Необходимость использования дистанционного обучения в современном ОУ
В развивающемся информационном мире появляются новые ориентиры российской школы: персонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием Интернет-технологий и сетевых ресурсов. Необходимым условием развития дистанционного образования в России является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии Интернет-образования. Для этого необходима разработка принципов конструирования базисного учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. Главным условием развития теории дистанционного обучения является организация и анализ деятельности учителей-практиков.
Дистанционное обучение принято определять как комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от преподавателя до учащегося. Дистанционное обучение предполагает изменение традиционной модели взаимодействия. Учебный процесс в дистанционном обучении обеспечивают: учитель - тьютор, технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты, например, дистанционный педагог может быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.
Преимущества данного способа обучения:
Дистанционное образование сравнительно дешевый вид обучения, поскольку текущие затраты существенно уменьшены. Для создания материалов для обучения требуется большая начальная инвестиция, но после этого затраты быстро уменьшаются, поскольку затем происходит постоянное потребление одного и того же материала разными людьми.
Дистанционное обучение гибко, потому что оно не требует инфраструктуры для набора учащихся, не обязательно жесткое расписание, оно удобно для людей живущих в географически отдаленных областях. Эта же гибкость обеспечивает доступ к образованию социальным группам, которым затруднен доступ к обучению в учебном заведении.
В сельских школах, имеющих не такую большую численность учащихся, не имеющих грамотных специалистов, ограниченные финансовые возможности, на первое место выходит использование возможностей новых информационных технологий, так как при дистанционном обучении используются возможности краевых образовательных структур, знания высококвалифицированных специалистов, современные компьютерные классы с выходом в Интернет по высокоскоростным каналам. К преимуществам данного проекта следует отнести также возможность его использования в виде кейс-технологий (помимо сетевой технологии обучения). Сельские школьники могут воспользоваться набором текстовых и мультимедийных учебно-методических материалов для самостоятельного изучения.
Особой задачей научных, учебных и административных органов образования должна стать забота об обеспечении свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащимися и педагогами. Для обеспечения индивидуальной траектории учащихся при проектировании дистанционных курсов предлагается использование модулей двух видов: инвариантных - обязательных для изучения всеми обучаемыми и вариативные - содержание которых изучается в зависимости от желания обучаемого и его личностных возможностей. Необходима существенная переоценка имеющегося содержания образования в категориях информационных процессов в открытом информационном поликультурном пространстве. Это означает глубокие трансформации и в "традиционных" сферах, таких, как нормирование содержания, методы и формы образования (особенно, гуманитарного), способы контроля и т.д.
Необходима разработка педагогических основ школьного сайта, который, с одной стороны, может быть инструментом эффективного решения традиционных задач очного обучения (организация дистанционных родительских собраний, проведение конкурсов, информационная поддержка обучения), с другой - являться средством коммуникации с внешним миром.
группа №1
с.им.П.Осипенко
Хабаровского края
|