Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Подготовка к сочинению по прочитанному тексту (часть С ЕГЭ)

Submitted by Татьяна Сергеевна Каверина on Sat, 28/08/2010 - 09:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Каверина Татьяна Сергеевна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 с углублённым изучением математики» г.Оренбурга
Регион: 
Оренбургская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
разработка урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждение по прочитанному тексту при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку

Конспект урока русского языка (10 класс) учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40 с углублённым изучением математики» г.Оренбурга Т.С.Кавериной «Подготовка к сочинению по прочитанному тексту». Цели урока: 1. отработать навыки выполнения части С (сочинения-рецензии) ЕГЭ 2. развивать умение логично, грамотно излагать мысль 3. воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, к родителям Оборудование: презентация к уроку, на каждом столе справочный материал, текст-отрывок из рассказа К.Г.Паустовского Ход урока. І. Слайд №1 Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет урок развития речи. А именно, мы уделим внимание тому, как создать сочинение по прочитанному тексту, на что необходимо обратить особое внимание, какие вопросы обязательно осветить и как это наиболее удачно сделать. Результатом работы станет сочинение (это будет ваше домашнее задание). І І. На следующий год вам предстоит сдавать экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Давайте вспомним, как сформулировано задание третьей части (часть С): Слайд №2 «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов». Слайд №3 Перед вами на слайде критерии, по которым будет оцениваться ваша работа с точки зрения содержания. Пересмотрите их (К 1,2,3,4). - На основании формулировки задания и критериев оценивания скажите, какие аспекты в содержании вашего сочинения должны обязательно найти отражение? 1. Формулировка проблемы 2. Комментарий к проблеме 3. Позиция автора 4. Аргументация собственного мнения. Слайд №4 - Таким образом, из скольких частей (как минимум) должна состоять ваша работа? (из 4) Не забывайте разделять текст на абзацы, так как это учитывается при оценивании. І І І. Прежде чем начать писать сочинение, нужно внимательно ознакомиться с текстом, вдумчиво прочитать его, вникнуть в содержание. У вас на столах есть текст – отрывок из рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Давайте его прочитаем (читает учитель): (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому) А теперь давайте поработаем над содержанием и остановимся на тех фактах, которые обязательно должны найти отражение в вашем сочинении, соберём рабочий материал. Для работы приготовьте черновики, в них вы будете записывать то, что может понадобиться во время написания сочинения, собирать словарный материал. У вас на столах есть справочный материал, который пригодится вам в процессе работы на уроке, по мере необходимости вы можете обращаться к нему. І V. Первое, что нужно сделать, работая над сочинением, определить проблему текста. - Что такое проблема текста? Слайд №5 Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. - Что значит сформулировать проблему текста? Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста. В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Тогда речь идёт о проблематике текста. Среди проблем выделяются общие и частные. Например, общая проблема – проблема взаимоотношений человека и природы; частные – проблема сохранения природных богатств, проблема защиты природы. - Определите общую проблему текста (проблема взаимоотношений между людьми). - Какие частные проблемы она в себя включает? (проблема милосердия и сострадания, проблема уважения к старшим, проблема отношений между родителями и детьми) Среди нескольких выявленных проблем одна будет ведущей. Это та, которой автор уделяет наибольшее внимание, над каким вопросом больше всего размышляет. - Какая из определённых проблем, на ваш взгляд, будет ведущей? (проблема отношений между родителями и детьми) Для того чтобы включить название проблемы в речь, можно использовать некоторые конструкции, найдите их в справочном материале: В тексте раскрывается проблема... Проблема ... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)... В своей статье автор поднимает проблему... Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос... На первый взгляд проблема … кажется (банальной, узкой, частной, старой, незначительной). Но в жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста. Многие из нас сталкиваются в жизни с проблемой…, о которой говорит автор текста. Актуальность текста обусловлена тем, что в нём поднимается проблема… - Составьте и запишите предложение, включив название проблемы. Зачитываем несколько вариантов. Как мы уже отметили, чаще всего начало сочинения связано с проблематикой исходного текста, но всё-таки начинать сочинение с предложенных конструкций нежелательно. Для этого можно использовать различные формы вступления, которые представлены в таблице (справочный материал, Слайд №6). - Какие варианты вступления возможны? (перечислить) - Предложите различные варианты вступления к прочитанному тексту.(3,4,5 предложений) Зачитываем несколько вариантов. V . Следующая задача, которую мы должны решить, - прокомментировать проблему. Что это значит? Слайд №7 Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы. Помогут прокомментировать проблему следующие вопросы: 1.К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст¬венная, политическая, идеологическая, межнациональная, морально-этическая и т.п.) 2.По возможности коснись истории вопроса. (Давно ли возникла проблема, связано ли её появление с какими-то историческими фактами, эпохой, кто из известных людей обращался к этой проблеме?) 3.Почему эта проблема привлекла внимание автора? Найдите в справочном материале конструкции, которые помогут дать оценку выявленной проблеме: Проблема, рассматриваемая автором, может быть • Общественно значимой • Злободневной • Животрепещущей • Актуальной • Насущной • Острой • Важной • Серьезной • Острой • Спорной • Основной • Глубокой • Назревшей • Наболевшей • Первоочередной • Главной • Сложной 4.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 5.Насколько актуально то, о чём пишет автор? В чем значимость для общества? Найдите в справочном материале, какое воздействие может оказать на читателей проблема текста. Проблема может заставить читателя • глубоко задуматься • серьезно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.) • серьезнее относиться к … • переосмыслить свое отношение к … • по-иному посмотреть на … • поделиться мыслями о … • оценить истинный масштаб чего-либо • открыто выразить свое отношение к … • оценить собственную позицию • заняться самовоспитанием • с горечью понять, что … • заняться ее глубоким изучением 6.Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает ав¬тор? Для чего? Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими. - Пересмотрите текст. Какие факты из текста можно использовать, кратко передавая содержание текста? ( В центре внимания судьба Катерины Ивановны. Что мы узнаём о ней? Подчеркните в тексте, перескажите своими словами.) Катерина Ивановна – пожилая женщина, у которой есть дочь Настя. Но Катерина Ивановна живёт одиноко, так как дочь практически забыла о ней, уже 4 года не приезжает и не помогает матери. От этого Катерина Ивановна очень переживает, страдает, но никому не жалуется, всё держит в себе. Лишь иногда её горе, боль прорываются наружу. V І. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил к позиции автора. - Что такое позиция автора? Слайд №8 Позиция автора — это авторское отношение к той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. - Какие фразы помогают передать позицию автора? Найдите в справочном материале. Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы: По мнению автора, ... Автор считает, что.. Публицист убежден в том, что.. Автор заставляет задуматься о.. Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что.. Автор всерьез обеспокоен... Говоря об авторе, можно сказать, что он - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Для выявления позиции автора необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, несущие эмоциональную окраску, а также выделить наиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения. Определить позицию автора помогут следующие вопросы: Какие эмоции автора выражены в тексте? С каким чувством он рассказывает о событиях? Как выражено отношение автора к изобража¬емому? В чем это проявляется? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? К каким выводам автор подводит читателя? Попробуйте ответить на эти вопросы по прочитанному тексту: - Каким настроением проникнут текст? (грустным, печальным, трагическим) - Чем вызвано это настроение? (трагической судьбой героини, её одиночеством) - Как автору удаётся передать эти чувства? Какие слова несут эмоциональную окраску, выражают отношение автора? Сострадание, подчёркивается одиночество: старческая слабость, одна на белом свете, дни считанные, умрёт, не повидав дочери, не пускала слабость, уж вы не взыщите, посмотреть на последок, старый солопчик; лексический повтор заплакала, плакала. - Какую роль играет описание места, где происходит разговор? Подчеркивается одиночество и безысходность: (пейзаж) вечерело, сад облетел, палые листья, одинокая звезда на небе, обветренная липа. - С каким чувством автор рассказывает о героине? Какие эмоции владеют им? Преклоняется перед душевной стойкостью женщины-матери Испытывает уважение за умение достойно переносить своё горе Восхищается неколебимой, безусловной материнской любовью (обратить внимание на последнее предложение текста) Сострадает душевной боли Катерины Ивановны Возмущён чёрствостью Насти по отношению к матери - К какой мысли хочет привести своих читателей автор? (отвечают устно, предлагают свои варианты) Слайд №9 То, что происходит в жизни Катерины Ивановны противоестественно. Так быть не должно. Дети и родители – самые близкие люди, которые должны друг друга поддерживать, помогать не только материально, но и духовно. Поддерживать душевную связь. А раз эта связь нарушается между самыми близкими людьми, значит в обществе что-то не так, оно утратило нечто важное, ценное. Даю одну минуту набросать высказанные мысли в черновике. V І І. Следующим этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его, приведя аргументы. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях. Слайд №10 Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной). Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы. Найдите в справочном материале При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы: Автор обратился к проблеме, на мой взгляд, не случайно... Я часто задумываюсь над... По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как... Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако.. Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... Я с интересом прочитал текст, но не могу согласиться... Не во всем можно согласиться с автором текста... Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны... Не вызывает сомнения... Меня особенно тронуло... Меня привлекает в этом тексте.. Меня взволновало.. Нельзя остаться равнодушным при... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих... В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства... Доказательством этой мысли может служить тот факт... Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать: Помню, как-то мне рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что … Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни.. Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда Выдающийся ….. писал (говорил, считал, был убеждён), что...; Гениальный …однажды сказал, что...; Любой человек (учёный, писатель…) скажет вам, что...; Большинство …. счи¬тают, что...; Как установлено…... Примеров … очень много в …. Вспомним героев произведения….. Многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др. V І І І Слайд №11 В начале урока мы определили, что К.Г.Паустовский в своём рассказе «Телеграмма» поднимает проблему взаимоотношений между родителями и детьми. Размышляя о причинах нравственного, духовного состояния нашего общества, в статье «Люби Россию в непогоду» писатель-публицист Борис Васильев пишет: «Конечно, сегодня приходится согласиться с тем, что среди многочисленных потерь огромное и решающее влияние на будущее оказали потери нравственные. Мы изъяли из обихода жалость и сострадание, прощение и милосердие…» Именно потеря обществом этих важных нравственных понятий во многом стала причиной того, что рушатся семейные связи, что повзрослевшие дети так равнодушно относятся к своим состарившимся родителям, нуждающимся в заботе и внимании. К этой проблеме обращались многие писатели, педагоги. Заранее я предложила вам познакомиться с рядом произведений по данной теме: Юрий Стефанович «Хуже нет» (повесть) Иван Уханов «Мама, не умирай» (рассказ) Анатолий Алексин «Бывшему другу» (открытое письмо) Юрий Мартынов «Вечернее платье» Василий Александрович Сухомлинский «Советы взрослым и юношеству», «Моя мама», «Материнские глаза», «Семь дочерей». - Кратко познакомьте нас с содержанием, дайте свою оценку событиям, содержанию. На какие мысли натолкнуло вас знакомство с этими произведениями? Произведения, которые мы назвали, написаны отнюдь не молодыми людьми, а теми, у кого за плечами уже есть жизненный опыт. Поэтому понятно, почему их волнует то, как молодое поколение относится к старшему, дети к своим родителям. - А вас, молодых людей, волнует эта проблема? Считаете ли вы её заслуживающей пристального внимания? Возникают ли у вас проблемы в отношениях с родителями, ведь, наверное, эти отношения складываются по-разному? О том, что это проблема не утрачивает актуальности, свидетельствуют письма, которые пишут ваши ровесники в газеты и журналы, публикуют на форумах в интернете. Вы заранее познакомились с некоторыми их низ. Выскажите своё мнение по прочитанному. - Согласны ли вы с мнением, высказанным одним из ваших ровесников: зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен? Слайд №12 В.А.Сухомлинский писал: «Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение,— ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой». Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. Относись к своим родителям точно так же, как хотел бы, чтобы дети твои относились к тебе. (Пословицы) Что посеешь в юности, то пожнёшь в зрелости. (Генрих Ибсен, норвежский драматург) Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущее. (Яков Борисович Княжнин, известный русский писатель и драматург 18 века) Старость крепка благодаря основам, заложенным в юности. (Цицерон) XI Завершая работу над сочинением, вы должны поставить логическую точку в своём высказывании. Как это можно сделать? Слайд №13 Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов. 1.Концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста, можно сделать вывод о том, что... Автор учит нас тому, что…; 2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер¬кивая ее актуальность. Художественная литература дарит нам не¬сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? 3.Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения): Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»; 4.Концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что….. Недаром говорят: «…»; 5.Концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например: «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра. 6.Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото¬рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще¬ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? - Предложите свой вариант заключительной части (3-4 предложения). Проверяем устно. XII Слайд №14 Итак, на основании сегодняшнего нашего разговора, при помощи материала, который мы собрали, дома вы напишите сочинение по прочитанному тексту. Помните, объем сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Справочные материалы к сочинению по прочитанному тексту В содержании вашего сочинения должны обязательно найти отражение? 1. Формулировка проблемы 2. Комментарий к проблеме 3. Позиция автора 4. Аргументация собственного мнения. Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения. Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Тогда речь идёт о проблематике текста. Среди проблем выделяются общие и частные. Например, общая проблема – проблема взаимоотношений человека и природы, проблема значимости природы для человека; частные – проблема сохранения природных богатств, проблема защиты природы. Для того чтобы включить название проблемы в речь, можно использовать следующие конструкции: В тексте раскрывается проблема... Проблема ... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)... В своей статье автор поднимает проблему... Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос... На первый взгляд проблема … кажется (банальной, узкой, частной, старой, незначительной). Но в жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста. Многие из нас сталкиваются в жизни с проблемой…, о которой говорит автор текста. Актуальность текста обусловлена тем, что в нём поднимается проблема… Различные формы вступления. Вступление может быть написано в форме: Пример 1) Лирического размышления. Как хороша наша Земля, сфотографиро¬ванная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубого до темно-фиолетового, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета — теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной кра¬соты. Исчезни Земля — и потеряет Галак¬тика самый яркий свой бриллиант. Но ка¬кая-то неведомая космическая сила бережёт своё сокровище — нашу планету — от потока метеоритов-убийц, от столк¬новений с кометами, сохраняя всё живу¬щее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и при¬вычно именуем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования». Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим де¬тям есть отравленную рыбу? Пить ядови¬тую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы от¬дохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим отно¬ситься к природе так, как об этом расска¬зывает В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования». 2) Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста). Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим де¬тям есть отравленную рыбу? Пить ядови¬тую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней? Кто захочет поехать за город, чтобы от¬дохнуть там в весёлом березовом лесу, а вместо него найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим отно¬ситься к природе так, как об этом расска¬зывает В. Солоухин. 3) Рассуждения о заглавии, ко-торое ты бы дал данному текс¬ту. (Не забудь: в заглавии мо¬жет звучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт). «Заклятые друзья природы» — вот на¬звание, которое я дал бы предложенному тексту. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В. Солоухин, не является жутким пара¬доксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту... 4) Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста. Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжёлая? Ещё бы: ты по¬смотри, сколько представителей флоры и фауны стали её постоянными, вечным! жи¬телями... Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смерто-носные вирусы стали причиной их гибели, Да и вряд ли они смогли бы наделать столь¬ко зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вме¬сте прочтем статью В. Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ. 5) Ряда назывных предложе¬ний, создающих образную картину, возникающую по ас¬социации в связи с проблема¬тикой текста. Черная, обугленная земля до самого гори¬зонта... Запах смерти... Мертвая тишина... Ощу¬щение дикого, вселенского одиночест-ва... Все это ждет человечество, если оно про¬должит тот пагубный путь, о котором пи¬шет В. Солоухин в своей статье. 6) Может начинаться с цитаты, пословицы, пого-ворки, но вы-бранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику. «Судьба человечества — в руках челове¬ка. Вот в чем ужас». Эта фразу В. Гжешика, поразившую меня своей па¬радоксальностью, а потому и запомнив-шуюся, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В. Солоухина о тех пер-спективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отноше¬ния к природе. 7) Может начинаться с ключе¬вого слова текста (именитель¬ный темы). Жадность - один из отвратительных нравст¬венных пороков, который владеет человече¬скими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А С. Пушкин («Скупой рыцарь»), и Гоголь («Мертвые души»), и О. Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и со¬всем другое, когда овладевает душами ты¬сяч людей. О том, к каким немыслимым по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повеству¬ет в своей статье В. Солоухин. 8) Иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста. Довелось мне в прошлом году вместе с от¬цом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признать¬ся, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектара¬ми вырубленный лес, причем лучшие эк¬земпляры сосен, кедров, а остальное — по¬корежено, повалено, ободрано,.. Приземлились у небольшой реки, пошли набрать воды для чая, а на берегах — горы тухлой горбуши, выловленной браконьера¬ми ради икры: икру уносят, а рыбу бросают здесь же. Представьте себе огромные (тон¬ны!) кучи дальневосточного лосося, киша¬щие червями. Ради чего совершено это вар¬варство? Ответ ясен каждому, но писатель В. Солоухин в своем тексте особенно жест¬ко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне за «гладким холодным кружочком золота». 9) Описательного утверждения. Когда мы запрокидываем голову, разгля¬дывая ночное небо, то пытаемся предста¬вить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. По едва ли найдется ещё одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали ее самые разумные обитатели... Что движет ими, что застав¬ляет их совершать такие безумные поступ¬ки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В. Солоухин. Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме. Помогут прокомментировать проблему следующие вопросы: 1.К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравст¬венная, политическая, идеологическая, межнациональная, морально-этическая и т.п.) 2.По возможности коснись истории вопроса. 3.Почему эта проблема привлекла внимание автора? Дать оценку выявленной проблеме помогут конструкции: Проблема, рассматриваемая автором, может быть • Общественно значимой • Злободневной • Животрепещущей • Актуальной • Насущной • Острой • Важной • Серьезной • Острой • Спорной • Основной • Глубокой • Назревшей • Наболевшей • Первоочередной • Главной • Сложной 4.Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? 5.Насколько актуально то, о чём пишет автор? В чем значимость для общества? Проблема может заставить читателя • глубоко задуматься • серьезно размышлять • рассуждать вместе с автором • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.) • серьезнее относиться к … • переосмыслить свое отношение к … • по-иному посмотреть на … • поделиться мыслями о … • оценить истинный масштаб чего-либо • открыто выразить свое отношение к … • оценить собственную позицию • заняться самовоспитанием и т.п. • с горечью понять, что … • заняться ее глубоким изучением 6.Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает ав¬тор? Для чего? Постарайся передать содержание текста, но помни, что пишешь не изложение, а сочинение, поэтому постарайся передать идеи автора своими словами; можешь использовать отдельные цитаты, но не увлекайся ими. Позиция автора — это авторское отношение к той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы: По мнению автора, ... Автор считает, что.. Публицист убежден в том, что.. Автор заставляет задуматься о.. Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что.. Автор всерьез обеспокоен... Автор - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к … Определить позицию автора помогут следующие вопросы: Какие эмоции автора выражены в тексте? С каким чувством он рассказывает о событиях? Как выражено отношение автора к изобража¬емому? В чем это проявляется? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? К каким выводам автор подводит читателя? Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной). Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы. При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы: Автор обратился к проблеме, на мой взгляд, не случайно... Я часто задумываюсь над... По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как... Можно согласиться с автором... В целом я согласен с автором текста, однако.. Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что... Я с интересом прочитал текст, но не могу согласиться... Не во всем можно согласиться с автором текста... Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны... Не вызывает сомнения... Меня особенно тронуло... Меня привлекает в этом тексте.. Меня взволновало.. Нельзя остаться равнодушным при... Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих... В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства... Доказательством этой мысли может служить тот факт... Приводя аргументы из жизни окружающих, ты можешь написать: Помню, как-то мне рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что … Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни.. Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда Выдающийся ….. писал (говорил, считал, был убеждён), что...; Гениальный …однажды сказал, что...; Любой человек (учёный, писатель…) скажет вам, что...; Большинство …. счи¬тают, что...; Как установлено…... Примеров … очень много в …. Вспомним героев произведения….. Многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др. Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов. 1.Концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например: Проанализировав содержание текста, можно сделать вывод о том, что... Автор учит нас тому, что…; 2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер¬кивая ее актуальность. Художественная литература дарит нам не¬сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? 3.Концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения): Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»; 4.Концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например: Прочитав этот текст, понимаешь, что….. Недаром говорят: «…»; 5.Концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например: «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра. 6.Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото¬рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще¬ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? Анатолий Алексин. «Бывшему другу». Когда-то я написал открытое письмо другу, вернее, бывшему другу. Ты, наверно, очень удивлен тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. "Вот, - думаешь, - человеческая неблагодарность: жил в моем доме, спал на моей постели; ел за моим столом, моя мать ухаживала за ним, предупреждала каждое его желание а вернулся в Москву - и сразу испарился, исчез... Ни слова признательности!" Думая так, ты не прав. Я уже послал твоей матери три письма... Я поклонился ее рукам, то легким и нежным (помнишь, как она врачевала мою обгоревшую под солнцем спину?), то ловким и быстрым (помнишь, как она взбивала пену в корыте, как полола грядки за домом?). Я поклонился ее голосу - то тихому, когда она боялась разбудить нас или помешать нашей шахматной игре, то звонкому, приветливому ("А у меня уж и стол накрыт!"). Ее глазам, таким добрым, искусно скрывающим душевную тревогу и грусть. Я поклонился ее сердцу, которое любит весь мир, потому что ты, ее единственный сын, живешь в этом мире. Да, я послал твоей матери три письма! Я написал ей и за себя и за тебя... Ведь сам ты, кажется, почти никогда ей не пишешь. В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твое единственное за весь год письмо: "Я забыл дома библиотечную книгу. Она называется "Сага о Форсайтах". Лежит, кажется, в левом верхнем ящике. Только не потеряй страницы - книга старая и вся рассыпается". Вот и все. Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма? Однако же ты чуть не каждый день атаковывал посланиями Марину. Она и читать, наверно, не успевала. Значит, умеешь?.. Сказал бы уж точней: "Не люблю писать матери". Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь. Меня, помнится, обжигали твои ленивые, словно в пространство брошенные фразы: "Эх, если бы сейчас скатерть-самобранку! Да полную яств!", "Уж полночь близится..." Твоя постель расстилалась "сама собой", и "сам собой" накрывался стол. Тебе не нужно было скатерти-самобранки и ковра-самолета: все это заменяла тебе маленькая сухонькая женщина, которая так искусно владеет волшебством материнской заботы. Помнишь, когда ты кончил аспирантуру, твоя мать приехала в Москву? И как раз была встреча Нового года. Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая все это торжество, была на кухне. Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал ее в комнату. Ты стеснялся ее. И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: "Всю жизнь прожила в деревне. Сами понимаете..." И виновато поглядывал на Марину. Но ты не знал нашу Маринку! Сейчас ты никак не можешь понять, почему Марина перестала встречаться с тобой, почему не отвечала на твои письма. Сколько раз, гуляя по лесу, мы ломали голову над этим вопросом! Сколько раз ночью, лежа в постелях, перешептывались, стараясь постичь Маринино сумасбродство! А недавно, совсем на днях, она мне все рассказала... Помнишь, тогда, после Нового года, кажется, дня через три, у твоей матери был тяжелый сердечный приступ (думаю, переутомилась, готовя наше новогоднее торжество). И в тот же день вы с Мариной должны были пойти на концерт Рихтера. Марина, стоя в коридоре, слышала, как ты на ходу крикнул матери: "Если будет очень плохо, постучи в стенку соседу. Он дома!" Марина ничего не поняла. Только позже, в консерватории, ты ей все объяснил. И в этот же вечер ты потерял ее навсегда. Ты восторгался, с какой силой и с какой легкостью ударял по клавишам Рихтер, а она слышала другие удары, слабые и беспомощные... Ей казалось, что вот сейчас, в эту самую минуту, стучит в стенку твоя мать, а сосед заснул и не слышит. И еще хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери. Сколько раз за это лето я часами беседовал с ней! И если бы ты знал, как хорошо, как тонко она все чувствует и понимает! Она каждый раз хвалила тебя - и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, и заботу, и ласку. Это - ее мечта. Быть может, самая большая и последняя мечта в жизни. И ведь как легко тебе воплотить эту мечту в жизнь! Почему же ты не хочешь? Почему? Всякий раз, когда я заговаривал с тобой об этом, ты отшучивался. И шутки твои были глупы, как все неуместные шутки. Анна Филипповна постоянно горевала о твоем пошатнувшемся здоровье, о твоих нервах. Я знаю, почему она выбрала именно нервы: боялась, что ты сорвешься, нагрубишь, надерзишь ей в моем присутствии, - и вот заранее оправдывала тебя, заранее извинялась. Не знала она, что мы с тобой вместе участвовали весной в спартакиаде, что вместе проходили медосмотр и что при мне врачиха, похлопав тебя по плечу, сказала: "Моему бы сыну такое здоровье!" Впрочем, напрасно волновалась твоя мать: ты за все лето ни разу не сорвался, ни разу не нагрубил - и это уже считал подвигом, этим аргументировал, отвечая на мои упреки. Ты не кричал на мать, но ведь и на чужих, совсем незнакомых людей ты тоже не кричишь. Они, однако, не называют тебя за это своим сыном! Может быть, еще там, в Варенцах, нужно было решительней нападать на тебя, горячей спорить, доказывать. Но пойми: есть вещи, о которых нельзя говорить громко. Есть истины, которые трудно доказывать - так они ясны всякому, в ком есть человеческое сердце. Трудно объяснять человеку, что он не должен разрушать стены дома, спасающего его от непогоды, что он не должен сжигать поле, которое принесет ему хлеб, что он не должен убивать сердце, верней и преданней которого он не найдет никогда и нигде на свете. Да, все лето ты был гостеприимен и очень внимателен. Но что это меняет? Могу ли я ценить человека лишь за то, что он хорошо относится ко мне? Разве это не будет с моей стороны отвратительным проявлением эгоизма? Вот я, кажется, и объяснил тебе причину своего охлаждения. Может быть, мое письмо убедит тебя в чем-нибудь, а может быть, нет. Но я-то, во всяком случае, буду по-прежнему писать твоей матери. Желаю тебе всего, чего желает Анна Филипповна. Большего пожелать невозможно. И вот странно: я зол на тебя, а хочу, чтобы сбылись все твои мечты, потому что это так обрадует добрую и милую старую женщину. И еще помни, мой бывший друг, что матерью люди издавна называют свою Родину... 1956 г. Вопросы по содержанию. • К кому обращается А.Алексин в письме? • О чём говорит то, что автор называет своего друга бывшим? • Почему изменилось отношение Алексина к этому человеку? • Какие поступки «бывшего друга» по отношению к матери возмущают Алексина (приведите примеры)? • С каким чувством Алексин говорит о матери «бывшего друга»? какие черты этой женщины восхищают Алексина (зачитайте отрывки)? • Что заставляет Алексина писать письма матери «бывшего друга»? • Для чего автор написал письмо «бывшему другу»? Почему сделал его публичным, открытым? Василий Александрович Сухомлинский Семь дочерей. Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. – Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь. – Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – проговорила вторая. – Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала третья. – Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – щебетала четвертая. –Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая. – Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги. Материнские глаза. Я закрываю глаза и вижу глаза материнские. Где бы я ни была, о чём бы ни думала — я вижу их везде. В них — и доброта, и ласка, и любовь. Я счастлива, когда у мамы радостные, добрые, улыбающиеся глаза. Вот я прихожу из школы, мама посмотрит мне в глаза, гля¬нет, как я иду, как смотрю — и все видит, как у меня на душе, всё ли v меня в порядке, А иногда в глазах материнских грусть, тревога, печаль, смятение. Иногда — укор, обида... Я отдала бы все свои радости, только бы в глазах материнских было спокойствие, только бы она не горевала и не страдала. Материнские глаза — это первое, что открылось мне в мире. Это первый лучик счастья и лучик мысли. Отчизна начинается с мате¬ринских глаз. Моя мама Может быть, мне снилось, а может и вправду так было в годы моего раннего детства. Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-мно¬го... И слышу, как ко мне прикасается теплая ласковая, нежная рука матери. Я узнаю её, руку материнскую. Ведь тепло, ласка и нежность материнская — единственная в мире. Мама берет меня, прижимает к себе, несёт куда-то, а я плыву, плыву. И так мне радостно, так при¬ятно... Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно... Наверное, от ласки и нежности материнских рук и начинается для нас Отчизна. Советы взрослым и юношеству. Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок — и хороший, и плохой — отзывается в материнском и отцовском сердцах радостью или болью, счастьем или страданием. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли и страданий. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети — говорит украинская народная мудрость. Береги здоровье родителей. Помни, что раннюю старость и болезни твоей матери и отцу твоему приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения, обиды. Сердце отца и матери всегда уязвляет сыновняя неблагодарность, равнодушие детей. Женщина-мать — творец всего прекрасного на земле, потому что она — творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Не превращай старости своих дедушки и бабушки, отца и матери в беду. Помни, что и ты будешь старым. Присмотрись внимательно к дедушке и бабушке; таким станешь и ты через несколько десятилетий. Дорожи здоровьем дедушки и бабушки; у них закат жизни, им осталось жить меньше, чем тебе. Не стесняйся и не опасайся поделиться с ними своими радостями или бедой. То, что ты обратишься к ним за советом, — само по себе для них большая радость. Проявляй терпимость, чуткость, такт по отношению к слабостям стариков. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй её одну; ты сам — твоё слово, твоя улыбка, твоё обращение — бывает, единственная радость её бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживается горечь одиночества. Всегда оставайся ребёнком своей матери, потому что ты для неё даже 60-летний, даже 70-летний — всегда дитя. Вопросы по содержанию. • Какая тема объединяет все эти произведения Сухомлинского? • Кратко передайте содержание рассказа «Семь дочерей». Какова его главная мысль? • Миниатюры «Материнские глаза», «Моя мама» включены Сухомлинским в хрестоматию (книгу для чтения) по этике, предназначенную для детей и юношества. Исходя из содержания миниатюр и высказываний Сухомлинского («Если ты в детстве не научился видеть в глазах матери её душу, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой». «Умей чувствовать сердце матери, умей видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение»), скажи, какое отношение к матери хочет привить своим читателям автор? • Какие из советов, данных Сухомлинским в статье «Советы взрослым и юношеству», ты считаешь наиболее важными? (зачитай или перескажи своими словами). • Сделай вывод, какими хочет видеть своих читателей Сухомлинский. Юрий Мартынов. Вечернее платье. Вика высока и стройна. У нёё бледно-голубые глаза навыкате, остренький носик. Большой рот. Вика считает себя пикантной. Вика решила уйти из школы. В то самое лето, когда подруги по классу сдавали экзамены аттестат зрелости, Вика уже восседала за монументальным столом секретаря начальника главка, красила губы модной розовой помадой и купила себе первые туфли на «шпильках». Резкую, угловатую походку Вика сменила на плавную поступь. Она муштровала себя до тех пор, пока у неё не стало привычкой не торопясь подавать руку, небрежно натягивать перчатку и непринуждённо держаться где бы то ни было. Вика уже начало хандрить оттого, что никто не выражает вслух восхищения результатами её усилий, но тут она познакомилась с Анатолием – студентом последнего курса юридического факультета. Как-то вечером Вика и Анатолий отправились на концерт в Зелёный театр. Симфонический оркестр играл что-то скучное. Хотелось есть. Но вдруг раздались дружные рукоплескания. Она прищурила глаза и увидела. Как на сцену к сверкающему в луне прожектора роялю прошла известная актриса в платье из белоснежной сверкающей ткани. Вика затаила дыхание. Хороша, ничего не скажешь! Как это она, Вика, до сих пор не подумала о таком вечернем платье? Викина мысль вдохновенно заработала. Надо, надо шить вечернее платье, и именно белое, парадное, ослепительное! После ужина в ресторане Анатолий отвёз Вику домой на такси. Едва она вошла в комнату, ярко освещённую полной луной, как её охватила ярость: в комнате резко пахло валерьяновыми каплями. «Опять старуха пила эту гадость! – со злостью подумала Вика. – Никогда не вспомнит обо мне, знает, что я не переношу запах валерьянки», - и неприязненно посмотрела в сторону матери, которая спала на диване. Перед диваном на стуле стоял стакан с водой и пузырёк с каплями. Вика подошла к окну, распахнула его и села на подоконник. Перед её глазами вставало то белоснежное платье певицы, то она сама в таком же платье. «Кто знает, - лихорадочно размышляла Вика, - может быть, это платье и решит мою судьбу. Ведь свет клином не сошёлся на Анатолии, тем более он ещё очень не самостоятелен и, как сам однажды признался, не в ладах с отцом». Вика соскочила с подоконника, включила свет и открыла шкаф. Под платьями и костюмами белела коробка. Что это? Полуботинки матери, но они поношены и вряд ли их можно реализовать. А вот пыльник – как это она не вспомнила о нём сразу? – пыльник подойдёт. Правда, мать его очень любит, но иногда приходится идти на жертвы. Вика прикрыла шкаф, значительно успокоенная. Платье у нё будет, и не позднее, чем к следующему воскресенью. Запах валерьянки уже не так раздражал её. Теперь можно и спать. Вика разделась, забралась под одеяло. Последняя её мысль была о матери: простыни она крахмалит отлично, ничего не скажешь!... Вопросы для работы над содержанием: • Кто главная героиня рассказа? • Что вы можете сказать о её жизненных целях? Какие факты свидетельствуют об этом? • Почему белоснежное сверкающее платье актрисы привлекло внимание Вики и её захотелось иметь такое же? • Что вы можете сказать об отношении Вики к матери? Какие её поступки свидетельствуют об этом? • Сделайте вывод, дайте оценку нравственным качествам героини. Ю.Стефанович. Хуже нет. Внук сидел, положив под толстый зад ногу, большой ложкой носил в рот сметану, оладьями заедал. Баба Даня. - Ты куда это засобирался? Внук. - Надо. Скоро приду. Баба Даня. - Не пойдёшь никуда, отец велел, чтобы ни шаг за ограду… Внук. – Ага, буду я здесь сидеть, нам сказали на репетицию прийти! Баба Даня. - Делать там нечего, каждый божий день репетиции. Дома некому быть, слышишь? Внук. - А ты на что? В баню опять? Баба Даня. - Тебе что за дело? Я к тёте Кате собираюсь. Внук. - Ну и иди. Мало тебя папка гнал, ещё выгонит! Баба Даня. - Ладно, бог с вами, живите. Внук. - И проживём! Старуха замигала морщинистыми белыми веками и отвернулась к окну: мал он ещё видеть слёзы… потом повернулась к внуку, сказала тихо: Баба Даня. - Весь ты в отца растёшь. Она надела пальто, взяла узел, кусок серого хлеба со стола захватила и у порога обершувшись, наказала внуку, хоть и не хотела: Баба Даня. - Не вздумай на замке дом оставлять, товару полон чулан, да и отец твой, того и гляди подъедет. Да матери помогайте, не дай бог сляжет, вы ведь одни останетесь, не кто-нибудь. Внук отвернулся к окну, будто не слышал… Дверь хлопнула. Куда старухе деться? К другой дочери? Но ведь и там такая же история… Баба Даня. - Катя, а я ведь насовсем пришла, знаешь? Катя. - Ну и что ж, что насовсем? Поживёшь, пока Игнатий не приедет, а там что-нибудь придумаем. Старуха прислонилась к сене. Вон ведь какие мудрые – придумают они… Вопросы для работы над содержанием: • Что можно сказать об отношениях, царящих в этой семье? Какие детали об этом свидетельствуют? • Как ведёт себя внук по отношению к бабушке? • В чём, на ваш взгляд, причина такого отношения? Виноваты ли в этом родители мальчика, какие факты об этом свидетельствуют? • Как баба Даня относится к членам семьи, несмотря на их отношение к ней? В чём это проявляется? • Нашла ли баба Даня приют и поддержку у своей дочери Кати? Какая реплика дочери говорит о том, что и здесь она лишняя? • Дайте нравственную оценку отношения героев повести к бабушке Дане. Действительно ли их можно назвать мудрыми? Вопросы для работы над содержанием рассказа И.Уханова «Мама, не умирай». • Что заставило героя (Павла) бросить дела и поехать к матери? • О чем думает Павел по дороге в автобусе? (с.274) • Какие эпизоды из детства всплывают в памяти героя? (с.274 - 275) • За что герой испытывает чувство вины перед матерью? (с.275) (с.279 - 280) • Каким образом Павел хочет загладить вину? (с.281) • Какова роль эпизода за ужином? Можно ли сказать, что сцена носит сатирический оттенок, почему? (с.282 - 285) • Воплотилось ли на практике желание Павла помочь матери, проявить заботу? • Как вы понимаете слова деда Власа: «Материнское сердце в детках, а детское - в камне»? как эти слова соотносятся с содержанием рассказа? Из высказываний на форуме в интернете. Чувство вины, которое становится еще сильнее. Мы часто позволяем себе делать ошибки, искренне и по-детски полагая, что в будущем у нас обязательно получится их исправить без ущерба для собственного спокойствия. А всегда ли удается избежать чувства вины, которое возникает вследствие необдуманных слов или поступков, сказанных и сделанных в порыве обостренного ощущения собственной значимости. Меня до сих пор мучают "угрызения совести" за сказанные слова в адрес моей мамы. Я родилась и выросла в замечательной семье: папа, мама, старший брат и я - младшая дочурка. Оба ребенка были настолько желанными и любимыми, что, как часто бывает, наша мама совершенно отстранилась от собственных интересов, круга общения и целиком посвятила себя воспитанию детей. Сколько себя помню, у меня всегда было все необходимое, я росла в любви и была окружена вниманием заботливой мамы и обожающего меня папы. Основными проблемами дома были частые конфликты между мной и мамой. По характеру мы обе вспыльчивые и очень эмоциональные, и, зачастую, пока полностью не "выпустим пар", могли спорить, переходя на взаимные упреки и обиды! Во время подобных скандалов не следили за своими словами и не выбирали выражения. Как правило, это были однотипные конфликтные ситуации, похожие одна на другую, как две капли воды. Разными были только причины начинающегося конфликта, а потом, слово за слово и пошло-поехало... Каждый раз доходило до слез, как у меня, так и у мамы. И сейчас в моей памяти звучат слова, которые были сказаны без всякого смысла и злого умысла, но причинявшие такую боль нам обеим! - Я всю жизнь тебя растила и воспитывала, всю себя тебе отдала, а ты... - Я об этом не просила. - И зачем только я тебя рожала... После таких ссор я всегда бежала к папе и искала у него поддержку и понимание. Он всегда был на моей стороне! Каждый раз мы с мамой ругались до слез и так же бурно мирились с признаниями друг другу в любви и взаимными просьбами о прощении! Но все это неоднократно повторялось и мы, зная слабые стороны и реакцию на те или иные слова, вновь пытались уязвить друг друга, как будто ссорились раз и навсегда! Конечно, вы скажете, что это обычный "переходный возраст" и конфликты, свойственные ему, присутствуют в каждой семье. Да! Так и есть. И я всегда это понимала, не придавая большого значения подобным ситуациям. Но, к несчастью, в моей жизни случилось то непоправимое событие, которое заставило меня изменить свой взгляд на подобные вещи. Менее года назад с нами не стало папы. Боль этой утраты еще долго будет тревожить души всех, кто близко знал этого человека. Но больнее всех, конечно, моей маме. Они мечтали с папой вырастить детей хорошими людьми, поставить их на ноги, увидеть внуков, а потом пожить друг для друга, съездить в отпуск к морю, и много еще чего, наверное... Но всему этому уже никогда не суждено произойти, разве только там, в другой жизни... У меня нет чувства вины перед папой, мы всегда находили общий язык и никогда не ссорились, я никогда не говорила ему слов, за которые мне было бы сейчас стыдно! Но мной овладел ужасный страх. Я вдруг подумала, а что если бы это была моя мама? Я никогда не простила бы себе всех тех слов, которые бездумно были сказаны, чтоб побольнее уязвить! Как неэкономно мы расходуем время, которое нам дано для того, чтобы быть вместе, радовать друг друга, испытывать чувство близости и ни с чем не сравнимое чувство родственных отношений! Никто не знает, сколько отведено времени на этом свете каждому из нас. Только сейчас, после ухода папы, я поняла, что каждый день надо жить так, как будто это может быть последним днем в нашей жизни. Я благодарна тому, что это понимание ко мне пришло не слишком поздно! Я очень хочу успеть сказать моей мамочке, что я ее очень-очень люблю, что благодарна ей за то, что она меня родила и воспитала, как бы трудно ей это не было! Десять месяцев назад я сама стала мамой двух замечательных дочурок. Мне хочется вырастить их такими, какими вырастили нас наши родители. Может, много на этом пути мне суждено сделать ошибок, однако, кое-какие уроки из своих взаимоотношений с мамой я, надеюсь, сумею вынести. Может быть, мой опыт поможет кому-нибудь в построении отношений со своими родителями или детьми. А может кто-то, прочитав эти строки, вдруг вспомнит, что остались несказанными те слова, которые сказать необходимо! Не откладывайте это на потом! Поговорите с любимыми, не бойтесь повторять, как они вам дороги! Это самое важное, что есть в нашей жизни. Вопросы по содержанию письма. Кто автор письма? Как складывались её отношения с родителями? О каких эпизодах общения с мамой автор письма вспоминает с сожалением? В связи с чем она пересмотрела свои взгляды на общение с матерью? К каким важным для себя выводам она пришла? (Зачитайте отрывок.) Что, на ваш взгляд, заставило женщину написать открытое письмо? *** В странное время мы все живем… Многие говорят, что это злое время и все у нас шиворот навыворот. С этим можно согласиться. Я недавно сидел и размышлял на тему своих отношений с родителями и пытался ответить на вопрос «Как я должен к ним относиться». В этой попытке мне стало интересно «а что же они сделали для меня?». И я ужаснулся тому, как же много мне дали, дали просто так, не ожидая ничего, бескорыстно из любви, из долга… Но, пытаясь оценить, что же я дал своим родителям, я пришел к выводу: что бы я теперь для них ни сделал – это будет капля по сравнению с океаном сделанного ими для меня. Они подарили мне жизнь. Они дали мне возможность развиваться и учиться. Они обеспечивали меня всем необходимым, всем, чем могли. Они отдавали самое лучшее, что у них было. Они иногда наказывали, но сейчас я понимаю, что все их наказания были направлены только на одно: принести благо мне, научить. Когда было трудно, именно они первыми замечали это и пытались помочь, но часто я, из своего эгоизма, не замечал что они хотят мне блага, а думал «меня пытаются ограничить в чем-то», но подобно тому как заботливый отец не позволяет ребенку засунуть руку в огонь, точно так же и наши родители часто запрещают нам делать вещи, которые принесут нам лишь страдания и ничего более. Мы не имеем права их осуждать. Мы не способны так же бескорыстно относиться к ним. Но должны учиться этому, пытаться и делать все, чтобы вернуть хоть крупицу того, что они дали нам. Давайте не будем забывать о наших родителях, и будем стараться отдавать им лучшее, что мы сейчас имеем, подобно тому как они отдавали нам, когда у нас ничего не было. Даже если у нас, кажется, нет ничего, что мы можем им дать, то одна вещи всегда есть – наше время. Время, которое мы можем посвятить им, подарить им свою любовь и заботу, помочь им или просто сказать: «Я вас так сильно люблю…» Вопросы по содержанию: • Какую оценку своему времени даёт автор письма? • Что стало, на ваш взгляд, поводом для такой оценки? • Над каким вопросом размышляет автор письма? • Какой ответ на этот вопрос даёт автор письма в процессе размышления над вопросом: что родители сделали для меня? • Какой вывод для себя («Как я должен к ним относиться») делает автор (зачитайте)? • Почему автор письма выбирает для вывода форму повелительного наклонения?

Прикрепленный файл Size
Конспект урока русского языка.rar 791.69 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн