ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
«Утверждаю»
Директор ГОУ МГСЮН
__________________ В. А. Маслов
«_____» ________________ 2009 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОСНОВЫ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ»
Программа эколого-биологической направленности
Программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов
Срок реализации – 1 год
Одобрена педагогическим советом ГОУ МГСЮН
Протокол № ______ от «_______» ____________ 2009 г.
Разработчик: Щербакова Т.И., Байков Ю.И.
Москва
2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является программойестественнонаучной направленности. Программа ориентирована на группы переменного состава из учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Объем курса - 216 часов в год.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Множество серьезных экологических проблем современного мира связано с производством и потреблением энергии и ресурсов. Вопрос о том, как можно удовлетворить потребности человечества в энергетических услугах без чрезмерных и опасных последствий для природы, для изменения климата волнует сегодня прогрессивно мыслящих политиков, ученых, деятелей культуры и искусства, общественные организации и педагогические коллективы вузов, школ, учреждений дополнительного образования.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих является ее нацеленность на вовлечение детей и подростков в практическую деятельность по ресурсосбережению в школе и дома; привлечению к данной проблеме широких слоев населения столичного мегаполиса: родителей, друзей, соседей, прогрессивно думающую общественность.
Программа предусматривает формирование у обучающихся знаний по актуальным вопросам энерго и ресурсосбережения, знакомство с ресурсосберегающими технологиями.
Цель: дать теоретические и практические знания по основам ресурсосбережения в контексте постоянно возрастающей антропогенной нагрузки на биосферу Земли.
Задачи:
Обучающая:
- дать представление об энергосбережении, ресурсосбережении и ресурсосберегающих технологиях.
Развивающая:
- формировать активную позицию (ответственное поведение) школьников по вопросам ресурсосбережения дома, в школе, в городе.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за эффективность собственного ресурсопотребления.
Формы и режим занятий.
В программе используются следующие формы проведения занятий: лекции, практические занятия, деловые игры.
Программа рассчитана на 6 часов в неделю для 6 групп переменного состава. Продолжительность одного занятия – академический час. Группы переменного состава формируются на основе заявок от школ и УДОД.
Основные понятия и термины.
Ресурсы – возобновляемые и невозобновляемые, экология, экологический кризис, энергетика, энергоэффективность, ресурсосбережение, энергосбережение, энергосберегающие технологии, безотходные технологии.
Механизм оценки получаемых результатов
Применяется вопросно-ответный метод, визуальное наблюдение, анкетирование, блиц - тесты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела
|
Темы
|
Количество часов
|
Всего
|
I
1-4 классы начальной школы
|
Бережем планету вместе.
|
6
|
84
|
Азбука бережливости, или как сохранить тепло, воду и электроэнергию в доме.
|
60
|
Как живешь город? Проблема накопления и переработки мусора.
|
18
|
II
5-8 классы
основной школы
|
Энергетика, ресурсы, экология.
|
6
|
84
|
Экологическая ситуация в Москве и эффективное использование энергии и водных ресурсов.
|
64
|
Переработка твердых бытовых отходов и безотходные технологии.
|
14
|
III
9-11 классы средней школы
|
Возможности экологически устойчивого развития человечества.
|
6
|
48
|
Современные технологии энерго и ресурсосбережения в контексте улучшения экологической ситуации в Москве.
|
28
|
Технология переработки твердых бытовых отходов мегаполиса.
|
14
|
Итого:
|
216
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I.
Тема 1. Бережем планету вместе.
Условия, необходимые для жизни человека: пища, вода, тепло, воздух, одежда, жилище. Постоянное возрастание требований человека к окружающей среде.
Экологические проблемы планеты Земля и пути их разрешения.
Тема 2. Азбука бережливости, или как сохранить тепло, воду и электроэнергию в доме.
Что такое потребности человека? Потребности материальные и духовные. Потребности человека и равновесие в природе.
Изменение повседневного образа жизни семьи как основа экономного использования тепла, воды и электроэнергии в доме.
Практическая работа «Дневник одного дня».
Тема 3. Как живешь город? Проблема накопления и переработки мусора.
От потребностей семьи к экологическим проблемам города. Накопление мусора в городской среде. Городская свалка и ее экологическая опасность. Современные способы утилизации мусора.
Ролевая игра «Шуршалочка в ведре».
Раздел II.
Тема 1. Энергетика, ресурсы, экология.
Энергия в жизни человека. Энергетические ресурсы: невозобновляемые и возобновляемые. Альтернативные источники энергии.
Воздействие систем производства, передачи и использования энергии на окружающую среду.
Глобальный экологический кризис – угроза человеческой цивилизации.
