Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Л.Л. Босова. Наборы цифровых образовательных ресурсов к учебникам, входящим в Федеральный перечень, как способ массового внедрения ИКТ в учебный процесс российской школы

Босова Людмила Леонидовна

Ведущий научный сотрудник Института информатизации образования РАО, кандидат педагогических наук

 

Чтобы лучше понять основную идею, положенную в основу разработки наборов цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), нужно вспомнить, что за последнее десятилетие на федеральном уровне не раз предпринимались попытки разработки и распространения по школам страны электронных изданий образовательного назначения. Но какое место смогли занять эти издания в реальном учебном процессе массовой общеобразовательной школы? Об этом красноречиво говорят результаты исследования эффективности целевого использования электронных учебных материалов в средних школах страны, проведенного по заказу НФПК в 2003 году.

 

Согласно этому исследованию, многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:

 

  • предъявление учебной информации;

     

  • информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

     

  • моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

     

  • поддержка различных активных форм занятий;

     

  • тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;

     

  • контроль и оценка знаний учащихся.

     

 

Вместе с тем подавляющее большинство опрошенных учителей очень точно указали и причины, препятствующие широкому использованию электронных учебных материалов в учебном процессе.

 

Вот основные из «препятствий»:

 

  • содержание электронных учебных материалов или представляет собой полный пересказ традиционных учебников, или, напротив, не имеет ничего общего с учебными программами;

     

  • в электронных изданиях ощущается нехватка тренажеров, практических и проверочных заданий, тесты примитивны и однообразны;

     

  • не разработаны методики и сценарии проведения занятий с использованием электронных учебных материалов;

     

  • имеющиеся электронные издания образовательного назначения не приспособлены к использованию на уроке: учитель не имеет возможности выбрать нужную ему информацию и скомпоновать ее по своему усмотрению;

     

  • отсутствуют унифицированные подходы к установке электронных изданий образовательного назначения и работе с ними.

     

 

Один из возможных путей преодоления указанных недостатков и состоит в разработке наборов ЦОР к учебникам, входящим в Федеральный перечень учебников. Действительно, о существовании «великого и ужасного» «Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях» знает каждый учитель. Именно этим документом должны руководствоваться педагоги и администрация образовательного учреждения при выборе учебников по предметам, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Другими словами, это самые лучшие и самые расп ространенные издания, хорошо известные нашим учителям. Если создавать цифровые образовательные ресурсы на основе этих учебников, то они по содержанию, наверняка, будут в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования и программам, используемым в большинстве регионов. При этом важно, что цифровые образовательные ресурсы будут не повторять (дублировать) учебники и иные, широко распространенные источники информации, а именно расширять их за счет реализации тех уникальных возможностей, которыми обладают современные средства информационных технологий.

 

Теперь попытаемся более четко определить, что же представляют собой сами «цифровые образовательные ресурсы». Мысленно пролистайте страницы любого учебника и вспомните, как часто возникало у вас — сначала ученика, а затем и учителя — желание дополнить имеющуюся информацию! Дополнить фотографиями объектов предметной области, портретами ученых, таблицами, схемами, диаграммами, картами, видеофрагментами, иллюстрирующими изучаемые процессы и явления, демонстрациями опытов, видео-экскурсиями. А как были бы уместны на уроке двухмерные и трехмерные динамические модели, представления воображаемых элементов, объектов, скрытых структур, процессов, явлений предметной области, объекты виртуальной реальности, звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, размеченные в соответствии с требованиями учебных программ самые различные тексты, в том числе, тексты труднодоступных художественных произведений, научных работ, исторических документов, разнообразные контрольно-измерительные материалы и т.д. и т.п.

 

Продолжим мысленный эксперимент. Представим, что все эти ресурсы есть. Более того, все они представлены в цифровом формате и собраны на одном диске, а к этому диску есть хорошее методическое пособие, где указано, что именно и на каком этапе урока вы можете применить. И чтобы воспользоваться всем этим великолепием, не всегда нужен доступ в компьютерный класс, порой достаточно и одного компьютера с мультимедийным проектором.

 

Таким образом, набор ЦОР — это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, а именно: фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, ролевые игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

 

Следует отметить, что перед ведущими отечественными разработчиками электронных изданий образовательного назначения, выигравшими право разрабатывать наборы ЦОР, были поставлены достаточно жесткие условия.

 

Действительно, наборы ЦОР должны:

 

  • в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования, и программам, используемым в большинстве регионов;

     

  • обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

     

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и к возможности формирования интеллектуальных и общеучебных умений);

     

  • учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

     

  • содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);
  • содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера), ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

     

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе, бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

     

  • обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса.

     

  • При этом достаточно строго отслеживалось соответствие разрабатываемых ресурсов следующим требованиям:
  • не представлять собой дополнительные главы к существующему УМК / учебнику;

     

  • не дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.п. информацию;

     

  • не основываться на материалах, которые очень быстро теряют достоверность (устаревают).

