Официальный сайт yerka 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Глаголы с возвратным значением (4 класс, русский язык)

Автор: 
Головачева Оксана Викторовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Место работы: 
МОУ «СОШ №11 с углублённым изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.
Контакты: 

 

 

 

 

Глаголы с возвратным значением (4 класс, русский язык)

 

Предмет: Русский язык.
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Класс: 4.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
Тема: Глаголы с возвратным значением.

 

Цели:

 

  • познакомить учащихся с понятием «глаголы с возвратным значением»;
  • формировать умение различать и образовывать такие глаголы;
  • развивать умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;
  • создать атмосферу сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

 

Оборудование:

 

  • для учителя – магнитофон, кассета, таблица, атрибуты для игры-путешествия;
  • для учащихся – индивидуальные карточки с заданиями, тексты стихов, отрывки из произведений местных авторов, книги, тетради, ручки, карандаши.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

  • Создание положительного настроя на работу.

 

Магнитофонная запись. Внимание! Внимание! На станцию города … прибывает туристическая группа учащихся 4 класса школы №11, встречающих просьба подойти к вагону №5.

Приветствие (учитель). Добрый день, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать в нашем замечательном городе. Я буду вашим гидом. А кто такой гид? (Гид – человек, сопровождающий туристов и знакомящий их с местностью, с местными достопримечательностями.) Я поведу вас по главным улицам, покажу сказочные дворцы, думаю, вы узнаете много нового и интересного.
В нашем городе живут слова – это невидимые жители, которые приготовили для вас сюрпризы-задачки. Думаю, что вы сможете их разгадать, т. к. уже знакомы с жителями нашего города.

 

II. Актуализация опорных знаний

 

  • На доске схема города Глаголия.

 

1) Учитель. Итак, начинаем путешествие с центра города – его Кремля. Кремль в нашем городе символизирует основное значение слов жителей.

 

  • Что же это за жители? Назовите.

                                                  Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

 

Ученики. Это глаголы.
Учитель. Что вы знаете о глаголе?
Учитель (итог). В какой город вы прибыли? (Учитель переворачивает флажок на здании Кремля, на котором написано название города – Глаголия.)

 

2) Учитель. Мы выполнили первое задание невидимых человечков и попадем в мастерскую мастера своего дела – Дятла. Он кует одежду для глаголов.

 

  • В какую одежду они оделись? (Учитель открывает ворота Кремля – там записаны слова.)

                                                                      встречаем
качает
желать
рисовала
светит
(Дети называют признаки, а учитель собирает на доске цветок, на лепестках которого написано: род, число, лицо, время, спряжение, инфинитив.)

 

Учитель. Но у дятла очередь. Кого пригласит он к себе? Выберите лишнее слово – это и будет первый посетитель.
Ученики. Желать – инфинитив, рисовала – в форме прошедшего времени, встречаем – в форме множественного числа.

 

  • Оставшиеся слова (качает, светит) записывают в тетрадь, разбирают по составу.

 

Учитель (вывод). Из каких частей состоят глаголы?

 

 

III. Изучение нового материала

 

  • Сообщить учащимся новые знания через организацию поисковой деятельности, используя опорные знания учащихся.

 

1) Учитель. Мы справились с заданием невидимых человечков и отправляемся дальше. Обратите внимание – справа от нас – широкая просторная площадь. Здесь живут самые загадочные жители нашего города.

  • Разгадаем, как они называются? А для этого решим их задачки.
  • Загадочные человечки утверждают, что после окончания может быть еще не менее важная часть слова. А вы как думаете, возможно, ли это? (Составление предложений с глаголами.)
  • Исследовательская работа.

 

Сильный ветер качает верхушки деревьев.
Верхушки деревьев качаются.

  • Назовите грамматическую основу.
  • Что заметили?
  • В чем различие глаголов по смыслу?
  • А на письме?

 

Ученики. В первом предложении – действие выполняет ветер, направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие возвращается к действию предмета.
Учитель. Как называются такие глаголы? (Ученики вносят различные предложения.)
Учитель (вывод). К глаголу, после его окончания, приклеивается частичка, это значимая часть слова, она придает ему такой смысл, которого без нее у слова не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксами -ся или -сь.

 

  • В центре внимания теоретические знания морфологии и грамматики, что помогает показать связь новой темы с предыдущими знаниями.

 

Учитель. В чем особенность этих суффиксов?
Ученики. Пишутся после окончания.
Учитель. Совпадает ли написание с произношением?
Ученики. Нет, не совпадает.

 

  • Дети читают вывод в учебнике.

 

Учитель. В чем особенность глаголов с возвратным значением?
Ученики. Действие возвращается к самому действующему лицу.

 

2) Учитель. Хотели глаголы погулять, вышли из дома, но на дороге стоял суффикс    -ся. Что же произошло с глаголами?
Ученики. Стали глаголы с возвратным значением.
Учитель. Молодцы, называйте глаголы с возвратным значением. (На доске записаны слова.)


веселит

огорчает

разрушает

строит

поднимает

опускает

греет

охлаждает

Ученики.


веселится

огорчается

разрушается

строится

поднимается

опускается

греется

охлаждается

 

Учитель. На глаголы посмотри и на группы раздели.
Ученики. Глаголы 1 и 2 спряжения.
Учитель. А можно ли объединить глаголы парами?
Ученики. Да, слова-антонимы.

3) Учитель. Внимание! Историческая справка.
Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие то возвращается к себе.

 

Мыться – т.е. мыть себя.
Одеваться – т.е. одевать себя.
Умываться – т. е. умывать себя.

 

Мама умывает Сережу.

 

  • Измените предложение так, чтобы глагол принял возвратное значение. Запишите предложение.

 

Ученики. Сережа умывается.
Учитель. Как написали глагол? Молодцы!

 

  • Что же за загадочные жители живут на этой площади?

 

Ученики. Глаголы с возвратным значением.

 

IV. Первичное закрепление знаний

 

  • Релаксация – снятие напряжение и усталости.

 

1) Учитель. Мы продолжаем нашу экскурсию в парке. (Магнитофонная запись – пение птиц.)

 

  • Читает учитель, потом ученики.

 

Парк полон солнечного света, аромата, душистых трав и цветов, звонких голосов птиц. Я приглашаю вас посетить поэтическую беседку. Здесь мы передохнем и послушаем стихи ямальских поэтов. Попытаемся представить себе описанные картины. (У каждого ученика индивидуальная карточка со стихотворениями.)

Юрий Анко

Колыбельная

 

В тундре стало тихо – тихо.
Ветер к морю убежал
З
адремала мать – зайчиха,
И зайчонок задремал.
Потянулся и зевнул.
Улыбнулся и заснул.
Мальчик тоже лег в кроватку.
Он набегался, устал
И
, как зайчик сладко – сладко
Рядом с дедом задремал.

 

Ямальское утро

 

Лишь восток позолотится,
Я проснусь, и слышно мне,
Как струится из столицы
Гимн по радиоволне.
Вижу, все взялись за дело:
В стаде – смена пастухов,
Вон идет охотник смелый,
Рыбаки у неводов…

 

  • Какие картины представили?
  • Поэты в своих стихах используют глаголы с возвратным значением?
  • Найдите и выпишите их.

 

  • Проверка.

 

Ученики.Улыбнулся, набегался, позолотится, проснусь, струится, взялись.
Учитель. Как находили глаголы?

 

2) Учитель. В русском языке есть глаголы, которые без суффиксов -сь и -ся не употребляются. Назовите их.

 

  • А есть глаголы, которые никогда не примут возвратного значения:

                                                                        стою
блестишь
гремит
бормочет
ползешь

 

3) Редактирование текста.

Учитель. Уважаемые туристы! Мы продолжаем нашу экскурсию и попадаем на лексическую полянку волшебного парка, здесь живут таинственные глаголы, они любят уединяться, потому что здесь живет сказка. Но здесь шумно, что случилось? Глаголы спорят.

 

  • Поможем глаголам?
  • Составьте предложения, выбрав подходящий по смыслу глагол.
  • Посоветуйтесь друг с другом. (На каждой парте индивидуальная карточка со сказкой.)
  • Работа в парах.

 

Сказка про одуванчики

 

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко.
Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по синему небу.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу.
(Выглянула, посмотрела) она.
В траве блестели миллионы маленьких солнышек.
(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

 

  • Обратная связь с учащимися.

 

  • Внимательно слушайте, если вы не согласны, покажите нам красным листиком.
  • Получилась сказка?
  • Мы убедились, что глаголы с возвратным значением нужны нам, они украшают нашу речь, делают ее более точной.
  • Осознание процесса учения, т.е. мотивация учебной работы проходит через показ учащимся значимости использования в речи глаголов с возвратным значением.

 

4) Самостоятельная работа.

Учитель. Уважаемые туристы! Следующие 5 минут – у вас свободное время. Пообщайтесь с жителями нашего города, выберете себе собеседника – в зеленой или красной одежке. Каждый из них вам предложит свое задание.
(У каждого ученика лежат три карточки в форме листика с дифференцированными заданиями: зеленый – базовые знания, желтый – повышенной сложности, красный – творческий уровень).

 

  • Дифференцированные задания по выбору учащихся – предоставлена возможность выбора задания посильного уровня сложности, как для сильного, так и для слабого.

 

а) Самостоятельно. (Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

 

  • Применение полученных знаний в новой ситуации.

 

б) Самопроверка. (Открывают листок – там ответы.)

 

1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

 2. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

 3. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, писать как курица лапой.

 

  • Кто правильно выполнил?
  • Молодцы! Вы были внимательные слушатели на нашей экскурсии.

 

V. Итог урока

 

  • Обобщение полученных знаний на уроке.

 

  • Чем заинтересовал вас город Глаголия?
  • Какие глаголы вам встретились на пути?
  • Понравилось вам в нашем городе?
  • Вы тоже очень понравились жителям нашего города. Вы были внимательны, любознательны, и на память они дарят вам билеты, которые станут вашими помощниками в путешествии по стране орфографических знаний.

 

(Каждый ученик получает билет-цветок, на лепестках которого написано: род, число, лицо, время, спряжение, инфинитив, возвратное значение.)

 

VI. Домашнее задание

 

 

Когда приедете в Ноябрьск расскажите своим близким о том, где вы были, что видели, что нового узнали.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн