональные и социально-экологические проблемы.
В системе эколого-биологического дополнительного образования накоплен определенный опыт формирования специальных экологических компетенций, связанных с рациональным природопользованием вообще, каждодневным ресурсосбережением в частности.
Принцип «Think globally, act locally» - «Думай глобально, поступай локально!» известен всем. Однако, как это ни парадоксально, «думать (рассуждать) глобально» оказывается порой гораздо проще, чем «действовать локально». Дети достаточно уверенно говорят об изменениях климата Земли, но затрудняются в определении причин возникновения проблемы. Решить это противоречие можно, если в образовательных учреждениях организовать целенаправленный учебно-воспитательный процесс, основанный на принципах ресурсосбережения, формировать у обучающихся соответствующие навыки.
Инновационность настоящего проекта заключается в разработке и применении механизма формирования у детей в возрасте 7-17 лет средствами эколого-биологического дополнительного образования знаний и умений эффективного энерго- и ресурсосбережения. При этом планируется вовлечь в образовательный процесс максимально возможное количество детей, обучающихся в учреждениях образования различного типа и вида г. Москвы.
2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА
Цель: формирование у обучающихся образовательных учреждений г. Москвы базовых теоретических знаний о ресурсосберегающих технологиях на производстве и в быту, практических навыков экономного потребления электроэнергии, воды, тепла.
Задачи:
· создать у обучающихся целостное представление о ресурсосбережении как о процессе рационального потребления электроэнергии, воды, тепла на производстве и в быту;
· охарактеризовать важность системного подхода к решению проблем ресурсосбережения как фактора оздоровления экологической ситуации в городской среде;
· раскрыть суть государственной политики в области ресурсосбережения и экологии;
· мотивировать возможность и необходимость личного участия в решении проблем ресурсосбережения;
· содействовать формированию культуры повседневного использования электроэнергии, воды, тепла на производстве и в быту;
· содействовать развитию творческого мышления для решения проблем ресурсосбережения в повседневной жизни.
Понятийный аппарат:
Энергосбережение – это уменьшение потребления топлива, тепловой и электрической энергии за счет их наиболее полного и рационального использования во всех сферах деятельности человека.
Ресурсосбережение — процесс производства и реализации конечных продуктов с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла с наименьшим воздействием на человека и природные системы.
Ресурсосберегающая технология — совокупность последовательных технологических операций, обеспечивающих производство продукта с минимально возможным потреблением топлива и других источников энергии (энергосберегающие технологии), а также сырья, материалов, воды, воздуха и других ресурсов для технологических целей.
3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
1. Сотрудники структурных подразделений (отдел экспериментальной деятельности, методический отдел, отдел организационно-массовой работы, педагоги-психологи, социальные педагоги) ГОУ Московского детского эколого-биологического центра – разработчики и координаторы проекта. Функции:
· осуществляют общее руководство, научно-методическое сопровождение реализации проекта;
· разрабатывают сценарии занятий, практикумов, тренингов, станционных игр, массовых акций;
· проводят мониторинговые наблюдения за реализацией проекта;
· корректируют содержание проекта в ходу его реализации;
· анализируют промежуточные и итоговые результаты реализации проекта.
2. Группа студентов-волонтеров ГОУ ВПО «Московского психолого-педагогического университета». Состав группы определяется количеством административных округов г. Москвы и возможным объемом финансирования.
Функции:
· занимаются подготовкой других волонтерских групп окружных и муниципальных уровней;
· осуществляют первичное консультирование педагогов, членов органов ученического самоуправления, проводят с ними теоретические и практические занятия;
· занимаются подготовкой буклетов, плакатов, презентаций, видеороликов по вопросам ресурсосбережения;
· распространяют среди участников проекта информацию по вопросам ресурсосбережения;
· сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных по вопросам ресурсосбережения.
3. Сотрудники Центров по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями и поддержке ученического самоуправления – организуют реализацию проекта на окружных и муниципальных уровнях.
Функции:
· осуществляют руководство реализации проекта на окружных и муниципальных уровнях;
· создают группы волонтеров из числа членов органов ученического самоуправления по организации ресурсосбережения в образовательных учреждениях;
· в рамках проекта планируют и проводят мероприятия окружных и муниципальных уровней;
· организуют семинары, практикумы, тренинги для педагогов и членов органов ученического самоуправления;
· проводят мониторинговые наблюдения за реализацией проекта на окружных и муниципальных уровнях;
· осуществляют сбор промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
4. Органы ученического самоуправления образовательных учреждений г. Москвы – занимаются реализацией проекта на уровне образовательного учреждения.