     

 

В результате получены наборы ЦОР, которые условно можно разделить на следующие группы:

 

  • наборы ЦОР, где основной упор делается на использование представленных в цифровой форме «традиционных» для школы ресурсов — видео- и аудио- фрагментов, статических изображений и пр. (при этом новая форма представления «традиционных» ресурсов обеспечивает появление у них новых возможностей);

     

  • наборы ЦОР, основанные на ресурсах, функционирующих только в цифровом формате — интерактивные плакаты, интерактивные схемы, динамические модели, интерактивные тесты и задания, анимации и слайд шоу, и пр.;

     

  • наборы ЦОР, в равной степени сочетающие оба выше обозначенных подхода.

     

 

Таким образом, с одной стороны, наборы ЦОР «опираются» на действующие и хорошо знакомые учебники, что создает условия для их практически безболезненного «вписывания» в преподавание, начиная с традиционного классно-урочного учебного процесса. С другой стороны, наборы ЦОР дают самым широким слоям учительства убедительные примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Учитывая эти «две стороны одной медали», можно прогнозировать максимально широкое внедрение наборов ЦОР в общеобразовательные учебные заведения, а значит, и приобретение самыми широкими кругами учительства столь необходимого опыта использования средств ИКТ в учебном процессе, выработку «привычки» к использованию ИКТ, стимулирование педагогов к применению современных образовательных технологий, ориентированных, в конечном счете, на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.

 

И в заключение обратим внимание на принципы устройства и организацию информации внутри любого набора ЦОР. В состав каждого набора ЦОР обязательно входят рубрикаторы «Оглавление учебника», «Поурочное планирование» и «Методические рекомендации».

 

Первый рубрикатор — «Оглавление учебника» — полностью соответствует оглавлению школьного учебника, так как цифро вые ресурсы сгруппированы по параграфам этого учебника. Перед вами фрагменты оглавления «настоящего», то есть бумажного, школьного учебника для 2 класса «Прекрасное рядом с тобой» и соответствующего ему рубрикатора «Оглавление учебника», разработанного к указанному учебнику набора ЦОР. К каждому параграфу учебника разрабатывалось не менее пяти ресурсов, в идеале представляющих комплекс для этой темы.

 

 

 

Рубрикатор «Поурочное планирование» связывает разработанные ресурсы с конкретным уроком в рамках каждой темы. Роль данного рубрикатора особенно важна в тех случаях, когда материал, представленный в рамках одного параграфа учебника, изучается в течение не одного, а нескольких уроков, или материал параграфа частично переходит в следующий урок, или имеется какое-то иное распределение, приводящее к тому, что параграфы и уроки не равны по содержанию. В рамках каждого учебного предмета существуют, как минимум, уроки повторения, уроки контроля, уроки-практикумы или уроки-экскурсии, которые не привязаны к конкретному параграфу, а в поурочном планировании в рамках данного предмета присутствуют.

 

 

Ниже представлены фрагменты такого рубрикатора, а также перечень ЦОР к одному из уроков. Предлагаемый авторами и разработчиками вариант применения конкретного ЦОР часто становится ясен из указываемого типа ресурса — задание для индивидуальной работы, задание для групповой работы и так далее.

 

В разделе «Методические рекомендации» для каждого из уроков согласно поурочному планированию даются конкретные комментарии по поводу того, с какой целью, когда и как именно использовать каждый из ресурсов, «привязанных» к этому уроку. В ряде методических рекомендаций приводятся и развернутые сценарии уроков с использованием ЦОР выборочно или по всему материалу комментируемого курса.

 

Важно, что составителями методических рекомендаций выступали опытные методисты-предметники или сами авторы учебников.

 

И последняя важная особенность, на которую хотелось бы обратить внимание, состоит в том, что разработанные в проекте ИСО наборы ЦОР проходили обязательную апробацию в рамках реального учебного процесса до того, как окончательно принимались для размещения в Единой образовательной коллекции и широкомасштабного внедрения в отечественную школу.

 

 

При этом учителя-апробаторы — лучшие российские учителя, ставшие апробаторами на конкурсной основе — впервые в отечественной истории создания электронных учебных материалов имели возможность реально повлиять на конечный результат еще на этапе создания того или иного ресурса, высказывая свои замечания и пожелания разработчикам. Условия разработки наборов ЦОР включали обязательные к исполнению пункты, по которым высказанное большинством апробаторов сомнение по поводу педагогической целесообразности и/или технологического качества того или иного ресурса обязывало издательство вносить соответствующие коррективы в «сомнительный» ЦОР.

 

Кроме того, в ходе доработки наборов ЦОР были учтены многочисленные идеи и пожелания апробаторов, высказанные ими в инициативном порядке. И, наконец, для каждого размещенного в Единой коллекции ресурса педагоги имеют возможность комментирования и редактирования с помощью специальных инструментов, при наличии определенного уровня доступа. Таким образом, сначала учителя-апробаторы становились фактически соавторами ресурсов и гарантами того, что результат будет полезен и востребован в школьной практике, а затем и все учительское сообщество получает возможность улучшать и развивать Коллекцию.


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн