Букина Ирина Ивановна, заместитель директора ГУ "РЦРО"
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами информационно-аналитическими материалами о системе работы по распространению в образовательном пространстве Оренбургской области инновационного опыта лучших учителей, руководителей образовательных учреждений, методических служб.
Благодаря конкурсам в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области выявляется уникальный опыт педагогической и управленческой деятельности, который является ресурсом развития образования в регионе. Этот опыт изучается, обобщается и распространятся.
Значительный вклад в решение проблем диссеминации инновационного опыта в системе образования Оренбургской области вносят государственное учреждение «Региональный центр развития образования» (директор – А.М. Бобылев), институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета (ректор ОГПУ – В.С. Болодурин), Оренбургский филиал Ассоциации лучших школ России (Президент Ассоциации – Т.В. Шамардина), Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» (директор Ассоциации – Н.А. Каргапольцева), Оренбургская областная общественная организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (председатель – А.Г. Гутарев).
Работа по диссеминации передового опыта сориентирована на следующие приоритетные направления деятельности:
1. Организация конкурсного движения в региональной системе образования.
2. Выявление, изучение, обобщение, распространение передового опыта образовательных учреждений, руководящих и педагогических работников, методических служб разных уровней системы образования Оренбургской области.
3. Диссеминация инновационного опыта победителей конкурсных отборов – лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».
4. Продвижение продуктов деятельности образовательных учреждений и педагогов, работающих в инновационном режиме, создание на их основе научно-методического ресурса.
Организация конкурсного движения в региональной системе образования
2010 год объявлен Президентом России Годом учителя. В течение ноября – мая 2010 года работа была направлена на выполнение плана проведения Года учителя в Оренбургской области.
Организован областной конкурс профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья – 2010». В этом конкурсе на разных этапах приняли участие более полутора тысяч педагогов области. Только на зональном этапе участниками стали 88 педагогических работников из Восточной, Западной, Центральной образовательных зон. На областном уровне в конкурсе принял участие 31 педагог: 14 учителей общеобразовательных школ, 5 педагогов ДОУ, 3 педагога-психолога, 3 преподавателя учреждений НПО, 3 преподавателя учреждений СПО, 3 педагога интернатных учреждений и специальных (коррекционных) школ-интернатов, школ. То есть можно констатировать, что состав участников конкурса расширился, число педагогов, представляющих свой опыт на муниципальном, зональном, региональном уровнях, увеличилось.
Знаменателен тот факт, что в состав студенческого (независимого) жюри, вместе с основным жюри оценивавшего работу конкурсантов, вошли студенты педагогического колледжа №2 города Оренбурга, которые, в свою очередь, являются победителями конкурса профессионального мастерства «Выпускник – 2010».
Таким образом, процесс осмысления собственного профессионализма и уровня мастерства опытных коллег начинается для будущих педагогов со студенческой скамьи, а это способствует укреплению престижа профессии учителя в обществе и гарантирует, что студент педагогического колледжа будет работать именно в школе.
С целью организации информационно-методического сопровождения конкурса издан сборник «Учитель Оренбуржья – 2010», который ориентирован на решение проблем диссеминации передового опыта конкурсантов.
Победитель конкурса «Учитель Оренбуржья – 2010» – Латыпова Екатерина Вадимовна, учитель информатики и информационно-коммуникационных технологий государственного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей Оренбуржья» – стала также победителем конкурсного отбора лучших учителей в рамках реализации ПНПО в 2010 году и направляется на участие в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010».
Выявление, изучение, обобщение, распространение передового опыта образовательных учреждений, руководящих и педагогических работников, методических служб разных уровней системы образования
Оренбургской области
Важную роль в диссеминации передового опыта играют муниципальные методические службы, которые также призваны работать в инновационном режиме и развиваться.
В целях выявления инновационных изменений в деятельности муниципальных методических служб и усиления их влияния на развитие регионального образования, диссеминации опыта по созданию и совершенствованию в образовательном пространстве области системы научно-методического сопровождения инновационных процессов с 5 ноября по 12 декабря 2009 года в области было организовано проведение регионального этапа Всероссийского конкурса инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе», в котором приняла участие 31 муниципальная методическая служба.
По итогам проведения регионального (заочного) этапа Всероссийского конкурса инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе» победителями стали:
I место – муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий» г. Оренбурга (руководитель муниципальной методической службы – Антюфеева Н.К.);
II место – городской методический кабинет Управления образования администрации г. Бузулука (руководитель муниципальной методической службы – Долгих Г.Н.);
III место – Информационно-методический центр отдела образования муниципального образования «Акбулакский район» (руководитель муниципальной методической службы – Сельцова В.П.).
Материалы муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий» г. Оренбурга были направлены для участия в федеральном (II) этапе Всероссийского конкурса инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе» в академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва), где заняли 19 место (из 68 участников).
Конкурс выявил необходимость создания условий для дальнейшего научно-методического и материально-технического обеспечения развития и совершенствования деятельности муниципальных методических служб. Этому также должна способствовать дальнейшая реализация Программы.
Опыт работы Оренбургской области представлен на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные модели – основа кадровой модернизации муниципальных методических служб Российской Федерации» (для публикации в сборнике материалов конференции направлена статья А.М. Бобылева «Региональная программа «Диссеминация инновационного опыта в системе образования Оренбургской области на 2010-2015 гг.» как один из механизмов совершенствования научно-методического сопровождения инновационных процессов»).
Диссеминация инновационного опыта победителей конкурсных отборов – лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Еще одна значимая форма преставления опыта на региональном уровне – участие образовательных учреждений и учителей в конкурсных отборах в рамках реализации ПНПО.
В рамках реализации ПНПО в 2010 году проведен региональный конкурс общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, на получение грантов Губернатора Оренбургской области. Опыт 18 ОУ-победителей изучается и будет в обобщенном виде предложен к распространению в октябре 2010 – феврале 2011 гг.
В 2010 году в конкурсе лучших учителей в рамках ПНПО приняли участие 150 педагогов из 40 территорий области. Не приняли участия в конкурсе учителя из Грачевского, Матвеевского, Переволоцкого, Сорочинского районов.
В 2010 году поменялась идеология конкурса лучших учителей: сегодня Претенденты на получение гранта Президента РФ представляют свой опыт в иной логике. В соответствии с новой идеологией конкурса лучшим признается тот педагог, который имеет высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание. Материалы, обобщающие опыт Претендента, иллюстрируют методическую систему учителя, которую он сам создал и активно презентует профессиональному сообществу. Данная система должна иметь своих последователей. Такой опыт и признается социально значимым. Эта идеология должна стать ведущей в нашей дальнейшей работе: не просто «хороший» учитель, а педагог, которого знают и высоко оценивают в профессиональной (и не только) среде, который разработал свою систему и активно делится собственными наработками с коллегами.
В 2010 году организовано проведение ежегодного областного конкурса «Школа Оренбуржья». С 4 мая по 31 мая 2010 года на базе государственного учреждения «Региональный центр развития образования» проходил заключительный областной этап конкурса «Школа Оренбуржья». Экспертной комиссией оценивались следующие конкурсные материалы:
Презентационный материал общеобразовательного учреждения;
Информационная карта общеобразовательного учреждения.
По итогам экспертизы определены победители конкурса
в номинации «Городская общеобразовательная школа»:
1 место – МОУ «Гимназия №1» города Бугуруслана (директор – Кузьмин Олег Александрович);
2 место – МОУ «Гимназия №2» города Оренбурга (директор – Губарева Татьяна Олеговна);
3 место – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» города Гая (директор – Сучкова Татьяна Яковлевна);
в номинации «Сельская общеобразовательная школа»:
1 место – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Энергетик» Новоорского района (директор – Сиднин Алексей Владимирович);
2 место – МОУ «Покровский лицей» Абдулинского района (директор – Кромская Раиса Павловна);
3 место – МОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» (директор – Долгова Валентина Ивановна).
Согласно Положению о ежегодном областном конкурсе «Школа Оренбуржья», победители областного этапа в каждой номинации получают дипломы от министерства образования Оренбургской области и награждаются комплектами оборудования на сумму:
1-е места – 200 тыс. рублей;
2-е места – 150 тыс. рублей;
3-и места – 100 тыс. рублей.
Продвижение продуктов деятельности образовательных учреждений и педагогов, работающих в инновационном режиме,
создание на их основе научно-методического ресурса
Выявленный передовой опыт становится основой для пополнения научно-методических ресурсов развития регионального образования.
Продолжается выпуск изданий серии «Приоритетный национальный проект «Образование»: диссеминация передового опыта». С ноября 2009 г. по май 2010 г. в ГУ «РЦРО» выпущены сборники об опыте педагогов:
М.Ю. Кожуховой, заместителя директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия №1» города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области», методиста управления образования администрации, – по организации научно-исследовательской деятельности учащихся по модели научной школы;
Вахитовой С.Г., учителя ОБЖ МОУ «СОШ №2 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области», – по проблеме «Учебно-методические сборы как форма повышения квалификации учителей ОБЖ» (обобщенный опыт был представлен на международной научно-практической конференции «Современные стратегии непрерывного образования: проблемы развития, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста» в секции «Подготовка и переподготовка кадров в соответствии с требованиями модернизации системы образования» в городе Санкт-Петербурге 18-19 апреля 2010 года).
Издан сборник информационно-аналитических и методических материалов «Формирование региональной системы оценки качества образования в Оренбургской области: опыт и перспективы», в котором представлен опыт работы муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб, образовательных учреждений Бугуруслана, Гая, Орска, Красногвардейского, Курманаевского, Новоорского, Тюльганского, Ясненского районов по формированию муниципальной системы управления качеством образования.
В академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г. Москва) направлены материалы по результатам обобщения опыта работы Лучевниковой Татьяны Николаевны, заместителя директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №1 г. Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» – победителя в номинации «Лидер – воспитатель Гражданина» областного конкурса профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Лидер в образовании Оренбуржья – 2009»; дипломанта второй степени Всероссийского конкурса работников образовательных учреждений «Воспитать человека».
Проводится работа и с другими муниципальными образованиями. Так, например, города Орск и Бузулук представили к обобщению опыт организации методической работы в муниципальной системе образования. Включается в подобную работу Кваркенский район.
С 2007 года в области отрабатывается такая форма представления инновационного опыта учителей и ОУ – участников Приоритетного национального проекта «Образование», как информационные карты.
В течение года в системе осуществляется подготовка информационных карт для Банка данных академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования об инновационных программах, реализуемых в ОУ, и инновационном педагогическом опыте учителей – победителей конкурсного отбора в рамках реализации ПНПО, продолжается формирование региональной инфотеки инновационного опыта лучших учителей.
Сформирована база данных об образовательных учреждениях и учителях – победителях конкурсных отборов в рамках ПНПО в 2006-2009 гг. – и реализуемом ими инновационном опыте.
На странице отдела сайта ГУ «РЦРО» публикуются визитные карточки, материалы из практики работы лучших ОУ и учителей, освещающие актуальные проблемы образования и воспитания и способствующие профессионально-личностному развитию педагогов региона и становлению системы внедрения в практику инновационного опыта.
Лучшие педагоги и руководители образовательных учреждений принимают участие в профессиональных конкурсах, привлекаются к работе в составе жюри к экспертизе продуктов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников.
В 2010 году в ГУ «РЦРО» совместно с Национальным фондом подготовки кадров начата реализация проекта, направленного на создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет и цифровых/электронных образовательных ресурсов.
В рамках проекта с целью повышения качества регионального образования сотрудниками ГУ «РЦРО» организовано непрерывное сопровождение социально-педагогических сообществ учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей в сети Интернет в процессе внедрения учебных материалов нового поколения и обмена инновационным педагогическим опытом.
Во исполнение решения коллегии от 23.10.2009 года в 36 территориях из 44 на основе региональной программы разработаны и реализуются муниципальные программы диссеминации инновационного опыта.
Важную роль в продвижении инновационного опыта учителей, развитии инновационных практик призваны сыграть муниципальные методические службы.
Сегодня в 44 муниципальных методических службах работают 275 педагогов. Творчески, инициативно организуют свою деятельность «Ресурсный центр менеджмента образования, науки и информационных технологий» г. Оренбурга (руководитель ММС – Антюфеева Н.К.), научно-методический центр управления образования города Орска (руководитель ММС – Кудрявцева О.Э.), городской методический кабинет отдела образования администрации г. Гая (руководитель ММС – Семенова Т.Д.), городской методический кабинет Управления образования администрации г. Бузулука (руководитель ММС – Долгих Г.Н.), информационно-методический кабинет управления образования администрации муниципального образования «Кувандыкский район» (руководитель ММС – Кошелева Т.А.), информационно-методический центр отдела образования муниципального образования «Акбулакский район» (руководитель ММС – Сельцова В.П.) и ряд других муниципальных методических служб.
Можно констатировать, что в настоящее время в области складывается определенная система диссеминации инновационного опыта педагогов, руководителей образовательных учреждений, методических служб, что способствует повышению качества регионального образования. Однако существует необходимость совершенствования и развития этой системы, продвижения образцов и продуктов инновационной деятельности на региональном и федеральном уровнях.
С этой целью в государственном учреждении «Региональный центр развития образования» была разработана и 23.10.2009 года на коллегии министерства образования области утверждена региональная программа «Диссеминация инновационного опыта в системе образования Оренбургской области на 2010-2015 гг.».
