Разработка урока по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова», 2 класс
Предмет: Русский язык.
Класс: 2.
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цель:
• формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
• уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
• развивать орфографическую зоркость;
• развивать внимание, мышление, речь.
Тип урока:
• урок закрепления и обобщения знаний.
Оборудование:
• карточки со словами;
• схема с основными вопросами урока;
• алгоритм проверки безударной гласной;
• листы с корнями для работы в группах;
• сигнальные карточки;
• карточки для самооценки.
Ход урока
I. Организация класса
• Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
II. Постановка проблемы урока
• Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.
– Я хочу вам рассказать историю.
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».
Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима?
– Как правильно записать это слово?
III. Постановка темы и цели урока
• Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
• Повторение ранее изученного материала.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
IV. Работа над темой урока
• Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
1) На доске записаны слова.
• Работа в парах.
– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
• Проверка.
– В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)
– Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
• Работа в группах (5 групп).
2) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.
• Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
– Почему вы выбрали эти слова ? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
• Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.
3) Игра «Будь внимательным».
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
• Использование какографии. Самостоятельная работа. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.
4) Найди и исправь ошибку.
– Молодцы! Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.
• Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)
– Сколько слов он написал правильно? (Одно.)
– Какое? (Свистеть.)
– Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)
V. Итог урока
– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
– Кто хочет задать первый вопрос?
• Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.
– Какое умение мы отрабатывали на уроке?
VI. Рефлексия
• Самооценка собственной работы на уроке.
– У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?
Литература
- Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс. – М., 1995.
- Скопина Е.В. Поурочные разработки по русскому языку 2 класс. – М.: Вако, 2004.
- Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, 1997.
На: Разработка урока по теме: «Правописание безударных гласных
Елена Алексеевна, очень интересный урок.