- Что общего у всех видов растений? (органы растений)
б)Кроссворд "Части животных".
3. Изучение нового материала.
Подумайте, что произошло бы с планетой Земля и её обитателями, если бы исчезли все зеленые растения?
В природе все взаимосвязано. Сегодня, мы побываем с вами в Царстве животных.
Сели удобно, расслабились и так мы садимся на корабль и отправляемся в далекое путешествие.
Животные...Кого ты представляешь себе, как только слышишь это слово? Может быть, своего верного друга-собаку, а может быть белочку или красавца оленя. А может быть пестрых и мохнатых шмелей, летающих над лугом.
Ты можешь спросить: «Разве бабочки, шмели - тоже животные?
Да, конечно! Бабочки, шмели и все другие насекомые - это настоящие животные. И птицы, и рыбы, змеи, ящерицы. Лягушки, черви - все это животные. Среди обитателей нашей планеты насчитывают около 2млн. видов животных. Их изучением занимается наука «Зоология».
Ученые выделяют несколько групп животных, в каждой , из которой много видов. Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. Одна из групп животного царства-«Рыбы»..В настоящее время обитает более 20 тысяч видов рыб. Рыбы - это животные, тело которых покрыто скользкой чешуёй. (Просмотр слайдов)
-Как вы думаете, что помогает передвигаться в воде рыбам? (плавники)
-С помощью чего дышат рыбы? (жабрами).
Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Разные виды рыб: касатки, тунцы, ерши, щуки и другие виды . На прошлом уроке я давала индивидуальные задания, давайте послушаем этих учеников . Акулы очень опасны для человека.
-А давайте сейчас опустимся на глубину океана. Там темно и холодно. Там живут небольшие морские животные: голотурии, морские ежи, морские звезды. Это группа «Иглокожие». (Просмотр слайдов)
- Подумайте, почему эта группа так называется? Эта группа включает около 6000 видов. Размеры иглокожих от нескольких миллиметров до 1 метра.
Отгадав загадку, вы узнаете следующую группу животных: " Кто на себе дом возит? (улитка). Улитка, устрица, прудовик- это группа «Моллюски». У всех у них мягкое тело. Количество их достигает до 130 тысяч. Чтобы защититься от врагов беспомощный слизень прячется в раковину. 770 литров воды пропускает через свое тело устрица, чтобы добыть из воды нужный ей кальций. Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно растет и растет. Так рождается жемчужина. (Выступление ребят).
Продолжим наше путешествие, плывем дальше. И делаем остановку на острове. Какой чистый воздух, птицы поют. Следующая группа «Птицы». Их более чем 8 тысяч. Ученые предполагают, что первые птицы произошли около 180 млн. лет назад. Есть птицы -степей, пустынь, водоемов, побережий, болотные, пустынь, ночные, птицы леса.
(выступление ребят, просмотр слайдов)
Чтоб перейти к следующей группе нам нужно набраться сил, отдохнуть. Поднимайте плечики ,прыгайте кузнечики Прыг-скок, прыг-скок.
Сели травушку покушаем, тишину послушаем. Тише, тише высоко, прыгай на носках легко. Вышли уточки на луг Кря-кря –кря
Пролетел веселый жук ж-ж-ж.
Гуси шеи выгибают га-га-га
Клювом перья расправляют
Шарик тоже зарычал р-р-р.
Зашептал в воде камыш, и опять настала тишь.
Продолжим наше путешествие, следующая группа животных, покрыто шерстью. Это - «Звери». Их насчитывают около 4 000 . Каких зверей вы знаете?
(выступление ребят).
На опушке леса от ветки к ветке протянулись тонкие шелковистые нити. Здесь раскинул свои сети? Кто? (паук).
Группа «Паукообразные». У пауков на брюшке есть маленькие бугорки- паутинки бородавки. Каждая, с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая на воздухе в виде нити. У пауков есть еще оружие: сильные челюсти, выделяющие яд из ядовитой железы. Яд домового паука способен убить муху. Гораздо более ядовитый тарантул. Есть ещё другие пауки, о которых расскажет (выступление ребят). Отправляемся дальше и оказываемся возле водоема. Сколько здесь укромных местечек для «Насекомых». Укрыться есть где, да и еды много. Стрекозы, бабочки, комары, водомерки жуки , божья коровка, шмели, кузнечики, блохи.
А это такое (загадка про лягушку). На болоте две подружки , выпуча глаза сидят
Не по- русски говорят.
Лягушки, жабы, тритоны. Само название помогает нам понять что это группа "Земноводные", потому что они живут и на суше и на воде . Кожа тонкая и влажная, она] нуждается в периодическом смачивание водой. Они поедают насекомых, червей, моллюсков. А вот увидеть, как пьёт воду лягушка, вам никогда не удастся. Оказывается "пьет" она кожей своего тела. (Просмотр слайдов).
Следующая группа «Пресмыкающиеся».Они появились около 290 млн. лет назад. Огромную роль в развитии сыграли изменившиеся климатические условия. Это животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. К ним относятся: крокодилы, аллигаторы, черепахи, змеи, ящерицы, хамелеоны, клювоголовые. (выступление ребят, просмотр слайдов).
Следующий тип животных «Черви» .В настоящее время известно более 12,5 тысяч видов червей. Различают разные виды червей: плоские, круглые, кольчатые. Одни живут в почве, другие в воде.
Итак, садимся на корабль и отправляемся к родным берегам - домой. Животный мир родного края Татарстана довольно богат, встречается более 70 видов зверей, более270 видов птиц, около 60 видов рыб и много других животных. Богатство животного мира объясняется разнообразными природными условиями республики. Основную массу лесных млекопитающих составляют мышевидные грызуны: полевки, мыши. Из более крупных животных наших лесов являются лиса, ёж, барсук, заяц, куница. В лесах много разнообразных птиц. Самыми широко распространенными лесными птицами являются: стриж, зяблик, дрозды, дятлы, синицы, кукушка, иволга, сойка, снегирь и другие птицы. Кроме типично лесных птиц и зверей, здесь много водоплавающих птиц, вводятся крупные хищные птицы. Воды богаты рыбой.
4.3акрепление изученного материала.
а) Практическая работа. За время путешествия вы узнали очень много. На других уроках мы продолжим наше путешествие и более подробнее остановимся на некоторых группах животных. А сейчас, я хочу узнать, интересным ли было наше путешествие? Много ли нового вы узнали? А что вам запомнилось, я узнаю после проведение практической работы. Каждая группа получает конверт с рисунками животных ваша задача: распределить по группам животных.
5.Подведение итогов практической работы.
6. Итог урока.
Молодцы, ребята все активно работали на уроке. Справились прекрасно с заданиями. За работу на уроке получаете «5».
7 .Домашнее задание: (Выбираете сами)
а) прочитать материал в учебнике с. 67-70 и ответить на вопросы.
б) Подобрать и рассказать о хищных животных.
в) рассказать о приспособление к зимним условиям животных нашего края.