Функции:
· осуществляют руководство реализации проекта на уровне образовательного учреждения;
· планируют и проводят мероприятия по ресурсосбережению;
· распространяют среди обучающихся информацию по вопросам ресурсосбережения;
· сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных по вопросам ресурсосбережения.
· проводят семинары, практикумы, тренинги, анкетирования, опросы по вопросам ресурсосбережения для обучающихся образовательных учреждений.
5. Обучающиеся общеобразовательных учреждений г. Москвы.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Продолжительность реализации проекта: 2009-2010 учебный год.
Этапы
|
Сроки
|
Содержание деятельности
|
Исполнители
|
Организацион-ный
|
Октябрь – ноябрь 2009 г.
|
1. Подготовка информационного письма о проекте.
|
Администрация ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
2. Формирование группы студентов-волонтеров.
|
Администрация ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
3. Разработка учебно-методического обеспечения проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
4. Подготовка группы студентов-волонтеров к участию в реализации проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
5. Консультирование по реализации проекта сотрудников Окружных центров по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН), студенты-волонтеры
|
6. Планирование мероприятий по ресурсосбережению окружных и муниципальных уровней
|
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Основной
|
Ноябрь 2009 г.
|
1. Проведение семинаров и тренингов по ресурсосбережению для педагогов и членов органов ученического самоуправления.
|
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Ноябрь 2009 г.
|
2. Планирование мероприятий по ресурсосбережению на уровне образовательного учреждения
|
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений
|
Декабрь 2009 г.
|
3. Проведение классных часов по ресурсосбережению для обучающихся общеобразователь-ных учреждений
|
Классные руководители образовательных учреждений
|
Январь – май 2010 г.
|
4. Проведение семинаров, практикумов, тренингов, анкетирований, опросов, общественных акций для обучающихся общеобразователь-ных учреждений
|
Органы ученического самоуправления образовательных учреждений
|
март 2010 г.
|
5. Проведение городского месячника ресурсосбережения «Экологический марафон «Энергия»
|
Окружные центры по взаимодействию с ДОО и поддержке УС
|
Ноябрь 2009 г. – май 2010 г.
|
6. Мониторинг деятельности участников в рамках проекта.
|
Методический и экспериментальный отделы ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
Ноябрь 2009 г. – май 2010 г.
|
7. Социально-психологическое сопровождение проекта.
|
Социальные педагоги и педагоги-психологи ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
Подведение итогов и анализ результатов
|
Июнь 2010 г.
|
1. Анализ результатов мониторинга реализации проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
2. Анализ достижений обучающихся в массовых мероприятиях, проводимых в рамках проекта.
|
Методический отдел, отдел экспериментальной деятельности ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
|
|
3. Аналитический отчет о результатах реализации проекта.
|
Администрация ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН)
|
Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение, деятельность участников, мониторинговые исследования, аналитический отчет о результатах реализации проекта публикуются в средствах массовой информации, на сайте ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН) - http://www.mgsun.ru
5. СХЕМА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. В целях социально-педагогического и организационного сопровождения реализации проекта в ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН) необходимо введение дополнительных ставок:
· социальный педагог – 2 ставки,
· педагог-организатор – 5 ставок,
· специалист – 2 ставки.
2. В целях проведения презентации проекта в Департаменте образования г. Москвы, окружных управлениях образования, научно-методических центрах, окружных центрах по взаимодействию с ДМОО и поддержке УС необходимо приобретение ноутбука и мини-проектора.
3. В целях изготовления средств наглядности и раздаточных дидактических материалов на печатной основе необходимо приобретение плоттера, цветного лазерного принтера, ламинатора, комплектов расходных материалов.
7. КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
1. Учебно-методический комплект «ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ – УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В Г. МОСКВЕ».
2. Учебно-методический комплект «ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ – УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В Г. МОСКВЕ» на электронных носителях (CD-диски).
3. Комплекты наглядных средств обучения и раздаточных дидактических материалов.
4. Методические рекомендации по ресурсосбережению в общеобразовательной школе.
5. Сформирована группа студентов-волонтеров (по количеству административных округов г. Москвы).
6. Проведение мониторинговых исследований.
7. Методическое, психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение.
8. Создание системы воспитательной работы и проектно-исследовательской деятельности по вопросам ресурсосбережения в образовательных учреждениях г. Москвы.
9. Проведение городского месячника ресурсосбережения «Экологический марафон «Энергия»
10. Аналитический отчет.
11. Ход реализации проекта освещается на сайте ГОУ МДЭБЦ (МГСЮН), в средствах массовой информации.
|