Целью программы является создание и совершенствование системы выявления, изучения, обобщения и распространения передового опыта руководящих и педагогических работников, образовательных учреждений разных видов и типов, повышения качества регионального образования.
В рамках Программы планируется вовлечь в активную работу по распространению передового педагогического и управленческого опыта все муниципальные образования и обобщить опыт работы каждого из них.
Предусмотрены:
разработка муниципальных программ диссеминации инновационного опыта;
проведение мониторинга использования инновационного опыта ОУ и учителей – победителей конкурсов в рамках ПНПО, поддержки этого опыта обучающимися и их родителями;
создание ЦИО (Центров инновационного опыта) на базе школ-лидеров;
проведение межмуниципальных (зональных) и региональных научно-практических конференций по различным аспектам образования и воспитания в условиях реализации инновационного потенциала лучших ОУ;
создание системы «обучения действием» (организация практики студентов педагогических вузов и колледжей на базе лучших ОУ);
создание стажерских площадок на методической базе лучших учителей;
проведение регионального фестиваля педагогического мастерства;
проведение регионального конкурса «Дидактическая модель урока с использованием Интернет-технологий.
В традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей должно войти «обучение действием».
Все, что делается и что планируется к исполнению, без сомнения, позволит обеспечить диссеминацию передового опыта лучших учителей, представителей методических служб, руководящих работников и использование его как ресурса для развития образования.
Работа по реализации региональной программы «Диссеминация инновационного опыта в системе образования Оренбургской области на 2010-2015 гг.» продолжается.
|
На: Система работы по распространению в образовательном простран
Спасибо, Ирина Ивановна!
Ваше сообщение объемно и интересно. Из него видно - действительно многое делается в регионе для того, чтобы инновационный опыт распространялся, доходил до учителей.
Надеемся, что использование сетевых технологий расширит круг специалистов, которые смогут познакомиться с педагогическими находками своих коллг из других школ, территорий Оренбургской области.
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна
На: Система работы по распространению в образовательном простран
Добрый вечер! Действительно, многое делается на уровне области. Интересны и новые формы диссеминации. При подготовке к конкурсу "Учитель года" победители прошлых лет дают мастер-классы для участников. В процессе подготовки к областному этапу было интересно наболюдать за общением участников в сообществах, видеть их со стороны. Сам конкурс дал много новых идей тому, кто на нем присутствовал. Опыт, конечно же, распространялся, конкурсанты учились многому друг у друга.
У моего коллеги - Уткина Алексея Витальевича, участника конкурса "Учитель года" с его группой был разработан проект, частью которого было создание сообщества-клуба участников данного конкурса. Думаю, можно создать такое сообщество, а участники сами размещали бы свои материалы. Визитки -анкеты у них были интересные, мастер-классы, уроки, лекции - было что посмотреть и чему поучиться каждому педагогу. В процессе конкурса делались записи конкурсных заданий, это такой бесценный материал!
На: Система работы по распространению в образовательном простран
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Пусть с запозданием ( много времени прошло), но очень хочется выразить благодарность РЦРО, всем организатором конкурса "Учитель Оренбуржья" за представленную возможность пообщаться с коллегами, увидеть опыт лучших. Я полностью согласна с Натальей Павловной, что программа конкурса была интересной и насыщенной. Сколько разного, полезного, нестандартного, оригинального увидели мы друг у друга! А самое главное, лично мне участие в конкурсных мероприятиях, общение с коллегами помогли найти ответы на многие вопросы, посмотреть на свою педагогическую деятельность поновому. Конкурс давно завершен, но дух творчества, котрым он весь был "пропитан" вдохновляет на новые поиски и сегодня.
На: Система работы по распространению в образовательном простран
Уважаемая Ирина Ивановна!
Спасибо за подробное освещение деятельности регионального центра развития образования и муниципальных методических служб. Главное, что деятельность этих структур действительно имеет практическую значимость, так как направлена на достижение конкретной цели, а именно на увеличение количества отлично работающих педагогов, грамотных, эрудированных, умеющих перенимать лучшее из опыта коллег.
На: Система работы по распространению в образовательном простран
Уважаемая Ирина Ивановна!
Мне кажется атуальными названные Вами инициативы по распространению передового педагогического опыта. Многих, думаю, заинтересует идея распространения опыта работы муниципальных методических служб.Тем более, что в нашей области проводится конкурс методических служб. Хотелось бы, чтобы более активно шла работа по обмену опытом среди управленцев, так как от эффективной деятельности управленческого аппарата многое зависит.