Тема 2. Экологическая ситуация в Москве и эффективное использование энергии и водных ресурсов.
Характеристика экологической ситуации в Москве.
Понятия: энергосбережение, ресурсосбережение, ресурсосберегающие технологии.
Ресурсосбережение – самый дешевый способ оздоровления экологической ситуации в Москве. Основные принципы сбережения электроэнергии, тепла и воды. Сберегающие технологии дома, в школе, на производстве.
Советы на каждый день: об экономичной работе электроприборов, о сохранении тепла и рациональном использовании воды в квартире.
Практическая работа №1 «Экономия электроэнергии в быту».
Практическая работа №2 «Составляем энергетический паспорт квартиры».
Практическая работа №3 «Измерение расхода горячей воды и расчет энергии, необходимой для ее производства».
Деловая игра «Экологический баланс: ресурсы-продукция-отходы».
Тема 3.Переработка твердых бытовых отходов и безотходные технологии.
Проблема накопления твердых бытовых отходов в Москве, ее история и современные масштабы.
Морфологический состав, основные технологии переработки твердых бытовых отходов.
Решение задачи утилизации твердых бытовых отходов в Москве минимальными затратами.
Раздел III.
Тема 1. Возможности экологически устойчивого развития человечества.
Человек в биосфере. Энергетические ресурсы как фактор комфортности окружающей среды для человека.
Исчерпание экологической емкости биосферы.
Тема 2. Современные технологии ресурсосбережения в контексте улучшения экологической ситуации в Москве.
Ограниченные возможности энергоресурсов и растущая нагрузка на окружающую среду.
Экологизация экономики: общая характеристика процесса. Смена парадигмы экономики: экологизация. Экологическая регламентация хозяйственной деятельности. Экологизация производства. Ресурсосбережение, учет ущерба от загрязнения природной среды. Экологическая цена - плата за природные ресурсы и загрязнение.
Энергоэффективность - безвредное производство энергии и бережное отношение к ней в Москве. Кто эффективно использует энергию, тот предотвращает злоупотребеление ресурсами и охраняет экологию городской среды. Принцип энергоэффективности: «Кто меньше расходует энергии, тот меньше платит».
Современные технологии ресурсосбережения при производстве и передаче электроэнергии и тепла: когенерация с топливными элементами, электростанции с комбинированным циклом.
Энергоэффективный способ возведения жилого дома. Энергоэффективный дом Никулино-2 в Москве.
Энергоэффективное освещение дома, в школе, на производстве. Проект «Энергосберегающее освещение в Московском метрополитене».
Тема 3. Технология переработки твердых бытовых отходов мегаполиса.
Сбор и сортировка отходов в контексте их вторичного использования. Автоматизация смешанного и дифференцированного сбора отходов.
Методы утилизации отходов – для повторного использования без переработки, производства исходного продукта, получения качественно нового продукта, строительства объектов хозяйства (насыпи, дамбы, дороги). Методы сжигания мусора, исключающие загрязнение окружающей среды.
Безотходные технологии на производстве.
Деловая игра «Биржа отходов».
Методическое обеспечение программы
«Основы ресурсосбережения»
1 год обучения
Раздел
|
Формы организации учебного процесса
|
Методы
|
Дидактические наглядные
пособия
|
Раздел I.
Тема 1. Бережем планету вместе.
Тема 2. Азбука бережливости, или как сохранить тепло, воду и электроэнергию в доме.
Тема 3. Как живешь город? Проблема накопления и переработки мусора.
|
Беседа, демонстрация видеофильма.
Беседа, объяснение, демонстрация видеофильма и компьютерной презентации, практическая работа.
Ролевая игра, демонстрация компьютерной презентации.
|
Информационно – репродуктивный метод, наглядный метод.
Объяснительно – репродуктивный метод, наглядный метод, метод наблюдений.
Объяснительно – репродуктивный метод, наглядный метод, игровой метод.
|
Раздаточный материал (памятки), видеофильм, плакаты по ресурсосбережению, научно – популярные детские журналы по экологии.
Раздаточный материал (памятки, бланки с текстом практической работы), видеофильм, плакаты по ресурсосбережению.
Раздаточный материал (бланки с правилами игры, карточки с заданиями, комплект маркеров, клей, монтажные листы формата А3), плакаты по утилизации мусора, комиксы.
|
Раздел II
Тема 1. Энергетика, ресурсы, экология.
Тема 2. Экологическая ситуация в Москве и эффективное использование энергии и водных ресурсов.
Тема 3. Переработка твердых бытовых отходов и безотходные технологии.
|
Беседа, демонстрация видеофильма.
