Используемые учебники и учебные пособия:
"Композиция"
- Композиция. Центр композиции. Дом моей мечты. Пользование инструментами по выбору.2 часа.
- Композиция. Равновесие. Композиция из геометрических фигур. Симметричная композиция. Пользование инструментами по выбору.1 час.
- Композиция. Статика и динамика. Создание композиции из геометрических фигур. Пользование инструментами по выбору.1 час.
Цели и задачи
Обучающие:
- Углубление эстетического познания.
- Знакомство учащихся с законами композиции: центр композиции, правило третей.
- Закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint: (кисть и карандаш, ластик, инструменты рисования геометрических фигур, распылитель, заливка, палитра цветов).
Развивающие:
- Развитие композиционного мышления, художественного вкуса;
- Развитие навыков работы на компьютере.
- Развитие творческого воображения;
- Развитие интереса к предмету;
Воспитательные:
- Воспитание собранности, аккуратности ;
- Воспитание умения планировать свою работу;
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- Воспитание бережного отношения к технике.
Форма урока
- фронтальная;
- индивидуальная;
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Оборудование урока
(в том числе интерактивное оборудование, программное обеспечение и т.п.)
- Компьютер. Программа Paint;
- Проектор.
Ход урока
1. Организационный этап: 3 мин
2. Подготовительный этап: 5 мин.
3. Этап усвоения новых знаний – 15мин.
4. Физ. минутка – 2 мин.
5. Этап проверки знаний умений и навыков на практике –15 мин.
6. Итог урока - 5 мин.
Обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию.
1. Определение отсутствующих;
2. Проверка готовности учащихся к уроку;
3. Правила безопасной работы и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
4. Организация внимания.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Презентация (2-10 слайд) Существуёт множество видов и жанров изобразительного искусства. Живопись, где художник работает цветом. Графика, которая может цветной и чёрно-белой. Скульптура (барельеф). Скульптор работает в объёме. Декоративно-прикладное искусство. Компьютерный художник может вообще не держать в руках кисть…А инструмент фотохудожника – фотоаппарат. Что же их всех объединяет? Как вы думаете, что должен уметь каждый художник, независимо от жанра, в котором он работает?
- Скульптор может не работать с цветом, а живописец может не лепить.
- Не каждый художник может создать вазу или рисунок для ткани.
- Не многие могут создать компьютерную графику.
- Но каждый художник умеет располагать элементы своей работы на предложенном формате. Другими словами компоновать различные объекты. Чтобы знать, как расположить предметы на бумаге или вазе и т.д. каждый художник должен знать законы и приёмы композиции.
Итак, тема нашего сегодняшнего и последующих уроков – композиция. Сегодня мы будем говорить о центре композиции.
Этап усвоения новых знаний.
Композиция в переводе с латыни означает составление, связывание различных частей одно целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием характером и назначением.*Просмотр слайдов с картинами.
Исследовательский этап.
- Анализ композиционных схем «Как мы рисуем…» (Презентация 12-22 слайд).
1.Ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого.
2.Части не могут меняться местами без ущерба для целого.
3.Ни один новый элемент не может быть присоединён к композиции без ущерба для целого (слайд 24).
- Центр композиции - это то главное, ради чего вы делаете свою работу.
- Золотое правило и правило третей. Божественная пропорция.
Пересечения этих линий называют «Золотой серединой» или лучшим местом, куда следует поместить основу вашего сюжета.
Золотое правило (соотношение длины и ширины Золотого Прямоугольника) изобрели древние греки. Они были математиками в той же мере, что и ремесленниками, и пришли в выводу, что в композиции должно быть определенное равновесие, чтобы она была приятна глазу. Золотое соотношение также проявляется во многих естественных явлениях. Отношение между длиной вашего носа и расстояния от основания подбородка к основанию носа - золотое отношение.
Задание:
- Сейчас вы будете создавать на компьютере свои композиции на тему «Дом моей мечты». Вы можете рисовать на свободную тему. Над своей композицией вы будите работать 2 урока, потому не торопитесь. Можете взять бумагу и карандаш и нарисовать эскиз бедующего дома. Обдумаете, каким он будет, что будет вокруг вашего дома. Не забудьте дом – главное в вашей работе. Он не должен потеряться среди мелких деталей и окружающих предметов.
- Главное постарайтесь учесть ошибки, о которых мы говорили.
- Мы будем работать на 2 листах. Сегодня вы нарисуете небо, землю, задний план.
- Сам дом мы будем рисовать на следующем уроке на втором листе. Затем скопируем его на фон и дорисуем передний план. Это поможет корректировать размер дома, его местонахождение.
- Начните с рисования листа, на котором будет ваш рисунок.
- Воспользуйтесь этой презентацией и презентацией «Paint» и презентацией «Композиция- это всё. 1 часть.
Межпредметные связи
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
- Знание основных законов композиции (центр композиции, равновесие, ритм, статика, динамика).
- Применение этих законов.
- Навыки работы в программе Paint. Работа с файлами (типы файлов, сахранение, копирование).