Цели и задачи урока:
· конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
· доказать важное значение зрения в жизни человека,
· определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь;
· сформировать знания и правила сохранения зрения.
План урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление
V. Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие, постановка целей и задач (Слайд № 1 )
I I. Актуализация знаний.
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
Вопрос. Скажите, ребята, чем мы видим?
Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма. Они возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. На основе ощущений формируется процесс восприятия.
Ощущения и восприятия теснейшим образом связаны между собой. Ощущение и степень его адекватности действительности обусловлены и состоянием рецептора, а также и воспринимающего организма в целом. Существуют и иллюзии, и галлюцинации, существуют обманы чувств. Но именно поэтому мы и можем говорить о некоторых показаниях чувств, как иллюзиях, галлюцинациях и обманах чувств, что они в этом отношении отличаются от других объективных, адекватных действительности показаниях органов чувств.
(Слайды № 2-5)
Получается мы видим не глазами, а своим мозгом. Мы можем видеть не только то, что перед глазами, Но и то, что было в прошлом, представить будущее, увидеть в предмете то, что мы в нём хотим увидеть, или хочет увидеть наша память.
I I I. Изучение нового материала
(Рассказ учителя)
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью.
А по сравнению с глазами животных обладает и большими возможностями.
(Дополнительный материал о зрении животных)
(Слайд № 6)
Получается, что глаза только помогают нам видеть. Они являются лишь оптическим инструментом, для того, чтобы воспринять зрительные образы, превратить их в электрические импульсы, передать их в головной мозг.
Давайте, ребята, мы с вами рассмотрим схему строения анализаторов, из каких частей они состоят.
(Слайд № 7)
(Рассказ учителя)
Анализатором называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга. Такая система анализирует возбуждение, поступившее от тех или иных рецепторов. Возбуждения разных анализаторов имеют одну и ту же природу – электрохимические сигналы в форме потока нервных импульсов. Но путаницы не происходит, потому что каждый из нервных импульсов поступает в соответствую ему зону коры большого мозга. Здесь, в первичных сенсорных зонах, происходит анализ ощущений, во вторичных – формирование восприятий, полученных от органов чувств одной модальности. В третичных зонах коры воспроизводятся образы или ситуации, полученные от органов чувств разных модальностей.
А теперь мы с вами рассмотрим схему и работу зрительного анализатора.
(Слайды № ( 8-9)
Войдя в череп, зрительные нервные пути частично перекрещиваются таким образом, что левая часть поля зрения от обоих глаз попадает в правое полушарие, а правая часть поля зрения в левое полушарие, что создаёт единое объёмное изображение.
Зрение двумя глазами называют бинокулярным.
(Слайды № ( 10)
В первичных сенсорных зонах информация анализируется, во вторичных сенсорных зонах создается зрительный образ (перевёрнутая картинка). В третичных сенсорных зонах картинка выправляется, переворачивается при помощи информации с органов равновесия и мышечного чувства. Мышечное чувство позволяет даже узнать знакомую фигуру, например букву под любым наклоном, даже перевёрнутую.
Вся информация дополняется данными из памяти. Например:
(Слайд № 11)
Физкультминутка
(Гимнастика для глаз)
Йоги советуют регулярно заниматься гимнастикой для глаз. Ниже приводятся наиболее эффективные, по нашему мнению, упражнения для глаз:
1. Поднимите глаза как можно выше, направив взгляд вверх, но не сводя его к точке между бровями. Не поднимайте подбородка, голова не меняет положения. Смотрите не моргая. Вернитесь в исходное положение.
2. Опустите глаза как можно ниже, продолжая держать голову прямо. Взор не сводите к одной точке. Не моргайте. Вернитесь в исходное положение.
3. Скосите глаза в левый верхний угол.
4. Скосите глаза в правый верхний угол. Несколько раз моргните.
5. Смотрите на какой-нибудь предмет, находящийся прямо перед вами, и поворачивайте голову влево или вправо, не отрывая взгляда от этого предмета.
6. То же самое, но теперь вместо того, чтобы поворачивать голову из стороны в сторону, поднимайте и опускайте подбородок.
7. Исходное положение: взгляд направлен вперед. Затем поднимите или опустите глаза и опишите ими от этой точки 7 кругов максимального радиуса по часовой стрелке. Движения должны быть плавными, без рывков. Голова все время неподвижная.
8. То же самое, но против часовой стрелки.
Теперь мы перейдём непосредственно к строению глаза и глазного яблока.
Давайте рассмотрим рисунок.
(Слайд № 12)
Глазные яблоки расположены в глазницах, в глубине которых заметна щель, через которую в глаз входят сосуды и нервы. К глазному яблоку подходят глазные мышцы 9четыре прямы и две косые). Спереди глаз защищён веками, ресницами и бровями.
Рассмотрим рисунок строения глазного яблока.
Рассказ учителя
(Слайд №13)
Глаз, глазное яблоко имеет почти шаровидную форму примерно 2,5 см в диаметре. Он состоит из нескольких оболочек, из них три - основные:
склера - внешняя оболочка,
сосудистая оболочка - средняя,
сетчатка - внутренняя.
Склера имеет белый цвет с молочным отливом, кроме передней ее части, которая прозрачна и называется роговицей. Через роговицу свет поступает в глаз. Сосудистая оболочка, средний слой, содержит кровеносные сосуды, по которым кровь поступает для питания глаза. Прямо под роговицей сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, которая и определяет цвет глаз. В центре ее находится зрачок. Функция этой оболочки - ограничивать поступление света в глаз при его высокой яркости. Это достигается сужением зрачка при высокой освещенности и расширением - при низкой. За радужной оболочкой расположен хрусталик, похожий на двояковыпуклую линзу, который улавливает свет, когда он проходит через зрачок и фокусирует его на сетчатке. Вокруг хрусталика сосудистая оболочка образует ресничное тело, в котором заложена мышца, регулирующая кривизну хрусталика, что обеспечивает ясное и четкое видение разноудаленных предметов.
Хрусталик в глазу "подвешен" на тонких радиальных нитях, которые охватывают его круговым поясом. Когда эта мышца расслаблена его кривизна, а следовательно и преломляющая сила, минимальна. Когда же ресничная мышца напрягается хрусталик становится более выпуклым и, следовательно, более сильно преломляющим. Это свойство хрусталика менять свою преломляющую силу, а вместе с этим и фокусную точку всего глаза, называется аккомодацией.
Лучи света фокусируются оптической системой глаза на особом рецепторном (воспринимающем) аппарате - сетчатой оболочке. В сетчатке позвоночных обычно различают 10 слоев нервных элементов. Главным слоем сетчатки является тонкий слой светочувствительных клеток - фоторецепторов. Они бывают двух видов: отвечающие на слабый засвет (палочки) и отвечающие на сильный засвет (колбочки). Палочек насчитывается около 130 миллионов, и они расположены по всей сетчатке, кроме самого центра. Благодаря им обнаруживаются предметы на периферии поля зрения, в том числе при низкой освещенности. Колбочек насчитывается около 7 миллионов. Они расположены главным образом в центральной зоне сетчатки, в так называемом "желтом пятне". "Желтым пятном" человек видит лучше всего: вся световая информация, попадающая на эту область сетчатки, передается наиболее полно и без искажений. В этой области возможно лишь дневное, цветное зрение, при помощи которого воспринимаются цвета окружающего нас мира.
От каждой светочувствительной клетки отходит нервное волокно, соединяющее рецепторы с центральной нервной системой.
Под воздействием световых лучей в фоторецепторах происходит фотохимическая реакция (распад зрительных пигментов), в результате которой выделяется энергия (электрический потенциал), несущая зрительную информацию. Эта энергия в виде нервного возбуждения передается в другие слои сетчатки , а затем на в мозг.
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по карточкам