Урок проводят ученики 8-го класса. Перед началом экскурсии кабинет химии оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно готовится экспериментальная часть и отрабатывается с учащимися техника проведения опытов, подбирается музыкальное сопровождение.
Учитель
Ребята, сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Экскурсию проведут ученики 8-го класса, которые расскажут вам о науке химия.
Выходит ученик в костюме первобытного человека, внимательно слушает ведущих, рассматривает кабинет.
Первый ведущий
Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось. Сейчас вы увидите опыт "Самовозгорания костра ".
При виде вспыхнувшего костра ученик в костюме первобытного человека вскрикивает, отбегает от него, потом подходит и греет руки. Когда огонь гаснет, ученик уносит поддон с потухшим костром в лаборантскую. Во время опыта звучит негромкая таинственная музыка.
Первый ведущий
Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.
Ученик в костюме первобытного человека демонстрирует медные и железные пластинки.
Второй ведущий
В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.
Выходит ученик в костюме Алхимика.
Первый ведущий
Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.
Алхимик
Я покажу вам опыт " Превращение воды в золото ".
После опыта алхимик уходит.
Второй ведущий
Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.
Демонстрирует репродукцию картины " Сожжение на костре Джордано Бруно ".
Первый ведущий
Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова " алхимия " приставку ал-, и получилось новое название - химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения. В каждой школе есть химический кабинет и химическая лаборатория; на заводе, в аптеке и в больнице обязательно работают химики, лаборанты и исследователи. Теперь давайте познакомимся с некоторыми веществами и химическими превращениями.
Второй ведущий
Я покажу вам опыт " Превращение воды в малиновый сироп".
В кувшине из темного стекла находится обыкновенная вода, нальем ее в четыре стакана.
Затем воду из стаканов, кроме последнего, перельем обратно в кувшин. Последний стакан оставим в качестве контрольного.
Нальем опять воду из кувшина в стаканы. Посмотрите: раствор стал ярко-малиновый, как сироп!
Выльем "сироп" в кувшин, разбавим "водичкой" из последнего стакана. Последний раз выливаем воду из кувшина в стаканы. Посмотрите, "сироп" опять превратился в воду.
Кажется, что это чудо! Нет, просто в одном стакане был фенолфталеин, в другом - щелочь. При их смешении образуется раствор малинового цвета. Запомните: фенолфталеин в щелочных растворах всегда малиновый. Для того чтобы окраска исчезла, я добавил немного кислоты из четвертого стакана. Кислота нейтрализовала щелочь, и раствор обесцветился.
У химиков есть одно очень важное правило: в химическом кабинете нельзя ничего пробовать на вкус. Алхимики это правило не соблюдали, и многие из них отравлялись ядовитыми веществами. Зато до сих пор сохранились названия веществ "по вкусу": кислые - кислоты, соленые - соли.
Алхимик
Теперь попрошу выйти ко мне одного учащегося. Я сделаю ему моментальную цветную фотографию. Вот лист бумаги, держи его крепче, а я брызну на него волшебной жидкостью из пульверизатора. Посмотри, какой симпатичный портрет получился!
Алхимик
Ребята, попробуйте сами объяснить, что тут произошло. Помните правило: фенолфталеин в щелочах всегда малиновый.
Учащиеся объясняют опыт.
Второй ведущий
Теперь небольшие фокусы. Ведущие и алхимик выполняют занимательные опыты.
1опыт " Дым без огня "
2опыт " Золотой нож "
3опыт " Примерзание стакана "
4опыт " Минеральный хамелеон "
5опыт " Химические водоросли "
6опыт " Буран в стакане "
Алхимик
Все увиденные явления можно объяснить, изучая такую удивительную науку как химия.
Первый ведущий
Многие из вас любят сказки и фантастику. Сейчас вы увидите, как рождается из кокона Чужой или просто Змей Горыныч.
Звучит музыка, демонстрируется опыт "Фараоновые змеи".
Второй ведущий
В заключение нашей встречи я покажу опыт, который называется "Вулкан". Вы, конечно, знаете, какое это грандиозное зрелище - извержение вулкана. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.
Показывает репродукцию картины К. Брюллова " Гибель Помпеи". Звучит музыка, демонстрируется опыт " Вулкан ".
Викторина.
Проводит ученик в костюме первобытного человека.
1. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле?
Ученики отвечают.
Первый ведущий рассказывает стихотворение о воде:
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности - только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это - только вода.
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет, все растает,
И будет простая вода.
Формула этого удивительного вещества -
Формулу записывают на доске.
2. Какие металлы вы знаете?
Ученики отвечают. На столах у учащихся находится коллекция " Металлы".
Второй ведущий
Я вам расскажу немножко о золоте, которое является самым пластичным металлом. Кусочек золота величиной со спичечную головку можно вытянуть в проволоку длиной 3 км или расплющить в прозрачный голубовато-зеленого цвета лист площадью 50м. В 19-м столетии русские мастера научились делать тонкую золотую фольгу толщиной 0,1мкм. Пластинками золота, изготовленными по современной технологии, в 70-х гг.20-го столетия заново покрыли 72-метровый шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Если все израсходованное при этом золото сплавить, то получится шарик диаметром всего 6см!
3. Назовите жидкий при комнатной температуре металл и скажите, где он применяется.
Ученики отвечают.
Алхимик.
Перемена, перемена!
Заливается звонок.
Наконец-то он закончен,
Надоедливый урок!
Дернув серу за косичку,
Мимо магний пробежал.
Йод из класса испарился,
Будто вовсе не бывал.
Фтор поджег случайно воду,
Хлор чужую книжку съел.
Углерод вдруг с водородом
Невидимкой стать успел.
Калий, бром в углу дерутся:
Не поделят электрон.
Кислород-шалун на боре
Мимо проскакал верхом.
Первый ведущий
Вот и закончился наш урок "Экскурсия в кабинет химии". Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку - химию.
Описание занимательных опытов.
1. " Самовозгорание костра".
В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического перманганата калия. Аккуратно смочить кристаллы 2мл концентрированной серной кислотой. Фарфоровую чашку поставить на металлический поднос и замаскировать ее, уложив сверху и вокруг древесные стружки, внимательно следя, чтобы стружки не попали внутрь фарфоровой чашки. Незаметно для зрителей смочить кусочек ваты спиртом и быстро выжить несколько капель спирта над фарфоровой чашкой. Руку сразу убрать. Костер ярко вспыхнет и быстро сгорает.
2." Превращение воды в золото".
В одном стакане находится свежеприготовленный раствор йодида калия, в другом - раствор ацетата свинца. Оба раствора выливают в стакан большей вместимости. Происходит выпадение осадка йодида свинца ярко-желтого цвета.
3. " Превращение воды в малиновый сироп ".
Для проведения опыта используют четыре стакана и кувшин из темного стекла. В первом стакане находится фенолфталеин, во втором - сода, карбонат натрия, в четвертом - гидросульфат натрия, в кувшине - вода. Третий стакан ничего не содержит.
4. " Цветная фотография ".
На листе ватмана заранее делается рисунок - портрет мальчика - спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрия, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок.
5." Дым без огня "
В один чисто вымытый цилиндр наливают несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой - раствор аммиака. Оба цилиндра закрывают крышками и ставят друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показывают, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой переворачивают вверх дном и ставят на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убирают : образуется белый дым.
6. " Золотой нож ".
К 200 мл насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько минут в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится "золотым".
7." Примерзание стакана ".
В стакан с водой всыпают аммиачную селитру и ставят ее на влажную фанерку, которая примерзает к стакану.
8. " Кровь без раны ".
Для проведения опыта используют 100 мл 3%-го раствора хлорида железа и 100 мл 3%-го раствора родонита калия. Для демонстрации опыта используют детский меч. Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа, а раствором родонита калия смачивают меч. Далее мечом проводят по ладони: на бумагу обильно течет "кровь".
9. " Минеральный хамелеон ".
В пробирку наливают 3 мл насыщенного раствора перманганата калия и 1 мл 10%-го раствора гидроксида калия. К полученной смеси при взбалтывании добавляют 10-15 капель раствора сульфита натрия до появления темно-зеленого цвета. При перемешивании цвет раствора становится синим, затем фиолетовым и, наконец, малиновым.
10. " Химические водоросли ".
В стакан наливают разбавленный равным объемом воды раствор силикатного клея. На дно стакана бросают кристаллы хлоридов кальция, марганца(II) , кобальта (II) , никеля (II) и других металлов. Через некоторое время в стакане начинают расти кристаллы соответствующих трудно растворимых силикатов, напоминающие водоросли.
11. " Буран в стакане ".
В химический стакан емкостью 500 мл насыпают бензойной кислоты и кладут веточку сосны. Закрывают стакан фарфоровой чашкой с холодной водой и нагревают над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар, и стакан заполняется белым "снегом" , который покрывает веточку.
12. " Фараоновы змеи ".
На стеклянную пластинку насыпают конусом песок и пропитывают его спиртом. В центре конуса делают отверстие и помещают туда смесь из 2г пищевой соды и 13г сахарной пудры. Поджигают спирт. Сахар превращается в карамель, а сода разлагается с выделением оксида углерода (IV). Из песка выползает толстая темно-серая "змея". Чем дольше горит спирт, тем длиннее "змея".
13. " Вулкан на столе ".
На подставку насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают "вулкан" горящей лучиной.
На: Экскурсия в кабинет химии
Спасибо за интересную разработку!!!