Беседа, демонстрация видеофильма и компьютерной презентации, практическая работа, деловая игра.
Беседа, демонстрация видеофильма
|
Информационно – репродуктивный метод, наглядный метод.
Объяснительно – репродуктивный метод, наглядный метод, исследовательский метод, игровой метод.
Объяснительно – репродуктивный метод, наглядный метод.
|
Раздаточный материал (памятки), видеофильм, плакаты по ресурсосбережению, научно – популярные детские журналы по экологии
Раздаточный материал (памятки, бланки с текстом практической работы, бланки с правилами игры, карточки с заданиями, комплект маркеров, клей, монтажные листы формата А3), видеофильм, плакаты по ресурсосбережению.
Раздаточный материал (памятки), плакаты по утилизации мусора, таблицы.
|
Раздел IIIТема 1. Возможности экологически устойчивого развития человечества.
Тема 2. Современные технологии ресурсосбережения в контексте улучшения экологической ситуации в Москве.
Тема 3. Технология переработки твердых бытовых отходов мегаполиса.
|
Лекция с элементами беседы, демонстрация видеофильма.
Лекция с элементами беседы, демонстрация видеофильма и компьютерной презентации.
Деловая игра.
|
Концентрический метод изложения материала, вопросно-ответный метод, наглядный метод.
Проблемный метод изложения материала, наглядный метод.
Объяснительно-репродуктивный метод, наглядный метод, игровой метод, исследовательский метод.
|
Плакаты природоохранного содержания, листовки к природоохранным акциям, видеофильм по экологии.
Учебные пособия по экологии, видеофильм, раздаточный материал (памятки),
плакаты по природопользованию, листовки к природоохранным акциям.
Плакаты по природопользованию, плакаты по утилизации мусора, листовки к природоохранным акциям, раздаточный материал (памятки).
|
Методическое обеспечение программы
Теоретические и практические занятия проводятся на базе образовательного учреждения.
Педагог в праве использовать различные варианты организации практической части занятий (практическая работа, ролевая игра, деловая игра, тренинг).
Программа предполагает самостоятельную работу обучающихся с литературой. Для этого им предлагается перечень учебной и познавательной литературы.
Для успешной реализации теоретического блока программы необходим набор плакатов по курсу «Основы ресурсосбережения».
Выполнение практических заданий предусматривает самостоятельную работу обучающихся в домашних условиях с привлечением родителей.
Программа предусматривает участие обучающихся в конкурсных мероприятиях городского и учрежденческого уровня.
Выполнение обучающимися программного курса не ведет к нарушению нормативов безопасного труда и санитарно-гигиенических норм.
Кадровые условия
Обучение по данной программе могут вести педагоги, имеющие высшее или средне-специальное естественнонаучное образование.
Внешние условия
Работа по данной программе предполагает сотрудничество педагогов и обучающихся с:
- городскими природоохранными организациями,
- средствами массовой информации,
- школами города и учреждениями дополнительного образования детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы, - СПб. 2008. – 88 с., илл.
2. Хотунцев Ю.А. Человек, технологии, окружающая среда. М.: Устойчивый мир, 2001. – 224 с. (Библиотека журнала «Экология и жизнь»)
3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.: илл.
4. «Устойчивое развитие». Методические материалы в помощь преподавателю предмета. – М.: Российский зеленый крест, 2009.
5. Видеофильм «Пока не поздно».
6. Видеофильм «Home».
7. Компьютерная презентация «Эффективное использование энергии и ресурсов – улучшение экологической ситуации в г. Москве»
8. http://spareworld.org - Образовательная программа ШПИРЕ/SPARE
9. www.baltfriends.ru - Национальный координатор программы ШПИРЕ/SPARE в России
10.www.green-cross.ru - Российский Зеленый крест.
11.www.beregitevodu.ru - Программа по сбережению водных ресурсов.
12.http://www.beregitevodu.ru/viewpages.php?page_id=89 - Способы сбережения средств и воды Способы сбережения средств и воды.
13.http://1000domsovetov.ru/?p=129#more-129 - О том, как заставить электробытовые приборы работать экономичнее, удержать тепло в квартире, не допускать перерасхода воды.
14.www.greenpeace.org – Гринпис
15.www.greenpeace.org/raw/content/russia/ru - Пункты приема твердых бытовых отходов в Москве.
16.www.ecowiki.ru – экологическая энциклопедия, видеоматериалы по ресурсосбережению.
17.www.energy-exhibition.com – виртуальная выставка энергоэффективных технологий, материалов и услуг.
18.www.es-library.narod.ru – электронная библиотека по вопросам энергосбережения.
|